Планы Федеральной комиссии по связи США по отказу от правил сетевого нейтралитета могут отрицательно повлиять на Интернет вещей. Можно с уверенностью предположить, что принцип сетевого нейтралитета перестанет применяться, по крайней мере, в ближайшие четыре-восемь лет, а может быть, исчезнет навсегда. Поставщики услуг Интернета утверждают, что будут затронуты только крупные пользователи каналов связи — компании, ведущие потоковую передачу фильмов, музыки и обрабатывающие вызовы VoIP, но в действительности все может оказаться иначе. Результатом полного отказа от сетевого нейтралитета будет дерегуляция и возможность поставщиков ограничивать трафик по своему усмотрению.

Возникает вопрос, отразится ли это на бурно развивающемся рынке Интернета вещей (IoT)? На первый взгляд оснований для опасений нет. Ведь большинство устройств IoT выдает незначительное количество данных по сравнению с потоками, исходящими из Netflix, Hulu и Amazon Prime. Но дело в том, что для Интернета вещей, как правило, требуются малые задержки. Во многих случаях задержка в несколько секунд приводит к проблемам, а одна минута оказывается фатальной. И не исключено, что поставщики услуг Интернета будут рассматривать эту особенность как потенциальный новый источник доходов.

Мне вспоминается один отрывок из статьи, опубликованной в Network World, в которой Дипак Пури рисует картину Интернета вещей в 2020 году (http://www.networkworld.com/article/3194826/internet-of-things/how-iot-faded-when-net-neutrality-became-pay-to-play.html), спустя три года после исчезновения сетевого нейтралитета:

«С появлением новых правил Интернет вещей разделился на имущих и обездоленных. Более крупные IoT-компании процветают, так как они могут платить более высокую цену за подключение своих датчиков к «облаку». Стартапы, которые не могут осилить высокие тарифы, выживают с трудом. Венчурные инвестиции в новые IoT-компании усохли до ручейка. Продажи собственных IoT-услуг поставщиков резко пошли вверх, так как им не приходится много платить за доступ».

Некоторые думают, что такая картина недалека от истины. В своем последнем выступлении перед уходом с поста председателя Федеральной комиссии по связи США (http://www.cio.com/article/3158801/internet/trump-administration-threatens-net-neutrality-cloud-and-iot.html) Том Уилер выразил опасения относительно влияния на IoT, которое окажет задуманная администрацией Трампа отмена принципа сетевого нейтралитета. «Рост Интернета вещей — еще одна область, которая зависит от открытых подключений устройств, — заявил он. — Если поставщики услуг Интернета смогут произвольно решать, какие IoT-устройства могут быть подключены, или вести собственную деятельность в ущерб конкурентам, то перспективы Интернета вещей тускнеют».

Уилер должен понимать коллективный настрой поставщиков услуг Интернета: прежде чем прийти в Федеральную комиссию по связи, он занимался венчурными инвестициями и лоббировал интересы кабельной и беспроводной отрасли, был президентом Национальной ассоциации кабельной связи и телекоммуникаций (NCTA) и главным управляющим Ассоциации сотовой связи и Интернета (CTIA). Сейчас он является членом правления IoT-компании Actility, и его по-прежнему беспокоят эти проблемы (https://www.wired.com/2017/06/end-net-neutrality-shackle-internet-things/). В статье, опубликованной в Wired, приводятся его слова: «Задержка, когда одни компьютеры обмениваются данными с другими, становится очень важным фактором. Возникает вопрос: будут ли существовать разные уровни обслуживания, возникнет ли платная приоритизация?»

В этом случае устоявшиеся IoT-компании с хорошей финансовой базой получат дополнительное преимущество при выпуске продуктов, данные которых пересылаются через общедоступный Интернет на первой или последней миле.

«В конечном итоге может получиться, что рынок будут контролировать четыре компании, — считает Уилер. — Поэтому важно иметь открытые сети».

Поставщики услуг Интернета отрицают наличие у них подобных намерений. В мае, за день до рассмотрения Федеральной комиссией по связи плана действующего председателя Аджита Пая по восстановлению свободы в Интернете, в рамках которого отменяется классификация Title II Интернета и правила сетевого нейтралитета, NCTA — главная профессиональная ассоциация широкополосного и платного ТВ в США — разместила в «Вашингтон пост» рекламное объявление на целую полосу, убеждая общественность, что исходит из лучших побуждений в своем стремлении уничтожить сетевой нейтралитет.

«Открытый Интернет означает, что мы не блокируем, не регулируем и никаким другим способом не ограничиваем вашу деятельность в сети, — говорится в рекламном объявлении. — Мы твердо отстаиваем эту позицию, поскольку она соответствует интересам потребителей и нашего бизнеса».

В рекламном объявлении не было особых упоминаний об IoT; кто-то, предположительно NCTA, изъял текстовое рекламное объявление Google под названием «Правда о сетевом нейтралитете: какова позиция поставщиков услуг Интернета?», которое отражается в результатах поиска и ссылается на страницу на веб-узле NCTA (https://www.ncta.com/platform/public-policy/reaffirming-our-commitment-to-an-open-internet/? gclid=CjwKEAjw1PPJBRDq9dGHivbXmhcSJAATZd_B1B9dh6NChMaepWbvQoP53ZsILLIpPf3evBJCNrDcmBoC9oXw_wcB), представляющую объявление в «Вашингтон пост».

Некоторые технические писатели склонны доверять поставщикам услуг Интернета (http://gridconnect.com/blog/general/will-net-neutrality-impact-the-future-of-iot/), указывая на малый объем трафика, выдаваемого отдельными IoT-устройствами, и сомневаясь, что отказ от сетевого нейтралитета будет достаточно решительным, чтобы устранить все ограничения. Это мнение высказано Натаном Рокерсхаузеном в августе 2016 года, перед избранием Трампа:

«Можно с уверенностью сказать, что проблема сетевого нейтралитета в целом не окажет влияния на Интернет вещей, — писал он. — Возможность свободно использовать Интернет бесценна для большинства пользователей, поэтому вряд ли закон о средствах связи будет отменен. Даже если допустить невероятное событие — поставщикам услуг Интернета передадут полномочия по контролю над Интернетом, это не окажет заметного влияния на Интернет вещей. Дело в том, что сети устройств не занимают полосы пропускания, даже отдаленно сопоставимой с трафиком таких компаний, как Netflix».

По другую сторону баррикад — веб-сайт TechCrunch, ожидающий худшего от крупного бизнеса. Его специалисты полагают, что попытки поставщиков широкополосной связи регулировать передачу данных IoT (https://www.techdirt.com/articles/20170606/06500737525/how-death-net-neutrality-could-hamstring-internet-things.shtml? utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A%20techdirt%2Ffeed%20%28Techdirt%29) через свои каналы неизбежны.

«Мы уже наблюдаем, как эти компании блокируют компании мобильных платежей, с которыми не желают конкурировать, — пишет Карл Боуд. — Мы видели, как они отчаянно препятствуют попыткам потребителей покупать и использовать кабельную абонентскую приставку по своему выбору. Почему бы гигантским поставщикам услуг Интернета не воспользоваться своими преимуществами после того, как были затрачены миллионы долларов на лоббирование?»

Однако даже специалисты TechCrunch полагают, что поставщики услуг Интернета будут проявлять сдержанность и не попытаются немедленно монетизировать IoT: «Будем откровенны, даже если Федеральная комиссия по связи отменит правила сетевого нейтралитета позднее в 2017 году, крупные поставщики услуг Интернета, скорее всего, будут проявлять сдержанность в первое время». Что ж, как говорится, поживем — увидим.