Старых решений в области управления файлами уже недостаточно

В 1993 году спокойное и размеренное существование хостов и терминалов в было прервано появлением клиент-серверных сетей. Руководители информационных служб во всем мире боролись с досадными сбоями и пытались найти время, чтобы подумать о защите, обучении, обслуживании, независимом сопровождении и других насущных вопросах.

Больше всего опасений вызвало то обстоятельство, что файлы, имеющие первостепенное значение для компании (с информацией о политике и принципах работы, данные об объемах продаж и т. п.), в итоге окажутся разбросанными по отдельным настольным компьютерам, и даже просто знать об их существовании сможет только один человек. Тем, кто более привычен к словам «хост» и «термилал», архитектура локальной сети казалась предназначенной исключительно для того, чтобы разнести файлы по дальним уголкам организации и хранить их там.

Осознав открывающиеся рыночные перспективы, производители начали публиковать программное обеспечение, способное воссоздавать (и с успехом усовершенствовать) централизованный мир хостов и терминалов, оставаясь в контексте локальной сети. Эти продукты управления документами не только позволили создать общие библиотеки важных текстов, но и, как правило, поддерживали такие функции, как структурированный поиск, управление хранением, контроль версий и модификаций, организация потоков работ, аудит, архивация и формирование документов сложной структуры из других документов.В апреле 1993 года журнал CIO рассказывал о подобных продуктах и порождаемых ими проблемах и пришел к выводу, что они обладают не только удобствами. «По мере того как все больше и больше информации создается и хранится в электронном виде, корпорациям потребуется вкладывать средства в мощный инструментарий управления документами», - отмечалось в нашем обзоре.

На практике многие нашли способ обойтись без такой технологии. Том Бартли, работавший в компании PC Docs, которая одной из первых начала выпуск систем управления документами (в 1999 году она была куплена компанией Hummingbird), заметил, что, как следует освоившись с локальными сетями, люди находят дешевые, хотя, возможно, и не очень эффективные способы решения задачи распределения документов. Яркий пример такого подхода — рассылка по электронной почте сообщения с запросом о том, у кого находится нужный файл. Снижение стоимости устройств хранения удешевляет хранение множества копий одного документа. Операционные системы, сетевое программное обеспечение и базы данных все чаще выпускаются с рудиментарными функциями управления документами. «Мне иногда кажется, что изобретение подкаталогов положило конец развитию отрасли», — смеется Бартли, работающий сейчас в компании Elite Information Systems, которая выпускает управляющее ПО.

Тем не менее у этого сектора рынка оставались свои потребители. Согласно исследованию, проведенному AIIM — отраслевой ассоциацией компаний, выпускающих системы управления документами, совокупный объем продаж в 1996 году составил около 1 млрд. долл. Однако их покупатели работали в основном в секторах, где управление документами неразрывно связано с основной деятельностью, например в адвокатских конторах, государственных учреждениях и финансовых службах.

В середине 90-х годов в связи с появлением Web и электронной коммерции разразился новый бум, во много раз сильнее и опаснее, чем прежний. За два года небольшой, стабильный, замкнутый и легко очерчиваемый круг заказчиков расширился до невероятных размеров. Появились новые классы документов, от HTML до интерактивных материалов и динамических текстов (документов, которые постоянно меняются в реальном времени). Повторное использование компонентов разных типов (например, изображений) стало нормой. Если офисы и не превратились в безбумажные, то уж по крайней мере парадигма страниц, рассчитанных на распечатку, которой ранее руководствовались при создании документов, стала уходить в прошлое. И снова директорам информационных служб пришлось решать весьма сложные вопросы управления.

Повторится ли история снова, смогут ли компании опять найти простые, недорогие, неформальные способы выполнения того, что сейчас называют управлением информационным наполнением? На первый взгляд это маловероятно, поскольку проблемы кажутся более серьезными. Один из признаков их серьезности — отсутствие единого определения задачи. На этот рынок выходят производители, работавшие в самых разных областях информационных технологий, от управления документами (компания FileNet), цифровыми активами (Artesia Technologies), базами данных (Oracle) и мультимедиа (Corbus) до управления Web-ресурсами (Vignette) и академических исследований (Scopeware). Даже корпорация Microsoft наконец создала свой собственный продукт (Sharepoint Portal Server). Ряд производителей специализируются либо на конкретных приложениях, таких как генерация предложений или обработка факсов, либо на вертикальных рынках в рамках определенных отраслей.

«Сейчас строгих правил в отрасли управления информационным наполнением не существует, — заметил Джеффри Бок, старший аналитик компании Patricia Seybold Group. — Теперь это больше напоминает метаотрасль».

С другой стороны, кое-кто из исследователей создает методы управления информационным наполнением с точки зрения сети, напоминающие подкаталоги эпохи становления отрасли управления документами. Есть надежда, что новые протоколы, такие как XML и Resource Description Framework, наделят Internet семантической самодостаточностью, предоставив сетевую среду, которая сможет «понимать» запросы, должным образом составлять собственные поисковые задачи, определять местонахождение соответствующих фрагментов информации и обрабатывать их. Если все это произойдет, потребность в локальных решениях управления информационным наполнением сойдет на нет. По-видимому, это очень сложная задача, но над ней работает множество талантливых людей. Одним из ведущих специалистов по этим вопросам является Тим Бернерз-Ли, который несколько лет назад изобрел браузер. Можно рассчитывать на то, что он по крайней мере понимает проблему, поскольку сам же ее и создал.