20 мая в Нью-Йорке состоялось мероприятие Microsoft Surface, на котором компания объявила о выпуске более крупного, но тонкого устройства Surface Pro. Мероприятие было окружено разнообразными слухами; одни говорили о Surface 3.0, поскольку Microsoft всегда удается достичь успеха с третьей попытки. Но я не уверен, что традиции неизменны.

Действительно, первому поколению устройств Surface были свойственны серьезные недостатки, не говоря о том, что последовательность их выпуска была неверной. В конце 2012 года первым в продаже появился посредственный Surface RT с незрелой и несовместимой платформой Windows RT и медленным набором микросхем Tegra 3 с архитектурой ARM. Продукт не имел успеха, так как Microsoft выпустила слишком много устройств (увы, такова сила самообмана) и вынуждена была списать убытки почти на 1 млрд. долл. в 2013 году.

Первоначальная модель Surface Pro оказалась более удачной, хотя и была выпущена слишком поздно, в феврале 2013 года. Мало того, из-за применения микропроцессора Intel Core i5 время работы батареи тяжелого устройства с массивным корпусом составляло 3 или 4 часа. В сущности, это был приговор устройству, хотя у него были и некоторые достоинства: великолепный экран 1080p, чудесное точное перо и, конечно, проверенная и понятная платформа. Выстрел пришелся почти в цель.

Когда в конце 2013 года Microsoft выпустила Surface второго поколения, в продажу поступили только два из трех первоначально запланированных устройств. Модель Surface mini с процессором Qualcomm была задержана из-за производственных проблем. Но модель Surface 2 с процессором Tegra 4 и Surface Pro 2 на основе Intel Core i5 оказалась значительно лучше своих предшественниц. Многие досадовали, что компания не выпустила эти устройства в продажу в первую очередь.

Производительность Surface 2 резко увеличена по сравнению с первоначальной моделью Surface RT, и хотя устройство нельзя назвать быстрым, я считаю его производительность приемлемой. Конструкторам Surface 2 не удалось превзойти самые большие ограничения платформы Windows RT, но ситуация выправилась с течением времени: продукт еще не достиг уровня Android или iOS, но выбор приложений стал намного больше.

Характеристики Surface Pro 2 оказались именно такими, какие требовались компании Microsoft, по крайней мере в условиях ограничений, накладываемых на устройство форм-фактором предыдущей модели: благодаря новому процессору Core i5 с микроархитектурой Haswell время работы батареи Surface Pro 2 гораздо больше, чем у первоначального варианта Surface Pro.

Одним из упущений Microsoft в 2013 году был подъем мини-планшетов. Партнеры компании добивались огромных успехов с 8-дюймовыми планшетами Windows, а Microsoft пришлось придерживать дверь. Но она упустила еще один шанс, по крайней мере на рынке компьютеров: компания все еще не предложила приемлемой альтернативы для 13-дюймового MacBook Air, однозначно ориентированного на сферу бизнеса и соответствующих пользователей.

Некоторые не согласятся с этим, так как полагают, что 10,6-дюймовый экран Surface Pro 2 соответствует данному критерию. Это не так: 10,6 дюйма — отличный размер для планшета, но толщина корпуса Surface Pro слишком велика. А для среднего пользователя компьютера этот экран слишком мал.

Как отмечалось выше, Microsoft, возможно, упустила свой шанс на рынке мини-планшетов. В целом замедление продаж планшетов в 2014 году прогрессирует больше, чем ожидалось, и хотя мини-планшеты приносили значительный доход в 2013 году, теперь это явно не так. Вполне возможно, рынок этих устройств просто перенасыщен.

Более интересна, по крайней мере для меня, следующая модель Surface Pro.

Время выхода моделей Surface, в сущности, всегда оказывалось неудачным. Своим существованием Surface обязан iPad, и подобно платформам Windows 8, на которых он функционирует, он запоздал на несколько лет. Microsoft в конце концов отреагировала на ажиотаж вокруг мини-планшетов, но пришлось задержать продукт, который к тому же основывался на Windows RT. И вот, спустя два года после первого объявления о планах относительно Surface, компания Microsoft наконец-то выпустила модель, которая была нужна с самого начала: конкурента для MacBook Air.

Кроме того, Surface оказывается в невыгодном положении, потому что это догоняющий, а не лидер. И хотя промышленный дизайн устройств превосходен (вспомним, что Zune был не хуже), компании требуется линейка продуктов, которые помогут пользователям выполнять стоящие перед ними рабочие задачи (попытка заменить iPad в качестве потребительских устройств).

И вот Microsoft представляет новый планшет Surface Pro 3 с приятно удивившим новым форм-фактором, но не анонсирует давно ожидаемый Surface mini (уже второй раз выпуск устройства откладывается в последнюю минуту). Конечно, эти два события тесно связаны. Но самое интересное — место этих продуктов в последовательно проводимой новой стратегии группы разработчиков Surface.

Это важно, потому что до сих пор Surface был совершенно провальным проектом. Не поймите меня неправильно, все устройства отличаются продуманной конструкцией и прекрасным исполнением, и компания Microsoft доказала свою способность проектировать аппаратные средства не хуже и даже лучше, чем ведущие изготовители компьютеров и вычислительных устройств.

Surface преследуют неудачи двух видов. Прежде всего, продажи устройств идут вяло, и всем известно об убытках почти в 1 млрд. долл., списанных Microsoft из-за переоценки продаж первого устройства Surface RT и соответствующего перепроизводства изделий. Такую проблему можно охарактеризовать как процесс приобретения опыта, а потери можно назвать инвестициями, в результате которых Microsoft становится более успешным производителем аппаратных средств.

Вторая проблема Surface вызывает большую тревогу и влечет за собой более серьезные последствия для компании и даже всей «экосистемы» ПК. Партнеры Microsoft, занимающиеся производством компьютеров, признают они это публично или нет, негативно отнеслись к выходу компании на рынок аппаратных средств два года назад. Можно спорить о том, почему Microsoft сделала этот шаг. Представители компании могут доказывать, что деятельность партнеров вела к снижению ценности Windows и компьютеров вообще из-за многолетнего преобладания посредственного оборудования и никчемных программ, поставляемых вместе с компьютерами. Но как бы то ни было, столь же справедливо замечание, что Surface — прямой конкурент продуктов, выпускаемых партнерами компании. И партнеры выражают недовольство.

Их недовольство настолько велико, что практически все партнеры-производители компьютеров теперь выпускают ноутбуки с конкурирующей операционной системой Chrome OS от компании Google, бесплатной операционной системой на основе браузера, которая одновременно проще и функционально беднее, чем Windows, но продается по чрезвычайно низким ценам. Продажи таких компьютеров, Chromebook, идут настолько успешно, что изготовители компьютеров с энтузиазмом приняли платформу в слепой попытке вернуть прежнюю славу. Такое впечатление, что вернулись нетбуки.

Ответ Microsoft был таким, каким он и должен быть. На конференции разработчиков Build в начале апреля компания объявила, что предоставит Windows бесплатно для телефонов и планшетов с экранами меньше 9 дюймов и стоимостью менее 250 долл. Это прямая атака на нижний сектор рынка как мини-планшетов, так и моделей Chromebook. Во второй половине мая было объявлено о выпуске новой версии Windows 8.1 со службой Bing (для устройств с ценой менее 250 долл., как отмечалось выше) бесплатно или по сниженной цене по сравнению с предшествующим продуктом начального уровня, Windows 8.1 Core.

А теперь появился Surface. Как Microsoft исправляет свое превращение в конкурента для партнеров-производителей? Очень просто: компания прекращает соперничать с этими партнерами.

Это не просто очевидное, но и почти блестящее решение. Становится ясно, почему новый главный управляющий Сатья Наделла приехал в Нью-Йорк для очень краткого выступления на мероприятии, посвященном Surface Pro 3. Очевидно, никто лучше него не смог бы изложить это радикальное изменение в подходах компании. Он сказал следующее:

«Мы не заинтересованы в конкуренции с нашими OEM-партнерами на рынке аппаратных средств. В действительности наша цель — создавать новые категории и порождать спрос на всю нашу «экосистему». Именно это дает нам мотивацию для работы над устройствами и аппаратными средствами. Сегодня мы проходим важную веху на нашем пути».

Это замечательное заявление, в котором не случайно затронуты обе отмеченные выше проблемы. Surface Pro 3 — первый продукт Surface, спроектированный специально, чтобы не вступать в конкуренцию с партнерами Microsoft, выпускающими аппаратные средства. А поскольку Surface, в целом, сегодня воспринимается как своего рода чашка Петри для создания новых категорий компьютеров и устройств, ему не обязательно быть успешным. Он должен лишь поощрять партнеров к развитию и, возможно, приглашать следовать примеру Microsoft в новых категориях. Это инвестиция в широкий набор решений Microsoft, не только компьютеры и Windows, продаваемые через партнеров, но и «облачные» службы, приложения и прочее.

Итак, Surface Pro 3 — новая категория, у которой нет прямого соответствия различным компьютерам 2-в-1 и трансформируемым моделям, ныне изобилующим на рынке. По словам представителей Microsoft, это «планшет, который может быть ноутбуком», с уникальным соотношением сторон экрана 3:2, тонким и легким корпусом и рядом новаторских решений, отличающихся одновременно глубиной и широтой охвата.

Новая стратегия Surface также объясняет, почему вновь в последний момент был отложен — отложен, а не отменен! — выпуск Surface mini. Это произошло менее чем за неделю до мероприятия, на котором должно было состояться представление устройства наряду с Surface Pro 3. Группа руководителей, состоящая из Наделлы, главы подразделения Devices Стивена Элопа и других, пришла к выводу, что модель Surface mini просто недостаточно дифференцирована от имеющихся в продаже мини-планшетов Windows. А поскольку Microsoft не хочет напрямую конкурировать со своими партнерами, предстоит новая переработка Surface mini.

Я полагаю, Surface mini появится в продаже, возможно, осенью 2014 года. А воплощение в жизнь первоначального плана для устройств Surface — Surface Pro 3 и Surface mini — в конечном итоге приведет к исчезновению старой линейки Surface. Эти подражательные устройства с напоминающими iPad 10,6-дюймовыми экранами и многочисленными компромиссами оказались не у дел в любых областях применения. Но у Surface Pro 3 и придерживаемой в запасе модели Surface mini отличные перспективы. Именно такими должны были быть устройства Surface с самого начала.

Я уже писал, что компании Microsoft следует сосредоточиться на своих основных преимуществах производительной работы, на аудитории сотрудников компаний, представителей бизнеса. Высказывания Наделлы на мероприятии Surface в мае имели такую же направленность: призыв «do more, be more» объединяет все, что создает Microsoft. Теперь этот призыв применяется к усилиям компании в области аппаратных средств. Мне он нравится, и думаю, Microsoft делает правильный шаг, меняя стратегическое направление.

«Surface Pro 3 — планшет, способный заменить ноутбук, — утверждает корпоративный вице-президент Microsoft Панос Панай. — На сегодня это самая мощная, тонкая и легкая модель Surface Pro, одновременно полноценный компьютер и превосходный планшет».

Панай утверждает, что почти каждый пользователь планшета также владеет ноутбуком, опровергая мнение, что планшеты в конце концов вытеснят компьютеры. Выпуская Surface Pro 3, компания Microsoft предлагает устройство, которое может объединить два мира и, что важно, не соперничает напрямую с устройствами, выпускаемыми партнерами компании, изготовителями компьютеров.

Итак, Surface Pro 3 с 12-дюймовым экраном больше предшествующей модели, но при этом тоньше. Конструкторы отказались от соотношения сторон 16:9, получившего столь широкое распространение на рынке, в пользу экрана 3:2 с разрешением 2160 x 1440 «без различимых пикселов», который не выглядит нелепо при использовании в книжной ориентации.

Как и в случае предшествующих устройств Surface Pro, в комплект поставки Pro 3 входит высококачественное электромагнитное перо. Красочные клавиатуры Type Cover 3 — отдельные, но работают они лучше, чем раньше, и обеспечивают новый режим ноутбука, в котором клавиатура располагается под углом к устройству, что повышает стабильность. Новый похожий на стеклянный трекпад на Type Cover 3 не просто хорош, а великолепен: предшествующие варианты были непригодны для использования.

Улучшения видны во всем. В Pro 3 используется магнитное крепление кабеля питания, как и раньше, но теперь это вилка с простым и надежным подключением. Значительно усовершенствована новая безфрикционная конструкция широко разрекламированной подставки, вместо двух углов наклона появился широкий диапазон углов, как в настоящем ноутбуке. Время работы батареи далеко превосходит предшествующие модели: утверждается, что заряда хватит на целый день (9 часов).

Как настоящее устройство уровня Pro, модель Surface Pro 3 будет выпускаться с различными процессорами — Intel Core i3, i5 и i7 (такой выбор предоставляется впервые). Ценовой диапазон устройств, заказать которые можно заранее (начало продаж 20 июня), — от 799 долл. за базовую модель Core i3 с 4 Гбайт оперативной памяти и твердотельным накопителем на 128 Гбайт до внушительной суммы 1949 долл. за вариант с процессором Core i7, оперативной памятью 8 Гбайт и запоминающим устройством SSD на 512 Гбайт.

Хотя выпуск Surface mini вновь отложен, я перечислю характеристики пока недоступного для потребителей устройства: 8-дюймовый экран с соотношением сторон 3:2 почти точно соответствует iPad mini; выбор многих цветовых вариантов корпуса; такая же глубокая интеграция с OneNote и электромагнитное перо, как у Surface Pro 3, и защелкиваемый чехол с подставкой, но без клавиатуры.

Еще один интересный вопрос, связанный с Surface Pro 3, следующий: удастся ли Microsoft превратить рукописный ввод в ключевое преимущество для Windows и Surface?

Осваивая рынок планшетных компьютеров десять лет назад, компания активно внедряла рукописный ввод. Билл Гейтс был сторонником этой технологии. Несмотря на впечатляющие технические достижения, попытки закончились неудачей, и Apple, оживив рынок планшетов в 2010 году выпуском iPad, отказалась от рукописного ввода и пера в пользу мультисенсорной технологии, отточенной в iPhone. Но Microsoft никогда не отказывалась от рукописного ввода, технологии, глубоко интегрированной с Windows и способной стать ключевым отличительным преимуществом для устройств, предназначенных для студентов, юристов, репортеров и всех, кому нужно делать заметки. Настало ли время возрождения рукописного ввода?

Пожалуй, такие надежды преувеличены, и важно понимать, что область применения мультисенсорной технологии всегда будет гораздо шире, чем рукописного ввода. Но рукописный ввод и устройства с электромагнитным пером нельзя сбрасывать со счетов. Компьютер всегда будет востребован «работниками», которые нуждаются в настоящей клавиатуре, гибкости и вычислительных возможностях. Точно так же будет существовать и рынок для пользователей, которым требуется делать заметки — или просто писать — пером. Большинство таких пользователей пока работает с нецифровыми устройствами — настоящими ручками и карандашами — и есть спрос, который нужно удовлетворить.

Я писал о прототипе каждого интерфейса различных Office «Touch» для приложений Windows. Многие не поняли цели этой публикации — я хотел просто обратить внимание на ряд уникальных функций комплекса, которых нет, например, в Office для iPad. Там не упоминалось, что источник информации – «утечка» видео и презентаций из Microsoft Research, в которых подчеркивалось, как рукописный ввод может выгодно отличать программы Microsoft, ориентированные на производительную работу. Да, Office Touch — часть картины. Но только часть.

Первоначально я сосредоточился на Office Touch для Windows, потому что продукт представляет интерес лично для меня и, думаю, для многих читателей. Но, как отметила Мэри Джо Фоули, ознакомившись с той же информацией, суть проекта Microsoft Research в том, чтобы сформировать общекорпоративную команду для создания стратегии единой технологии рукописного ввода Microsoft. Команду, которая выйдет за рамки отдельных продуктов и охватит Windows, Office и Surface. Платформа, услуги и устройства — в одной связке.

Интересно, что решимость Microsoft никогда не ослабевала, несмотря на неудачу первоначальной инициативы Tablet PC. Руководство компании уверено, что рукописный ввод важен как для пользователей, так и для Microsoft.

Для пользователей перо — эффективный инструмент продуктивной работы, удобный для записи заметок, аннотаций, решения задач, коллективной работы, обработки текстов, вычислений, рисования диаграмм, эскизов и т.д. Пользуясь пером, вы не отвлекаете внимания окружающих, как часто бывает при печатании на клавиатуре во время совещаний. «Пользователи обращаются к перу в первую очередь для продуктивной работы», — утверждают представители Microsoft. Я думаю, в этом суть усилий компании.

Для Microsoft перо и рукописный ввод — основной отличительный элемент и преимущество. С появлением нового поколения планшетов, конструкторы которых ориентировались на iPad, рукописный ввод и перо стали более привлекательными, и пользователи хотят применять их для работы. Благодаря накопленному десятилетиями опыту разработки и совершенствования технологий Microsoft имеет уникальную возможность предложить непревзойденные решения. Технология рукописного ввода компании не только обеспечивает распознавание рукописного ввода, что само по себе впечатляет. Она позволяет сохранить рукописный контент в собственном, пригодном для поиска формате, точно так же, как в текстовом. На стороне Microsoft и существенное преимущество портфеля патентов (очень многие вещи запатентованы).

Компания Microsoft подготовила впечатляющий формальный свод правил для применения рукописного ввода на всех своих платформах. Это не функция одного продукта, Windows, Surface или иного другого, а технология, единообразно применяемая повсюду. Отчасти этим объясняется, почему идея такого продукта, как Courier, в значительной мере обращена назад: Courier, как Zune и другие, был просто идеей одного человека, и не вписывается в господствующее сегодня более широкое видение «One Microsoft». Таким образом, рукописный ввод не просто единообразен, он всегда будет таким. Когда в будущем появятся новые платформы, приложения и службы, рукописный ввод будет работать в них точно так же, как в современных решениях. Он не «принадлежит» Windows, Office или Surface. Это часть Microsoft.

Лично я не заинтересован в рукописном вводе и могу вводить текст с клавиатуры гораздо быстрее, благодаря тренировкам в течение нескольких десятилетий. Мое владение пером настолько ухудшилось, что я едва могу написать банковский чек, не почувствовав, как сводит пальцы руки. К счастью, выписывать чеки вручную приходится все реже. Но для миллионов людей это идеальный интерфейс. Например, Мэри Джо Фоули до сих пор делает заметки в больших блокнотах для юристов обычной ручкой, и ей очень пригодится мини-планшет с рукописным вводом. И она не одинока.

Полезно также вспомнить еще одно обстоятельство: пользователи не просто взаимодействуют с многофункциональными устройствами, с однотипным вводом. Так, обладатели обычного ноутбука привыкают к его клавиатуре и трекпаду, и не задумываясь переходят от одного к другому, в зависимости от решаемой задачи. Наделите экран мультисенсорными функциями, и вы естественным образом получите дополнительно еще один вариант ввода.

Перо работает так же, и можно утверждать, что такое устройство, как Surface Pro, оснащенное мультисенсорным экраном, полной или сенсорной клавиатурой (обе с мультисенсорными, реагирующими на жесты трекпадами), мышью (по желанию потребителя) и электромагнитным пером во многих отношениях является вершиной гибкости. Данному устройству свойственны некоторые недостатки массы/плотности, но первоначальный вариант конструкции производит сильное впечатление. Миллионы людей нуждаются в чем-то большем, чем простота мультисенсорного экрана iPad, который напоминает рисунки детскими пальчиками на холодильнике по сравнению с Surface — картиной великого мастера эпохи Возрождения. Возможно, Microsoft как раз находится на пороге собственного Ренессанса. Единственная странность в этой истории — чтобы Surface внезапно обрел жизненные силы, потребовалось широкое признание iPad.