Всех нас когда-то родители за ручку приводили в музей. Мы входили в просторные залы, оглядывались по сторонам, слушали экскурсовода, не все понимали, многое из услышанного куда-то сразу улетучивалась из головы, но, помню, впечатление о таком походе оставалось надолго. Мне всегда очень хотелось потрогать экспонат, хотя было нельзя. Наверное, это желание во многом объясняется тем, что всегда интереснее работать с экспозицией, чем просто наблюдать — и ребенку, и профессору. Учтите, что при этом мы всегда можем увидеть только малую часть того, что хранит музей, ведь огромное число замечательных предметов постоянно лежат в запасниках! Мы знаем, что информационные технологии проникают во все сферы нашей жизни. Могут ли они помочь в музейном деле — чтобы и посетителям было интереснее, и самим работникам музея работалось легче? Мне предоставилась возможность узнать о том, как обстоят дела в этой области в Государственном Историческом музее (ГИМ) — одном из крупнейших музеев нашей страны, где собрано огромное количество самых разных вещей — материальных свидетелей различных эпох, отражающих историю зарождения и развития русского государства с древнейших времен до наших дней.

Но сначала — несколько слов об общих задачах информатизации музеев и музейного дела.

У западных коллег

В музеях Западной Европы компьютерная техника используется значительно шире, чем у нас, но она внедрена в основном в административной, бухгалтерской работе. Если же говорить о построенных на основе информационных технологий музейных системах, то и там это довольно редкое явление.

Так, в боннском музее «Дом истории» все новые поступления описываются лишь компьютерным способом. Но следует учитывать, что в эту музейную систему вложены колоссальные деньги, а фонд «Дома истории» включает всего около 300 тыс. экспонатов, из которых за шесть лет большой коллектив специалистов обработал около 100 тыс. Для сравнения, коллекция ГИМ содержит около 5 млн. единиц хранения, а это — примерно 500 млн. физических предметов (объектов описания).

Интересна информационная система в музее Люксембурга — там она ориентирована именно на посетителей. В залах музея находится около 50 мониторов, которые предоставляют разнообразнейшую информацию, от путеводителя по сложному семиэтажному зданию до сюжетов, иллюстрирующих события из истории Люксембурга. Вся система опирается на мощный компьютерный центр, а информация выдается индивидуально по запросу каждого посетителя. Выглядит это следующим образом: сотрудник музея после стандартной процедуры опроса (возраст, образование и т. п.) выдает посетителю карточку, которая предусматривает один из трех уровней изложения материала: сложный, средний и упрощенный. Осматривая экспозицию, посетитель вставляет карточку в специальное устройство на мониторе и получает информацию в соответствии с установленными критериями.

Таким образом, можно выделить две основные области применения музейных информационных систем: внешняя — расширение возможностей посетителей по самостоятельной работе с музейным фондом и внутренняя — обеспечение более эффективной работы по сохранности музейного фонда и развитию музейного дела.

Рассмотрим теперь вкратце, как создавалась информационная система ГИМ, позволившая успешно решать эти задачи.

Этапы построения информационной системы музея

Первый этап, длившийся с 1981 по 1984 год, включал разработку универсальной системы описания музейного предмета ГИМ и тестирование поисковой модели на определенном количестве предметов. Работа велась в диалоговом режиме на СУБД ИНЭС на машинах серии ЕС.

Второй этап предусматривал практическое внедрение этих технологий. В 1985 году на основе разработанной системы начала действовать первая база данных в отделе керамики. Совместно со специалистами этого отдела была подготовлена выставка «Русский фарфор XVIII — начала XX веков».

Но в 1986-м начался ремонт, и фактически работы приостановились до 1992 года Кстати, ремонт продолжается по сей день — вот уже 14 лет (само здание музея построили за 12).

Третий этап, начавшийся в 1992 году, ознаменовал «возрождение» того, что было наработано ранее. В течение 1994 года был создан отдел информатики музея и началось формирование общей базы данных отдела учета ГИМ. За основу взяли наиболее изученный отдел драгоценных металлов, база данных которого разрабатывалась еще в 1984 году, потом по той же модели создали БД для отдела оружия и ряда других. Система эта была, конечно, не графического, а описательного характера и «жила» на машинах серии ЕС.

На четвертом этапе персональные компьютеры сменили ЕС, а СУБД «Ника» стала преемницей ИНЭС на ПК. Началась отработка методики и технологии построения электронного архива музея на основе новых поступлений и компьютеризации музейного дела в части выставочной деятельности. Ввод изображений предметов начали с отдела нумизматики, а инструментом ввода информации в «Нику» cтал Access.

И наконец, в 2000 году начался пятый этап. Он предусматривает создание единой информационной системы, объединяющей все фондовые отделы, которые располагаются в главном здании и филиалах, и построение единой сети информационных потоков по учету и движению фондов.

Остановимся теперь более подробно на том, что представляет собой база экспонатов музея и как построена система поиска в ней.

База экспонатов музея

Существует международный cтандарт получения, обработки, хранения и передачи изображений в электронном виде — пирамида jpeg, в соответствии с которым электронное изображение предмета имеет 12 степеней детализации: от маленькой виньетки до детального изображения в файле объемом 40 - 150 Мбайт. Используя уникальную технологию, на основе этого стандарта можно получить компрессию изображений в десять раз без потери качества.

Музейный предмет сканируется, к нему добавляется описание и он помещается в электронную базу экспонатов, построенную на базе СУБД «Ника». В ней находятся изображения первых трех уровней детализации.

Сейчас в базе содержатся изображения 15 тыс. экспонатов, которые выезжали за рубеж или проходили реставрацию. И хотя эти предметы побывали во многих странах мира, в России их никто никогда не видел, потому что они лежат только в запасниках. Теперь же в intranet-сети музея, используя развитые средства поиска, можно легко найти и увидеть высококачественные электронные изображения всех этих экспонатов, которыми раньше любовались только за рубежом.

Общее же чиcло записей в базе данных превысило 120 тыс. (15 тыс. изображений, больше 100 тыс. фактографических записей), она постоянно пополняется, сейчас идет ввод в базу электронных изображений коллекции отдела драгоценных металлов — а это около 40 тыс. предметов. Они помещаются в электронный архив и на Web-сервер в сети intranet музея. Всего же база данных будет содержать около 500 млн. объектов описания.

Поисковая система

Особенность ГИМ в том, что здесь хранится огромное число предметов всевозможных видов и размеров — от громадного ковша шагающего экскаватора до миниатюрной брошки. Поэтому требования к поисковой системе были довольно высокие.

В музейном деле к тому же есть своя специфика, и заключается она в том, что при создании единой поисковой системы следует учитывать принцип историзма.

Это значит, что при работе с экспозицией, например, в период подготовки тематической выставки, которая должна быть иллюстрирована самыми разными предметами, необходим инструмент, который бы позволял быстро просмотреть все фонды и отобрать все, что, допустим, связано с Суворовым или Наполеоном.

При поиске важно также учитывать выделение общих признаков, ведь в основе научных исследований музейных работников лежит классификация — поиск общих и уникальных признаков. Они строят классификационные схемы — от общего к частному, только делают это на бумаге, а не в компьютере.

По мнению специалистов ГИМ, работа с базами данных в музейных информационных системах отличается еще и тем, что нет необходимости в универсальных мощных СУБД типа Oracle, ориентированных на выполнение большого числа операций на записи в единицу времени. Здесь подобные операции редкость, поскольку отдельные фрагменты коллекции описываются на местах, и обычно вечером их «складывают» в общее хранилище.

Поэтому решение на базе СУБД «Ника», разработанной в ИСА РАН, по мнению сотрудников отдела информатики Исторического музея, является наиболее удобным и экономически целесообразным.

Информационно-поисковая система на базе «Ники» позволяет из электронной базы экспонатов, сделанной в Web-интерфейсе, проводить выборку по множеству параметров: по отделам музея, по датам изготовления, по странам, по городам, по событиям, по векам, по ГИМ-овскому номеру экспоната, по авторам описаний музейных предметов, комбинировать компоненты поиска, строить сложный комбинированный поиск по условию. Таким образом, например, были отобраны литографии, связанные с Петром I и Людовиком XII. Если бы это делалось «вручную» по картотеке и записям в инвентарных книгах, то заняло бы массу времени.

Интересно, что на основе той же СУБД «Ника», которая теперь развивается, совершенствуется и внедряется специалистами компании Cognitive Technologies, построен электронный архив в Музее Андрея Рублева и база данных «Пострадавшие за веру в годы репрессий», включающая 16 тыс. человек, в Свято-Тихоновском Богословском институте.

Схема работы электронного архива музея

Предметы через фондово-закупочную комиссию поступают в коллекцию ГИМ и передаются в соответствующие фондовые отделы см. рис. Там поступившие экспонаты описываются. Некоторые коллекции, например древнерусской живописи, описаны полностью, некоторые пока частично. Полученная информация о предметах заносится в базу данных — электронный архив «Золотой фонд». Если планируется зарубежная выставка, каждый отдел готовит к ней определенные предметы из своих коллекций. Имеющиеся описания предметов специалисты берут из электронного архива «Золотой фонд», если их нет — предметы описывают и помещают туда. Таким образом, электронный архив постоянно пополняется, и с помощью поисковой системы в нем можно оперативно найти, отобрать предметы и в сжатые сроки получить комплект документации для организации выставки: таможенную ведомость, паспорт сохранности, каталожное описание и др.

Музейные предметы могут перемещаться не только на выставки, но и внутри музея, в те отделы, где вещи не хранятся, например, в отдел реставрации, на внутреннюю выставку или на видео- и фотосъемку. При этом создается внутренняя передаточная ведомость, а информация о перемещении предмета также заносится в электронный архив.

Таким образом, база «Золотой фонд» позволяет отслеживать перемещение предметов как внутри музея, так и за его пределами, кроме того, она служит источником для расширения сети intranet, с которой смогут работать посетители в читальном зале ГИМ, и для Internet-сайта музея.

Доступ к электронному архиву «Золотой фонд» ранжируется по трем уровням: рядовой посетитель, посетитель-специалист и сотрудник ГИМ.

Рассмотрим технические характеристики сети, на которой работает информационная система музея. Она охватывает около 200 компьютеров и несколько локальных сетей — читального зала (библиотека и отдел книжного фонда), отдела информатики, нумизматики, отдела учета, а также бухгалтерии, которые объединены с центральными серверными оптоволоконными линиями связи внутри отделов разводка сделана витой парой. Cеть работает под ОС Windows NT. Используется и Linux, которая обслуживает в основном доступ в Internet. Базы изображений хранятся на ленточных накопителях стандарта DLT, обеспечивающих сохранность изображения в течение 15 лет.

Разработка информационной системы осуществляется при содействии фирмы Cognitive Technologies, поставки аппаратного обеспечения взяла на себя компания CROC. Эксплуатация и наполнение информационной системы возложены на отдел информатики музея.

Что реально дало внедрение информационных технологий музею

Первое — быстрое оформление документации для решения частных практических задач при переезде фондов (например, распечатка документации и упаковочных ярлыков).

Второе — компьютеризация процесса сверки наличия экспонатов. Делается это так: сотрудник фондового отдела сообщает координаты предмета (номер шкафа, полки, ящика или коробки, где он хранится), ГИМ-овский номер название экспоната, краткое описание изменений (cтекло помутнело, трещина появилась) сотруднику отдела информатики, который заносит эти данные в компьютер. Таким образом, в результате происходит сверка наличия и одновременно создается фрагмент базы данных, по которому потом уже легче найти вещь, сверить ее с картотекой, уточнить описание.

Третье — подготовка документации для зарубежных выставок. Из информационной системы сотрудники музея теперь получают таможенный список и паспорт сохранности: на первой странице — текстовое описание экспоната, на второй — распечатка изображения. Такая система дала возможность изготовить всю документацию по четырем небольшим зарубежным выставкам за месяц. А раньше на подготовку только одной зарубежной выставки уходило месяца четыре, а то и полгода.

Четвертое — участие в международных проектах RAMA, NARCISSE, CREDCO, SICMA, MENHIR, позволившее музею получить и технику, и ПО, а также принесшее ему мировую известность, что привело к расширению зарубежной выставочной деятельности музея.

Пятое — создание охранного видеографического банка данных высококачественных электронных изображений предметов, причем помимо оцифрованных фотографий в видимом свете он содержит снимки в ультрафиолетовых, инфракрасных, рентгеновских лучах.

Шестое. Электронная база предметов явилась отличным источником для пополнения качественными изображениями Internet-сайта ГИМ.

Седьмое. Благодаря информационным технологиям стал возможен первичный учет необработанных в полном объеме коллекций из собрания музея. Cейчас уже введено в базу около 5 тыс. компьютерных изображений предметов из этого фонда, за несколько лет можно будет провести такую «первичную фиксацию» всех предметов — без компьютерных технологий это было бы совершено нереально.

Восьмое. В музее занимаются компьютерными исследованиями в области реставрации. Сейчас разрабатываются технологии, которые позволят реставраторам на основе анализа снимков, сделанных методом цветного ультрафиолета, а также в инфракрасных или рентгеновских лучах, и их компьютерной обработки проводить оперативное исследование «больных» и поврежденных предметов.

И наконец, девятое, о чем уже говорилось в начале статьи, — информационная система музея предоставила доступ к изображениям тех экспонатов, которые находятся в запасниках. И позволила расширить масштаб тематического представления богатых коллекций ГИМ.

Самое же главное, по мнению специалистов ГИМ, заключается в том, что заложены новые основы музейного дела — электронная фиксация и ввод высококачественного изображения. А это очень актуально именно для таких огромных музеев, как ГИМ или Эрмитаж.

О перспективах

Для музея очень важно учитывать потребности разных категорий посетителей — от академиков, профессоров до школьников, интересующихся исторической наукой. В связи с этим очень органичной составляющей единой информационной системы музея станет читальный зал.

Он откроет двери для первых посетителей в Международный День музея — 18 мая 2001 года. Всего в читальном зале 84 компьютеризированных рабочих места, из них 20 стационарных — ПК с процессорами Pentium III, TFT-мониторы, а остальные — с возможностью подключения ноутбуков, есть также сканеры, цветной принтер. В музейной библиотеке много ветхих, древних и редких книг. Эти манускрипты будут переведены в электронный вид, и читатели получат электронные копии запрашиваемых страниц.

Сейчас разрабатывается электронная версия каталога библиотеки и книжного фонда, который включает 250 тыс. книг. Каталожные карточки сканируются, создается их электронный образ, а потом запускается процесс распознавания с помощью системы «Евфрат» производства Cognitive Technologies, которая специальным образом настроена для распознавания карточек. Эта работа должна быть завершена ко Дню музея. Посетитель сможет с компьютера в читальном зале послать библиотекарю запрос на определенную книгу, что значительно сократит время поиска и ожидания. Да и сам компьютер, настольный или блокнотный, посетитель сможет получить в зале и, соединившись с Internet или Intranet-сетью музея, поработать с базами электронных изображений. Библиотека, содержащая около 300 компакт-дисков по истории отечественной и зарубежной культуры, тоже будет доступна посетителям.

Общая сумма затрат на реставрацию и оборудование читального зала составила около 50 млн. рублей.

Опыт, полученный при создании информационной системы, не является тайной за семью печатями. На базе отдела информатики в прошлом году был организован научно-консультационный центр, и в ГИМ уже приезжали на стажировку сотрудники Эрмитажа, музеев Кремля, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, целого ряда региональных музеев, а также музеев Латвии, Армении и даже Сахалина.

Методика создания и видеографических баз данных может быть применена не только в музейном деле. Так, например, на крупных лесокомбинатах используются компьютерные изображения срезов древесины, что облегчает ее сортировку; в криминалистике работают с базами электронных изображений отпечатков пальцев, а на заводе алюминиевых конструкций — с базами изображений разных вариантов профилей.

Об авторе

Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК». Ему можно написать по адресу: mikeg@pcworld.ru


Что нужно музею?

Александр Иванович Шкурко, директор Государственного Исторического музея:

Можно выделить три основные задачи, которые я считаю первостепенными при внедрении информационных технологий в музейном деле.

Во-первых, обеспечить юридическую защиту и физическую сохранность экспонатов ГИМ — крупнейшего в Москве хранилища музейных предметов. Информационная система должна помочь решить эту задачу, обеспечив юридическую сторону защиты адекватно самому предмету.

Возьмем пример из нумизматики. Допустим, что монета вышла в некоем уникальном варианте, скажем, из-за изношенности штампа, и ценность ее превышает обычный тиражный экземпляр на много порядков. Очень важно обеспечить юридическую защиту такой монеты от возможности, например, подмены. Как решить эту проблему? Здесь как раз может помочь введение видеографических банков данных музейных предметов — эта технология позволит создать электронное изображение монеты с очень высокой степенью разрешения, когда видны детали, недоступные глазу. Правда, при этом встает непростая задача соединения этого изображения с минимумом информации описательной.

Вторая важная задача — ускорить с помощью современных информационных технологий процесс научной инвентаризации фонда ГИМ. Существует несколько этапов обработки музейного фонда. Сначала — первичный учет, в результате которого происходит формирование записей о предметах и присваивание им номера в Главной Инвентарной Книге и Актах Приема, с приложением описи предметов. Второй этап — научная инвентаризация, когда вещь поступает в соответствующий фондовый отдел, а их в нашем музее 19, и идет ее более подробное изучение и описание. Этот процесс должен занимать до полугода, но сейчас в связи с нехваткой кадров может затягиваться на несколько лет. Результатом изучения является запись о предмете в Книгу Научного Инвентаря, которая тоже имеет юридическую силу. В ней содержится уже пять миллионов номеров — единиц хранения. Но на каждую такую единицу может приходиться не один, а десятки и даже сотни предметов. И, наконец, получившийся в результате индивидуальный «большой ГИМ-овский номер» предмета должен «вернуться» и отразиться в Главной Инвентарной Книге. Прибавьте к сложностям работы с такими массивами информации еще ремонт здания музея, переезд фондов, разбросанность их по Москве — все это приводит к очень большим задержкам процесса научной инвентаризации. А компьютерные технологии должны ускорить эти процессы, чтобы в более короткие сроки совершалась однозначная идентификация и атрибуция (описание) музейного предмета.

И третья важная задача — работа с посетителями. Меня серьезно волнует вопрос: что мы даем тем, кто к нам приходит? Ведь уже сейчас музей принимает полмиллиона посетителей в год, а когда через год его экспозиция будет открыта полностью, эта цифра возрастет до миллиона. Информационная система должна предоставить инструмент, с помощью которого люди смогли бы активно изучать экспозицию музея, вести самостоятельную работу по осмыслению и изучению тех или иных исторических предметов или событий.


Музею нужны стандарты

Рассказывает Александр Иванович Шкурко, директор Государственного Исторического музея

Главная трудность, связанная с построением информационной системы музея, заключается в совмещении традиционной музейной схемы изучения, описания и фиксации музейного предмета с теми возможностями, которые заложены в различных математических и лингвистических элементах программирования при создании компьютерной базы предметов.

Ведь сейчас нужно не просто отработать математическую схему описания и «лингвистику» электронной базы предметов, которые совпадают с нашей развернутой терминологией описания — надо свести это воедино и сделать стандартом, таким, как, например, инструкция по учету и хранению фонда — есть у нас такой основополагающий документ. Сделать его защищенным в правовом отношении, обязательным к исполнению каждым сотрудником, да и самих музейных работников обучить. То есть регламентировать всю эту работу — здесь очень непростое сочетание чисто юридических вопросов с технологической стороной дела. Ведь весь тот пакет электронной информации, который образуется, должен быть не просто виртуальным, но и весьма жестко регламентируемым и регистрируемым. Музейные предметы имеют очень высокую ценность, их сохранность должна быть обеспечена и юридически безупречна.

Еще одна очень важная проблема — созданный электронный архив музея должен представлять собой общий продукт, совместимый с той технологической системой, в которой будет вращаться 5 млн. экспонатов, при этом надо учитывать не только сегодняшнюю ситуацию, но и перспективу — по крайней мере на 50 лет вперед. Ведь принципы описания музейных предметов были хорошо продуманы и заложены еще в XIX веке, — поэтому и менялась только система учетного обозначения — нумерация, лингвистика.

На основе этой «бумажной» базы и существует сейчас музейное дело, и мы должны создать в информационной системе музея электронную базу, которая бы также составляла его основу и не менялась принципиально впоследствии из-за непредусмотренных заранее неточностей и ошибок.

Первый шаг на этом пути уже сделан. Все экспонаты, которые выезжают у нас на зарубежные выставки, теперь обрабатываются отделом информатики в фактографическом и видеографическом режимах. В результате получился документ — паспорт сохранности предмета. И хотя основным документом как была, так и осталась Главная Инвентарная Книга, в процессе передачи экспоната зарубежному партнеру теперь используется вспомогательный документ, который хорошо и четко описывает предмет. Именно эта наработка и легла в основу создания довольно представительного электронного каталога предметов, выезжавших на зарубежные выставки, так как там вращается «золотое ядро» коллекции.

Наши специалисты сотрудничают с Эрмитажем, Русским музеем, музеями Кремля. Набор задач, которые стоят перед нами, типичен для любого другого музея. Но общая координация усилий со стороны Министерства культуры очень слабая. А ведь очень разумно было бы создать единую отраслевую программу, которая стала бы стандартом для автоматизации музейного дела и которую затем можно было бы тиражировать.