Фото: twitter.com/GenDesignMC

Игра в города: конструкторы виртуальных миров строят мегаполисы
28.09.2020

Соревнование интеллектуальных алгоритмов в строительству городов в среде Minecraft — увлекательное состязание, но отнюдь не забава. Энтузиасты конструирования виртуальных миров помогают исследовать новые методы планирования застройки современных мегаполисов.

Искусственный интеллект сегодня используется в серьезных исследованиях в области городского планирования. Например, в лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института исследовали варианты реконструкции Елисейских полей в Париже с помощью моделирования процессов взаимодействия интеллектуальных агентов на платформе Gama, а в стартапе Topos — деление Нью-Йорка на районы со схожими характеристиками. В Мельбурнском университете с помощью сверточных нейронных сетей, которые обычно применяются при распознавании изображений, проанализировали схемы застройки почти двух тысяч городов мира и сопоставили их с данными о дорожно-транспортных происшествиях. Безопаснее оказались города с развитым железнодорожным общественным транспортом и плотной уличной сетью, организованной вокруг небольших кварталов. В Москве, как в одном из самых развитых и быстрорастущих цифровых мегаполисов мира, тоже наверняка найдется немало подобных нерешенных задач для искусственного интеллекта.

Новые методы планирования застройки помогает исследовать соревнование искусственных интеллектов по строительству городов в Minecraft — Generative Design in Minecraft Competition. Состязание по алгоритмическому строительству городов в популярном конструкторе виртуальных миров проводится уже третий раз. Участники должны разработать программу, способную построить на заранее неизвестном участке местности в игре Minecraft максимально реалистично выглядящее поселение.

Чтобы определить, где нужно выровнять поверхность, где разместить мосты, здания и так далее, программы используют разнообразные методы. Это и старые проверенные алгоритмы поиска путей, которые соединяют удаленные части поселения, клеточные автоматы, которые могут создавать сложные структуры по простым правилам, и машинное обучение.

За три года проведения конкурса участвующие в состязании алгоритмы значительно усовершенствовались. Если раньше многие поселения состояли из скоплений зданий, размещенных по заранее заданным шаблонам или в случайном порядке, то сейчас программы научились проектировать дороги, огибающие холмы, и мосты через реки, а в домах даже появилась мебель.

Судьи оценивают результаты по нескольким критериям: насколько удачно поселение вписано в местность (есть ли там, например, мосты и дороги), насколько эстетично оно выглядит и есть ли у него общая идея — можно ли по результату предположить, как развивался этот город на протяжении своей истории? Есть ли в нем развалины старых зданий? Может быть, карьер, откуда привозили строительные материалы?

Впрочем, пока даже победители делают ошибки. В одном поселении дома оказались зарыты в песок по самые крыши. Очевидно, алгоритм просто опускал их до тех пор, пока они не коснутся твердой породы.

Больше информации об интересных событиях, тенденциях и фактах в сфере цифровой экономики, мнений экспертов, а главное — ярких рассказов о решениях на основе данных в социальной сфере, здравоохранении, культуре, образовании, благотворительной и волонтерской деятельности, читайте в новом проекте «DobroData. Данные на службе добра». Пусть тех, кто умеет делать мир лучше, станет больше! Возрастная маркировка: 12+