В нефтегазовом секторе происходят существенные изменения: компании укрупняются, поглощая других участников рынка или сливаясь с ними, усложняются технологические цепочки, охватывая полный цикл — от разведки и добычи до сбыта, растет объем иностранных инвестиций в отрасль.

В газовом потоке

Один из крупнейших участников топливно-энергетического рынка России — компания «Газпром», чей контрольный пакет акций принадлежит государству. Она владеет крупнейшей в мире системой транспортировки газа — Единой системой газоснабжения России, протяженность которой составляет 155 тыс. км. Предприятия группы «Газпром» обслуживают также 463,4 тыс. км (77%) распределительных газопроводов страны. Согласно действующему законодательству
«Газпром», как владелец Единой системы газоснабжения, и его стопроцентные «дочки» обладают эксклюзивным правом на экспорт природного газа.

Заработал в полную мощность газо-провод «Голубой поток», поставляющий российский природный газ в Турцию через акваторию Черного моря, минуя другие страны. Начато строительство газо-провода «Северный поток» (Nord Stream), готовится проект освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток». В качестве других направлений развития рассматриваются освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Правда, пока инвестиции в развитие невелики ввиду капиталоемкости проектов, выгода которых пока не очевидна.

По поручению правительства РФ «Газпром» выступает координатором программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (восточная программа). В рамках проекта планируется создать газоперерабатывающую и газохимическую промышленность, чтобы рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

Сегодня «Газпром» — не только поставщик газа. Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из серьезных игроков нефтяного рынка России. Закупая энергетические активы (сейчас компании принадлежит около 20% акций РАО «ЕЭС России») компания диверсифицирует свой бизнес, а создание вместе с Сибирской угольной энергетической компанией (СУЭК) совместного предприятия (если оно состоится) позволит «Газпрому» стать одним из лидеров электроэнергетического рынка. Последнее решение объясняется тем, что в число основных задач энергетической стратегии России до 2020 года входит замена газа углем в топливном балансе.

В целях совершенствования структуры управления и реформирования компании создаются дочерние общества по видам деятельности, таким как подземное хранение газа, подземный ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти. Усовершенствованы структура управления, регламентные процедуры и система бюджетирования на уровне головной компании. Планируется выделить в обособленные подразделения сервисные службы (куда попадают и ИТ-подразделения), распределительные сети, социальную инфраструктуру. Это должно повысить прозрачность затрат, связанных непосредственно с осуществлением основных видов деятельности, способствовать объективному их отражению при формировании регулируемых тарифов на реализацию и транспортировку газа.

В связи с этим реализуются проекты создания распределенных региональных сетей передачи данных, включая их проектирование, поставку телекоммуникационного оборудования, развертывание, сервисную поддержку, защиту информации, внедрение решений по диспетчерскому управлению.

Развитием и внедрением информационных технологий в «Газпроме» занимается специализированная компания ОАО «Газавтоматика». Одна из основных ее задач — создать отраслевую интегрированную информационно-управляющую систему «Газпрома», которая включает оперативно-диспетчерское управление единой системой газоснабжения России; отраслевой банк данных; информационно-управляющую систему бухгалтерского учета и расчетов за газ; систему финансово-экономических показателей; геолого-геофизическую информационную систему; информационно-управляющую систему материально-технических ресурсов и др.

Нефть и не только

Не секрет, что в настоящее время Россия живет в основном за счет налогов и пошлин, взимаемых с компаний нефтегазовой отрасли. Например, удельный вес экспорта одной только нефти в объеме российского экспорта в январе-феврале 2007 года составил 33,2%, или 50,8% от экспорта топливно-энергетических продуктов.

Нефтяные компании — это всегда территориально распределенные, как правило вертикально интегрированные предприятия, охватывающие добычу, переработку, сбыт, транспортировку. Очевидно, что управление таким сложным производственным и технологическим объектом предполагает использование серьезных информационных систем.

Сегодня практически на всех крупных предприятиях отрасли проекты по внедрению ERP-систем, реализуемых для оптимизации управления производством и себестоимостью, реализованы или начаты. От внедрения финансовых модулей и модулей управления поставками компании переходят к автоматизации управления сбытом и персоналом и внедрению аналитических приложений. Еще больший интерес представляет интеграция как между системами разного уровня (посредством систем промежуточного слоя), так и между системами различных предприятий холдингов (консолидация и обработка информации, высокопроизводительные вычисления).

На нефтяном рынке крупных игроков больше, чем на газовом — это «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР, «Газпром Нефть» («Сибнефть») (см. таблицу). Следует учесть, что практически все нефтяные активы ЮКОСа попали под контроль «Роснефти», в результате чего влияние государства в нефтегазовом секторе существенно возросло. Выделить однозначного лидера отрасли сложно, так как многие компании имеют не только нефтяные, но также газовые активы и активы электроэнергетики.

В последние годы инвестиции в развитие геологоразведки и добычи (капитальные вложения) у некоторых крупных игроков растут медленнее инфляции или сокращаются. Сокращение инвестиций компаниями, владеющими нефтеперерабатывающими заводами, влечет остановку модернизации и развития производства нефтепродуктов, несмотря на то, что традиционно самые высокие ИТ-бюджеты всегда были в сегментах нефтепереработки и нефтехимии, которая заметно активизировалась в последнее время.

Лидеры топливно-энергетического комплекса
Транспортировкой магистральной нефти ведают государственные и частные компании. Тарифы за транспортировку существенно различаются. Самые низкие тарифы — у компании «Транснефть», которая является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти Миннефтепрома СССР и учреждена Правительством РФ. Согласно энергетической стратегии, к 2010 и 2020 годам объемы добычи нефти должны составить соответственно 490 и 520 млн. т., и трубопроводная система должна удовлетворять этим требованиям. «Транснефть» способна обеспечить претворение в жизнь этой программы, в частности за счет расширения Балтийской трубопроводной системы и строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Частный Каспийский трубопроводный консорциум по своим масштабам сопоставим с Балтийской трубопроводной системой, но все еще не вышел на запланированные мощности.

Транспортировка нефти осуществляется не только магистрально — в этом процессе задействованы нефтебазы, терминалы, железные дороги, речной и морской транспорт и т.д. Процесс приемки и отгрузки нефтепродуктов должен быть автоматизирован, безопасен, экологичен, находиться под строгим учетом и контролем. Развитие этого сектора требует существенных инвестиций.

В последнее время все больше внимания компании стали уделять автоматизации сбытовых подразделений, хотя их бизнес-процессы наименее стандартизованы: сбыт нефтепродуктов будет приносить стабильный доход до тех пор, пока существует двигатель внутреннего сгорания. Необходимо автоматизировать продажи нефтепродуктов с региональных складов (складской учет, учет продаж и взаиморасчетов), построить системы анализа цен на нефтепродукты при сбыте на внутреннем рынке. Сегодня уже практически все крупные нефтяные компании реализуют различные программы по развитию этого сегмента, в том числе и в сфере автоматизации.

Активность нефтегазовой отрасли на протяжении последних лет остается стабильно высокой. Внедрению информационных технологий на предприятиях отрасли уделяется особое внимание — от текущих задач нефтяники и газовики все чаще переходят к решению концептуальных проблем, касающихся комплексного развития информационной среды, с прицелом на перспективу в пять-десять и более лет. Потребность в ИТ-решениях, способных поддержать меняющиеся бизнес-процессы компаний, велика, и компании, безусловно, готовы вкладывать средства в их внедрение.