.

Однако особо критичным аспектом, о котором не стоит забывать, является обеспечение отказоустойчивости центров обработки данных в глобальном масштабе, чтобы добиться почти постоянной доступности служб. Да, конечно, замечательно, что провайдер Х предоставляет отличные службы с быстрым временем отклика и высокой доступностью в одном отдельно взятом регионе. Но что будет, если его службы станут недоступны в силу неожиданных природных катаклизмов или политических событий. Когда в собственной ИТ-инфраструктуре компании, какой бы крупной она ни была, происходит сбой, то, как знают все системные администраторы, деловая активность останавливается на определенное время, которое необходимо для проведения процедур восстановления и запуска серверов. Все эти неприятности по большей части касаются конкретной компании и не затрагивают бизнес клиентов и партнеров, во всяком случае напрямую. Но если сбой произойдет у провайдера «облачных» услуг, то все компании, связанные с этим провайдером, пострадают. И восстановление привычных рабочих процессов будет уже зависеть не только от квалификации и расторопности сотрудников, но и от штата администраторов «облачного» провайдера.

У крупного провайдера с большим числом удаленных друг от друга центров обработки данных намного больше возможностей обеспечить обработку сбоя даже центра обработки данных целиком в отдельно взятом регионе и выполнить восстановление служб и данных клиентов в другой географической области. Кроме того, ведущие игроки рынка «облачных» технологий вкладывают много средств в автоматизацию или оркестрацию всех процессов, связанных с обеспечением планирования, развертывания и эксплуатации работающих систем. Большинство процессов обновления предусматривают встроенные механизмы обработки отказов при выполнении модификаций, что значительно снижает влияние человеческого фактора и позволяет незаметно для клиентов восстановить работу служб. У мелких и средних провайдеров для выполнения таких операций имеются очень ограниченные ресурсы, как человеческие, так и материальные.

Немаловажным фактором в процессе сужения круга провайдеров является и крепнущая тенденция использования для рабочих целей персональных мобильных устройств сотрудников, известная как BYOD (bring-your-own-device), или «принеси свое устройство». Каждый из крупных игроков в «облако» предлагает рынку собственные устройства либо разработанные партнерами, но со своей операционной системой. Microsoft предоставляет и то, и другое. И на каждом таком устройстве уже при поставке выполнена привязка к «облачным» службам заинтересованного провайдера. Таким образом, вместе со своим персональным устройством сотрудник компании «приносит» на рабочее место и службы провайдера, которые использует либо вместе с развернутыми внутри компании службами, либо вместо них. И эту тенденцию уже можно обозначить как «принеси свою службу или «облако»».