Представьте, что вы можете сказать о себе так: «Мой «облачный» бизнес, оцениваемый в 4,58 млрд долл., — лишь малая часть моего общего дохода». Представили? А вот Amazon действительно может это сделать. Недавно компания опубликовала финансовые результаты за III квартал 2017 года, согласно которым ее прибыль от Amazon Web Services составляет лишь 10,48% суммарной выручки.

Это вызов для Microsoft, стремящейся к лидерству на рынке «облачных» служб. Обратимся к сведениям о заработках, которые опубликовали три конкурента в «облачной» сфере: Alphabet (III квартал 2017 года), Amazon (III квартал 2017 года) и Microsoft (I квартал 2018 года). По размеру доли «облачных» служб можно судить о том, на чем компании планируют строить свое будущее благосостояние.

Прямое сравнение провести невозможно, поскольку Amazon и Alphabet в своих результатах не выносят доходы от «облачных» служб в отдельную позицию, что позволяет давать лишь предположительные оценки.

У Alphabet «облачные» службы включены в позицию «прочее», куда также отнесены продукты для магазина Google Play, продажи оборудования и доходы, связанные с лицензированием Google. Поэтому нельзя сказать, какая доля в 3,4 млрд долл., заработанных компанией за III квартал, а также в заявленном 42-процентном годовом приросте, приходится на «облачные» службы.

Мы также не можем судить о росте «облачного» бизнеса: Alphabet уже свыше десяти лет продает корпоративные продукты, начав с пакета приложений и продолжив выпуском инфраструктурных и «облачных» технологий. В открытом доступе нет заявленных цифр, по которым было бы видно, насколько этот бизнес вырос за истекшее десятилетие.

Однако хорошо известны компании, открыто выражающие приверженность «облаку» Google (PayPal близка к заключению сделки, а Snap сообщила о 400-миллионном контракте на использование «облака» Google), что позволяет сделать вывод о том, что «облако» — устойчивое направление деятельности Alphabet. При этом, однако, 89% своего дохода компания получает от интернет-рекламы. Для итогового результата не имеет большого значения, какая доля из оставшихся 11% приходится на «облачные» продукты; если бы это было важно, то Alphabet выделила бы эту цифру.

Точно так же у Amazon почти 90% дохода связано не с «облаком», а с розничной торговлей и популярными среди потребителей службами. В третьем квартале доход компании от AWS составил 4,58 млрд долл., то есть всего 10% общей цифры в 43,7 млрд долл.

Как и в случае с инфраструктурными продуктами Google, инфраструктурные продукты Amazon принадлежат сфере бизнеса, вклад которого в общий доход компании составляет лишь около 10%.

Это не означает, что Amazon не заинтересована в росте AWS. В истекшем квартале компания ввела посекундную тарификацию для Linux-экземпляров EC2, эластичных графических процессоров (GPU), постоянных томов блочного хранилища (EBS), AWS Batch и Elastic Map Reduce (EMR), а также средство миграции для пользователей. Это указывает на повышение качества обслуживания клиентов, что позволяет предположить ориентацию на поддержание и расширение данного бизнеса. Amazon рассматривает AWS как направление, требующее все больше внимания, однако, подобно Alphabet, может позволить себе с легкостью идти на риск и допускать возможные ошибки, учитывая малый вклад «облака» в итоговый финансовый результат.

Напротив, у Microsoft доля «облака» в суммарном доходе за последний квартал составила 20%, и можно ожидать, что эта цифра будет уверенно расти, пока компания следует стратегии «перехода в цифровое поле». Если говорить о продажах компьютеров, то здесь все понятно: по мере того, как вычислительная среда становится все более размытой и повсеместно распространенной, продажи настольных компьютеров и ноутбуков приносят все меньше дохода. Значит, прибыль надо извлекать из чего-то другого.

Цифры Microsoft за истекший квартал подробно иллюстрируют процесс роста «облачных» служб. Результаты опубликованы по следующим позициям: рост дохода от серийных продуктов и служб Office — 10% (за год); от потребительских продуктов и служб — 10%; от серверных продуктов и «облачных» служб — 17%; от продуктов и «облачных» служб Dynamics — 13%. Доход Microsoft за истекший квартал составил 24,5 млрд долл., из которых 5 млрд приходится на «облачные» продукты. Это означает 56-процентное увеличение дохода от «облачных» продуктов за год. Такая детализация данных позволяет составить четкое представление о росте «облачных» служб.

Зачем нам знать, какая доля общего дохода Amazon, Alphabet и Microsoft приходится на «облачные» продукты? Затем, что по размеру этой доли можно судить о том, какой уровень экспериментирования, поддержки продуктов и ошибок допустим для данной компании.

Сравним позиции трех рыночных игроков. Microsoft явно позиционирует себя как компанию, которая помогает оптимизировать деятельность в промышленных и других отраслях за счет применения наборов средств регистрации, хранения, анализа данных и осуществления действий на основе этих данных. Alphabet — рекламная компания со своей поисковой системой и неявно подразумеваемой перспективой вкладывания технического потенциала в коммерческие «облачные» проекты, масштаб которых на сегодня неизвестен. Amazon — предприятие розничной торговли, пользующееся преимуществами первенства на рынке инфраструктурных служб.

Направления деятельности, позволяющие получить наибольший доход, как правило, имеют статус приоритетных, пока приносят хорошие результаты. Когда направление теряет темпы роста и доминирующее положение, компания прибегает к реорганизации, сокращению расходов, пересмотру стратегических целей и перераспределению ресурсов. Мы видели это, когда Microsoft взяла курс на «облако» после того, как три года назад генеральным директором стал Сатья Наделла; мы также могли в этом убедиться, когда Наделла в своем выступлении на Microsoft в сентябре 2017 года ни разу не упомянул о Windows. Вообразите, что в 2001 году вам кто-нибудь сказал бы, что однажды Windows уже не будет «гвоздем программы» Microsoft…

То, что основным направлением деятельности компании является реклама, а ее «облачные» продукты представляют лишь побочное направление, не означает, что данный «облачный» продукт бесполезен. Это, однако, говорит о том, что «облачное» направление, раз оно не расширяется, следует рассматривать как не относящееся к основной специализации компании. Следовательно, развитие служб и повышение их качества для поддержания конкурентоспособности на данном рынке может и не быть в числе приоритетов компании.

Проводя оценку ключевых аспектов информационных технологий — «облака», машинного обучения, хранения и анализа данных, безопасности, средств совместной работы и повышения производительности, полезно выяснить, насколько важен для бизнеса вашего поставщика тот инструмент, на который вы опираетесь в своей работе.