Поль Тюрро (thurrott@windowsitpro.com) – редактор новостей в Windows IT Pro. Готовит еженедельные выпуски для Windows IT Pro Update (www.windowsitpro.com/email) и ежедневные выпуски новостей Wininfo

Еще в июне Microsoft сообщила об изменениях в стратегии развития Windows Server и представила концепцию Cloud OS — «облачной» операционной системы для инфраструктуры. Многие ошибочно восприняли это откровение как объявление о некоем продукте или услуге, тогда как на самом деле Cloud OS – это концепция будущего, ориентир дальнейшего развития других продуктов и услуг.

Концепцию Cloud OS легче понять в более широком контексте полной трансформации, затрагивающей не только Microsoft, но и всю индустрию компьютерных технологий. Основные продукты, такие как Windows и Office, сегодня поставляются и обновляются через Интернет, как онлайн-службы, и отход компании от традиционной роли поставщика локальных программных решений совершается поразительно быстро и целенаправленно.

В этом году всеобщим вниманием завладели Windows 8 и новые ориентированные на потребителей и бизнес-клиентов технологии. И в своей увлеченности мы иногда забываем о том, что этот выпуск – лишь частное проявление более общей и важной тенденции. Повсеместно в Microsoft и по всей отрасли традиционные программные продукты и локальные решения все чаще замещаются онлайн-службами.

Рассмотрим Windows 8 и Office 2013 – два наиболее заметных продукта Microsoft, выпущенных в этом году. Оба отражают текущее переходное состояние и могут быть развернуты традиционным путем, например в комплекте с упакованным новым компьютером с оптическими носителями. Однако оба продукта могут поставляться и в электронном виде, как онлайн-службы. Пользователи Windows сегодня могут дешево и легко обновить свои системы до Windows 8 через веб-программу установки, открывающую больше функциональных возможностей, чем более дорогой пакет обновления, предлагаемый в розничной сети. Office 2013 также поставляется онлайн через службу Office 365 с применением смягченных правил лицензирования, допускающих установку программного пакета на пять компьютеров и мобильных устройств.

Windows 8 и Office 2013 (и другие продукты, такие как Visual Studio 2012) будут обновляться не раз в несколько лет, как было раньше, а на постоянной основе, как онлайн-службы, такие как Office 365 и Windows Intune. Конечно, это программное обеспечение будет по-прежнему использоваться на некоторых устройствах локально. Однако способ его развертывания и обновления на этих устройствах резко изменился.

Тенденция перехода к модели служб распространяется и на данные. После постоянного увеличения размеров жестких дисков на протяжении ряда лет, современные компьютеры и мобильные устройства выпускаются с дисками SSD и другими формами твердотельных хранилищ гораздо меньшей локальной емкости. Например, портативные компьютеры после того, как их жесткий диск достиг размера 500 Гбайт, на несколько лет совершили переход на значительно менее емкие SSD-хранилища, для которых нормой стал объем в 128 Гбайт. Современные устройства под управлением Windows 8 и Windows RT, такие как Microsoft Surface, часто выпускаются с флэш-памятью объемом лишь в 32 или 64 Гбайт. Причина в том, что данные сегодня хранятся в онлайн-хранилищах и синхронизируются с устройством, либо просто доступны при наличии подключения к Интернету.

Конечно, у этих тенденций найдутся противники, поскольку в некоторых регионах мира потребители вынуждены пользоваться дорогостоящими широкополосными соединениями с платным трафиком и низким качеством предоставляемых услуг. Однако движение в сторону комбинации онлайн-служб и более упрощенных устройств – это цунами, которое нельзя ни остановить, ни замедлить. Это факт, который надо принять.

Cloud OS

На стороне сервера Microsoft сегодня предлагает традиционные локально устанавливаемые версии Windows Server и Windows Azure с «облачной» моделью предоставления, либо инфраструктуры как услуги (IaaS) либо платформы как услуги (PaaS). Основополагающее влияние Windows Server на Windows Azure хорошо известно. Однако формирование и развитие Azure также происходило не в мире локальных серверов, где вынужденные простои не просто не приветствуются, но, по сути, не допускаются. И мы сможем убедиться, что эволюция Azure впервые в Windows Server 2012 оказала влияние и на локальные решения Microsoft.

На данный момент, однако, в разгаре переходный период. Переходы – дело долгое. И уж конечно, они не совершаются путем резкого отхода от старого порядка и принуждения клиентов к принятию перемен. Это даже больше относится к рынку серверов и обслуживанию предприятий, чем к потребительским продуктам. И хотя переход к предложениям в виде предоставляемых служб на некоторых уровнях представляет собой вдохновляющий и обращенный в будущее процесс, самой сильной стороной Microsoft на данном этапе, по-моему, является то, что она не отказалась от удовлетворения потребностей клиентов в традиционно поставляемом программном обеспечении. Другими словами, помимо новых форм обслуживания, Microsoft продолжает инвестировать в традиционные серверные продукты, такие как Windows Server, System Center, SQL Server и Exchange. Кроме того, эти продукты проектируются в расчете на работу в гибридном режиме и могут органично взаимодействовать со своими «собратьями», поставляемыми в форме услуг. Это – правильный переход.

Целью Microsoft является создание Cloud OS. Это однако не предполагает появления продукта или службы с таким названием. Но само название можно воспринимать как «боевой клич» для отрасли и указание на решимость Microsoft полностью перейти на модель услуг и применить ее к миру серверов.

В первом сообщении о Cloud OS, прозвучавшем в июне, руководитель подразделения Microsoft Server and Tools Сатья Наделла отметил, что единица аппаратной абстракции как объект, управляемый серверной операционной системой, достигла уровня информационного центра. Другими словами, серверная операционная система, в качестве которой в рамках данного сценария можно рассматривать комбинацию Windows Server и System Center, не управляет одним только сервером: она управляет множеством серверов. Последствия проявляются как на физическом (центр обработки данных против одного сервера), так и на управленческом уровне. Если вы знакомы с Windows Server 2012, то понимаете, что одной из основных особенностей этого выпуска является реальное воплощение данной концепции, то есть реализация возможности одновременного управления несколькими серверами.

Дальнейшие обновления Windows Server (и System Center) будут предусматривать расширение этой функциональности. И хотя, скорее всего, локальные установки операционной системы на отдельных серверах всегда будут существовать, коллективный интеллект теперь будет выходить за рамки одной системы. Это делает Windows Server «краеугольным камнем» концепции Cloud OS от Microsoft.

По мнению инженера Microsoft Джеффри Сновера, выступавшего на конференции BUILD на тему Cloud OS, представления Microsoft о дальнейшем развитии напоминают художественный набросок, который со временем будет трансформироваться в четкий инженерный чертеж. «Cloud OS навсегда смещает фокус, — отметил он. — Серверы больше не рассматриваются в одиночку. Теперь мы мыслим категориями информационных центров».

Текущую деятельность он сравнил с давней работой над Windows NT, когда был создан слой аппаратной абстракции (HAL), позволивший несовместимым платформам, таким как Intel x86 и MIPS Technologies, функционировать в среде одной и той же операционной системы: «HAL – невоспетый герой экосистемы x86. Теперь то же самое делается для информационных центров – DHAL, если угодно«. Однако работа над DHAL в Microsoft целиком базируется на стандартных технологиях управления, что, безусловно, отличается от концепции прошлых лет.

По словам Билла Хилфа, генерального менеджера подразделения Azure, клиентам нужна однородная инфраструктура с высокой степенью воспроизводимости. «Единицей развертывания является кластер, объединяющий 1000 серверов в рамках единого модуля, — подчеркнул он. — Серверами 'дирижирует' контроллер общей структуры. Поэтому говорить об отдельных серверах было бы неправильно».

Хилф отметил, что опыт Microsoft, приобретенный с Azure, породил «заколдованный круг» (в хорошем смысле), то есть двунаправленный контур с обратной связью, что дало положительный результат, поскольку усовершенствования, реализованные в Azure, воплотились в локальных продуктах, таких как Windows Server 2012 и System Center 2012. «Мы умеем применять исправления на десятках тысяч серверов без непроизводительных простоев, — отметил Хилф. — Мы называем это кластерным обновлением с автоматизированным применением исправлений на всех узлах. Привнесенные из большого общедоступного «облака» в локальные серверные продукты, эти концепции становятся реальными и ощутимыми для клиентов».

Заколдованный круг: от Azure к Windows Server 2012

Свои соображения на тему «заколдованного круга» изложил Майк Шутц, генеральный менеджер подразделения Server and Cloud в Microsoft. По его словам, разработка продукта была интересной задачей. На протяжении многих лет специалисты Microsoft, когда готовили новые выпуски Windows Server, всегда советовалась со своими клиентами и партнерами, выясняя, каких изменений и функций те ждут от будущих версий. Однако зачастую клиенты сами не знают, чего хотят. «Как сделать велосипед, если вы никогда на нем не ездили? Наши инженеры знают, что значит управлять большим общедоступным «облаком», и это знание, основанное на личном опыте и анализе собственных ошибок, вывело нас на качественно новый целевой ориентир в Windows Server 2012», — заявил Шутц.

В отношении концепции кластерного обновления он заметил, что большинство клиентов Microsoft недостаточно масштабны, чтобы воспользоваться этой функциональностью. Это, однако, не означает непригодности концепции, поскольку клиенты могут применять аналогичные функции в Windows Server на более низком уровне. Можно организовать применение исправлений и для более мелких объектов (например, узлов), обеспечивая оперативную доступность внутренней службы, как это было бы в случае онлайн-служб.

Еще один аспект – автоматизация. Вероятно, вы уже заметили, что Microsoft активно внедряет в Windows Server 2012 средства автоматизации на базе Windows PowerShell. По словам Шутца, повсеместная автоматизация – один из основополагающих принципов: «Мы хотим автоматизировать все. С помощью средств PowerShell администраторы, партнеры и все остальные смогут наращивать базовые возможности, используя собственные инструменты».

Кроме того, существуют сети. В мире размещаемых служб центры обработки данных и серверы обслуживают множество клиентов, поэтому многоарендная архитектура – необходимое требование. Большинство предприятий, услышав об «общих ресурсах», теряют интерес, но, по мнению Шутца, для этого рынка многоарендная архитектура тоже имеет смысл. «Поговорите с ними о слияниях и поглощениях, о вхождении в новую компанию с другой сетевой инфраструктурой. Вспомните об отделах кадров и финансовым отделах, представляющих принципиально разные области деятельности. Во всех этих случаях нужна согласованная общая инфраструктура», — считает он.

В Windows Server 2012 вводится концепция программно-определяемой сети, позволяющей организовать коллективно используемую, но изолированную сетевую инфраструктуру, где логические сети отделены от базовой физической сети. По словам Шутца, мы сейчас наблюдаем самую крупную трансформацию центров обработки данных: «Мы сделали это с Azure, а теперь делаем с Server 2012».

Мне понравилось данное Шутцем определение «облачных» вычислений — «службы плюс управление плюс автоматизация». Это определение напомнило мне давнюю дискуссию с Джеффом Вулси, старшим программным менеджером группы Windows Server. По его словам, идея состоит в том, что больше невозможно вести речь об отдельном сервере. Теперь следует рассматривать целый информационный центр как один компьютер или то, что мы называем единицей вычислений: «Это – широкомасштабная контейнерная структура».

Будущее, по мнению Вулси, за программным обеспечением с более высоким уровнем интеллекта, работающим на стандартизованных аппаратных средствах, способным автоматически изменять маршруты в случае отказов и поддерживать работоспособность служб и их неизменную доступность для пользователей. Порой этот процесс носит эволюционный характер, в частности, если отказоустойчивость системы обеспечивается на программном, а не на аппаратном уровне. По словам Вулси, сегодня протокол SMB устойчив к аппаратным отказам, что позволяет отказаться от приложений для управления: «Интеллектуальные приложения управления больше не нужны. Операционная система сама знает, что следует делать».