?

Для Microsoft это самая настоящая проблема. Согласно данным этой компании, от 65 до 70% пользователей Office во всем мире до сих пор работают с Office 2003, а большая часть оставшихся — с Office 2007. И, как это обычно бывает, небольшая кучка самых закоренелых консерваторов все еще «цепляется» за более старые версии.

Но, по крайней мере, на данный момент Office является конкурентом только самому себе. На рынке программного обеспечения для настольных компьютеров у него нет сколько-нибудь значительного соперника (как среди бесплатных, так и среди платных офисных пакетов) с 90-х годов прошлого века. Новомодные онлайн-конкуренты, такие, например, как Google Docs, которые наделали много шума, благодаря моде на «облачные» вычисления, на самом деле никоим образом не сократили число пользователей Office.

Однако одна из важнейших тенденций, наметившихся с появлением Office 2010, заключается в том, что в компании Microsoft наконец осознали, что мир меняется, и Office должен меняться вместе с ним. Теперь традиционные наборы Office и отдельные приложения лучше интегрированы с онлайн-службами. И это интеграция не только с ориентированным на корпоративное использование SharePoint, но также и с «заточенным» под конечного потребителя SkyDrive. Появились версии четырех приложений Office — Word, Excel, PowerPoint и OneNote, которые работают в «облаке», посредством новой онлайн-службы Office Web Apps. И хотя они еще недостаточно «оперились», чтобы полностью заменить своих собратьев из версии для настольных компьютеров, их потенциал очень велик. Продолжают активно развиваться версии Office для мобильных устройств, причем не только для тех, что работают под управлением Windows Mobile и грядущей Windows Phone, но также и для некоторых устройств от Nokia.

Все вместе наборы приложений Office 2010, Office Web Apps и Office Mobile 2010 и составляют продукт, называемый Office 2010.

Наборы приложений Office 2010

Можно многое рассказать о наборах приложений и об отдельных приложениях Office, но некоторые действительно интересные изменения открываются, если копнуть поглубже. За редким, исключением, это зрелый набор решений, а некоторые из них — к примеру, Excel и Word, — так вообще имеют 25-летнюю историю. По этой причине приложения, составляющие ядро Office, на этот раз не содержат каких-либо революционных изменений. Но так и должно быть.

То, что действительно сразу бросается в глаза, так это ленточный интерфейс Office 2010. В Office 2007 только некоторые приложения подверглись процессу такой модификации, при которой старомодные меню и система панели инструментов были заменены более эффективным и продуктивным пользовательским интерфейсом, называемым «лента» (ribbon). В Office 2010 «риббонизированы» все приложения, включая Outlook.

Но только этим Microsoft не ограничилась и сделала ленту в Office 2010 по-настоящему удобной в использовании, что должно наконец заставить умолкнуть критиков. Теперь лента полностью настраиваема, и любителей тонкой настройки должна порадовать возможность удалять и добавлять команды на вкладки или даже создавать собственные вкладки.

Несмотря на то что лента теперь единообразно используется во всех приложениях Office, при создании представления Backstage компания Microsoft явно не стала себя особенно утруждать. Представление Backstage, появившееся в Office 2010, представляет собой попытку расположить в одном месте информацию о файле и задачи управления приложением и отдаленно напоминает старое меню «Файл» из преды­дущих версий Office. Тем более что активируется оно сочетанием клавиш ALT+F. Представление Backstage целиком занимает окно приложения, заменяя собой текущий документ. Несколько странное на первый взгляд, оно тем не менее содержит отличный набор подручных средств, позволяющих, например, подготовить документ к общему доступу, сохранить его, напечатать и сделать многое другое.

Но проблема в том, что в представлении Backstage одни его функции используют окно приложения целиком, в то время как другие (и это сбивает с толку) по-прежнему инициируют старомодные диалоговые окна. И когда эти диалоговые окна появляются, представление Backstage исчезает. Представители Microsoft подтверждают, что изначально компания намеревалась сделать представление Backstage свободным от таких противоречий во всех приложениях Office 2010, но на это просто не хватило времени. Это очень напоминает ситуацию с появлением ленты в Office 2007 — идея хорошая, но до ума не доведена.

Из всех основных приложений Office наибольшими изменениями может похвастаться Outlook. Этот факт определенно может послужить стимулом к переходу на Office 2010 многих пользователей Office 2007, все еще задающихся вопросом — а стоит ли оно того?

Outlook теперь полностью «риббонизирован» и весьма неплохо функционирует в таком воплощении. Но это не самое большое изменение. Реальное новшество — это появление ряда дополнительных функций, использование которых теперь позволяет управлять электронной почтой намного более эффективно, чем раньше. Ключевыми среди них являются новые инструменты управления беседой.

  • Представление беседы (Conver­sa­tion View), которое консолидирует сообщения одной и той же беседы в виде единого разворачиваемого элемента.
  • Функция «Очистка» (Clean Up), которая удаляет из беседы избыточные сообщения электронной почты.
  • Функция «Игнорировать беседу», которая игнорирует беседы, участники которых существенно отклонились от темы.

Моя любимая новая функция Outlook — «Быстрые шаги» (Quick Steps), которая является визуальным инструментом для создания, по сути, многоступенчатых макросов, привязанных к значкам в ленте. Таким образом, если требуется произвести некоторое действие над сообщением электронной почты, можно очень быстро создать простое действие в «Быстрых шагах» и упорядочить электронную почту так, как это необходимо. Например, я использовал «Быстрые шаги» для создания действия «Архивируй это» (Archive It), как показано на экране 1. Когда я щелкаю по значку «Архивируй это» в ленте, выделенное сообщение помечается как прочитанное и перемещается в папку «_Archived Mail».

 

Экран 1. Использование «Быстрых шагов», новой функции Outlook 2010

Как и в случае с Office 2007, версия Office 2010 доступна в различных вариантах и разными способами. Можно приобрести коробочные и электронные версии как отдельных приложений, так и различных наборов продуктов. Также компания Microsoft предлагает новую карточку ключа продукта Product Key Card, которая содержит только ключ продукта. Предназначается этот товар для пользователей, которые приобрели новые компьютеры с какой-либо предустановленной версией Office 2010 и хотели бы модернизировать ее до редакции с более широкими возможностями.

Для бизнес-пользователей интерес представляют главным образом четыре редакции версии Office 2010.

  • Office для дома и бизнеса 2010. Это розничная версия за 280 долл., предназначенная для домашних пользователей и предприятий малого бизнеса. Она включает в себя Excel, OneNote, Outlook, PowerPoint и Word.
  • Office стандартный 2010. Это предложение, лицензируемое только для корпоративных пользователей, включающее в себя Excel, OneNote, Outlook, PowerPoint, Publisher и Word.
  • Office профессиональный 2010. Это розничная версия за 500 долл., включающая в себя Access, Publisher и все приложения из набора Office для дома и бизнеса 2010.
  • Office профессиональный плюс 2010. Это версия с корпоративным лицензированием, включающая в себя Communicator, InfoPath, SharePoint Workspace 2010 и все приложения из набора «Office профессиональный 2010». На данный момент это наиболее полная из доступных версий набора Office 2010. Линейка Office 2007 включала в себя редакцию «Максимальная», которая более недоступна.

Обратите внимание, что компания Microsoft предлагает как 32-разрядные, так и 64-разрядные редакции версии Office 2010. Розничные версии предлагают выбрать тот или другой вариант во время установки. Однако тем пользователям, которые не являются знатоками Excel, использующими таблицы размером более 2 Гбайт, настоятельно не рекомендуется устанавливать 64-разрядные версии из-за их несовместимости с существующими надстройками Office.

Служба Office Web Apps

После первого знакомства с решениями вроде Google Docs обычно складывается следующее впечатление: это легкий и быстрый набор офисных приложений, который «живет» в Интернете, а не на компьютере и который не нужно ежемесячно обновлять в связи с выходом новых обновлений безопасности.

Однако по прошествии некоторого времени, потраченного на изучение данного решения, его ограничения становятся очевидны. Если не принимать во внимание некоторые интересные возможности для совместной работы, то в остальном Google Docs подобны версии Office, выпущенной компанией Microsoft 1995 году. И это еще очень мягко сказано.

В конце концов, это начинает надоедать. Совершенный онлайн-набор офисных приложений должен выглядеть и функционировать подобно Office, за исключением того, что «жить» он должен в Сети, подобно Google Docs. Именно это обещает нам служба Office Web Apps, новичок в семействе Office. Пока что эти обещания далеки от реальности, а реальность такова, что компании Microsoft нужно как-то защитить этот сегмент рынка. Поэтому, вместо того чтобы стать полноценной альтернативой традиционным приложениям Office, служба Office Web Apps, которая состоит из онлайн-версий Word, Excel, PowerPoint и OneNote, позиционируется как набор вспомогательных приложений или помощников. Таким образом, это не совсем реальный Office. Отсутствие некоторых возможностей и проблемы с быстродействием, порожденные использованием в «облаке» такого тяжелого программного обеспечения, делают этот первый выпуск Office Web Apps немного менее интересным, чем он мог бы быть.

Чтобы проиллюстрировать возникшие проблемы, сравним приложение Word 2010 с его сетевым эквивалентом. Различия поразительны. У обоих заявлено наличие стандартного ленточного интерфейса, но, как показано на экране 2, у Word Web App только три вкладки, по сравнению с семью вкладками по умолчанию в Word 2010. На экране 2 кнопка «Файл» является сходной с кнопкой Micrsoft Office и по этой причине не считается вкладкой. Поскольку отсутствует вкладка «Рецензирование», полностью недоступны инструменты рецензирования. И даже на имеющихся вкладках отсутствуют некоторые ключевые функции. Например, на вкладке «Главная» нет таких функций редактирования, как «Формат по образцу», возможности добавлять текстовые эффекты, заливку и редактировать стили.

 

Экран 2. Редактирование документов в Word Web App

Аналогичным образом отсутствие функций в других приложениях Office Web Apps делает их бесполезными для реальной работы. Для чего они на самом деле подходят, так это для простого редактирования, причем только в те редкие моменты, когда над документом нужно поработать совместно с кем-либо. Однако Office Web Apps замечательно сохраняют форматирование документа — это то, что в Microsoft называют точностью документа, — поэтому, даже если необходимо отредактировать сложный документ, делать это можно без опасения, что предыдущую работу потом придется переделывать.

Приложения Office Web Apps доступны через бесплатную, ориентированную на конечного пользователя службу Windows Live SkyDrive или через сайт SharePoint 2010 (включая SharePoint Foundation 2010), размещенный во внутренней сети либо доступный в виде службы Microsoft Online. Бизнес-пользователи, которые приобрели корпоративную версию Office 2010, получают также бесплатную лицензию на Office Web Apps.

Office Mobile 2010

Подобно Office Web Apps, версия Office Mobile 2010 разработана в качестве помощника для традиционных настольных приложений. Это решение включает в себя Outlook (электронная почта, календарь и контакты), Word, Excel, PowerPoint и OneNote для смартфонов на платформе Windows Mobile или Windows Phone. Также имеется версия для некоторых моделей смартфонов Nokia.

В Office 2010 внесено много интересных изменений, и некоторые из них связаны с новыми возможностями мобильных устройств. Другие изменения связаны с поддержкой новых возможностей набора Office для настольных компьютеров.

Ответом на широко используемую в мобильных устройствах мультисенсорную технологию стала усовершенствованная в Office Mobile 2010 поддержка жестов и прикосновений. Теперь навигация в меню и выбор элементов интерфейса стали намного проще и удобнее.

Office Mobile 2010 интегрирован с сервером SharePoint 2010 и управлением правами на доступ к данным IRM, что позволяет безопасно работать с корпоративными документами как онлайн, так и в автономном режиме. Но прежде всего можно также напрямую работать с документами, расположенными на сервере. Как и его предшественник, Office Mobile 2010 умеет работать со сложными документами Word, Excel и PowerPoint, сохраняя при этом их изначальное форматирование. Таким образом, если отредактировать документ на телефоне, а затем открыть его на настольном компьютере, форматирование будет полностью сохранено.

Активные пользователи PowerPoint наверняка оценят новые функции, которые позволяют использовать смартфон с Windows Mobile в качестве пульта управления презентациями на настольном компьютере. Помимо вполне предсказуемого наличия средств управления навигацией, при необходимости также можно активировать отображение примечаний к презентации на экране мобильного устройства.

Как и в случае с версией для настольных компьютеров, в мобильной версии наибольшим изменениям подверглось приложение для работы с электронной почтой. Outlook Mobile 2010 поддерживает функцию «Преставление беседы» (экран 3), когда используется совместно с сервером Exchange 2010, обеспечивая при этом пользователям удобный способ управления огромным количеством электронных сообщений. А «интеллектуальная» фильтрация отображает результаты поиска прямо в процессе набора ключевых слов.

 

Экран 3. Сортировка сообщений по теме беседы в Outlook 2010

И наконец, проблемы при использовании Office Mobile остались те же самые: небольшие размеры смартфонов делают их мало приспособленными для чтения (не говоря уже о редактировании) документов и текстовых заметок, даже при наличии аппаратной клавиатуры. Outlook Mobile подойдет тем пользователям, которые работают с Exchange, но ему все еще далеко до изящного интерфейса почты iPhone. Кому можно порекомендовать обязательное изучение этого решения, так это пользователям SharePoint. Возможность «на бегу» получить доступ к документам SharePoint трудно переоценить.

Так нужна ли все-таки модернизация?

Office 2010 — это большой и сложный набор продуктов, и решение о необходимости модернизации до него должно основываться прежде всего на том, какие решения Office уже используются в работе. Если это настольные версии Office 2003, то обновление рекомендуется в любом случае. Учитывая, насколько возросла продуктивность с переходом ленточный интерфейс и то, что этот интерфейс является полностью настраиваемым и доступен во всей линейке продуктов, сложно найти возражения против обновления. В случае с Office 2007 принять решение будет сложнее. Однако если одним из основных рабочих инструментов является Outlook, то подумать об обновлении стоит хотя бы ради множества усовершенствований этого приложения.

Если вы надеялись сэкономить некоторое количество средств на лицензиях Office, пересадив самых нетребовательных пользователей на бесплатный Office Web Apps вместо локально установленных приложений, то я настоятельно рекомендую сначала протестировать этот вариант. Подозреваю, что лишь небольшое количество пользователей сочтет Office Web Apps подходящим для работы вариантом. Да, его реализация оставляет желать лучшего, однако есть основания полагать, что компания Microsoft намеренно урезала функциональность Office Web Apps, чтобы избежать массового «дезертирства» на сторону бесплатного продукта. Думается, что оптимальным решением было бы предложить пользователям более вменяемый Office Web Apps за небольшую цену и позволить этому новаторскому продукту стать более востребованным, но это, похоже, случится не ранее выхода следующей версии Office.

Что такое Office Mobile 2010: удобный помощник на тот случай, если вы застряли в такси или в самолете и есть реальная необходимость посмотреть или даже отредактировать презентацию или другой документ? Однако сложно представить человека, покупающего смартфон с Windows Mobile, чтобы пользоваться Outlook Mobile. Ведь существуют другие, намного более удобные мобильные решения для работы с электронной почтой.

Однако если соединить все эти кусочки вместе, и желательно добавить хранилище документов SharePoint 2010, Office 2010 покажет свою истинную мощь. Набор Office 2010 в сочетании с SharePoint при работе в офисе и с Office Web Apps и Office Mobile вне его побьет любого соперника вне зависимости от цены. Конечно, Google может предложить бесплатное или недорогое офисное решение, но в этом случае потребитель получит именно то, за что он заплатил.

Поль Тюрро (thurrott@windowsitpro.com) — редактор новостей в Windows IT Pro. Готовит еженедельные выпуски для Windows IT Pro Update (www.windowsitpro.com/email) и ежедневные выпуски новостей Wininfo