На первом плане — те приоритеты, реализация которых позволяет гражданам страны участвовать в совместной образовательной деятельности международного характера. Я хочу рассказать об исследованиях, программах и проектах, направленных на достижение этой цели.

На наших глазах происходят радикальные изменения национальных систем образования, формируются единые для мирового образовательного сообщества элементы содержания, методов и средств обучения. В общественном сознании происходит переход от утилитарного понимания целей образования к более широкому гуманитарному их пониманию; обучение становится личностно-ориентированным.

Это, в свою очередь, влияет на создание и развитие единой мировой (глобальной) информационной образовательной среды. Само это понятие под влиянием бурно развивающихся информационных технологий приобрело применительно к школьному образованию новое звучание. Этап «привыкания к новизне» уходит в прошлое; жители Сети предъявляют внятные и реалистичные требования к ее наполнению, беспокоятся о сохранности сетевых ресурсов, рассчитывают на эффективное функционирование каналов доступа к Интернету.

Сетевые технологии позволили создать принципиально новую информационную образовательную Интернет-среду, которая обеспечивает широкие возможности для образовательной деятельности, существенным образом влияет на перераспределение ролей между участниками образовательного процесса и является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

В последние годы заметно проявилось многообразие видов и форм информационных образовательных русскоязычных Интернет-ресурсов по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса. Можно с уверенностью говорить об опыте эффективного использования этих ресурсов в самостоятельной работе всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей и администрации школ). Но первый опыт принес и первые опасения: совершенно очевидным стал тот факт, что в Российском Интернете не разработаны механизмы, направляющие развитие национальной информационной образовательной Интернет-среды в соответствии с культурными особенностями и традициями страны. Это – не «специфически российская» проблема; ведь сами методы распространения информации, программное обеспечение и язык общения в Сети стали феноменами западной цивилизации.

Задача в том, чтобы при сохранении целостности информационной образовательной Интернет-среды школьного образования страны нам удалось существенно выровнять ее качественный уровень; если мы решим эту задачу, мы сможем плавно войти в единую, глобальную образовательную Интернет-среду.

Анализ процесса вхождения Интернета в школьное образование зарубежных стран за последние два года показал, что действия Министерств и Департаментов образования этих стран направлены (вне зависимости от того, есть в школах страны отдельный учебный предмет «информатика» или нет) прежде всего на выработку четкой национальной политики в области использования Интернет-технологий и создание национальных образовательных Интернет-сред как сегментов глобальной образовательной Интернет-среды — реальной опоры для проведения преобразований.

Объединение усилий государственных учреждений образования с коммерческими и некоммерческими организациями в контексте Национальных программ способствует интенсивному развитию инфраструктуры в школьном образовании стран. Происходит реальное насыщение школ компьютерами и периферией, процессы подключения школ к Интернету приобретают общенациональные масштабы. Ведущие страны явно стремятся «успеть» к началу ХХI века.

Так, в Германии, где 12500 школ к началу 1999 года уже были подключены к Интернету, идет четвертая волна подключения тысяч учебных заведений к Сети. Государство доверило это некоммерческой организации «Школы в Сети» (Schulen anz Netz). Министерство образования и ведущая компания-провайдер «ДойчеТелеком» создали для этой цели фонд объемом в 100 миллионов марок. «Сверхмощный» немецкий провайдер обеспечивает 40000 школ Германии бесплатным доступом по регламенту «T-online»; школы освобождены от оплаты за передачу данных или работу в Сети. Им компенсируются и сопутствующие затраты.

Руководство другой компании-провайдера, «AOL-Европа» объявило, что они планируют предоставить всем начальным и средним школам, а также 900000 преподавателям в Германии бесплатный доступ к Сети. За последние два года эта компания подключила к Сети более 3000 школ в Германии (www.eun.org/news/san-round-four.html).

В Италии к середине прошлого года было подключено к Сети более 4000 школ. Для учителей в Италии открыт педагогический сайт, который содержит большое количество образовательных материалов, мультимедиа-библиотеку, форумы www.bdp.it/.

В Ирландии с 1999 года началась национальная Программа межшкольных связей, которая проводится по инициативе Министерства образования. В ее рамках планируется предоставление всем школам страны до 2001 года необходимого компьютерного оборудования и программного обеспечения (www.eun.org/news/irl-schools-integration).

В Нидерландах Министр образования подписал указ о создании Национальной электронной сети, в которой объединятся все школы и колледжи страны; каждый учитель и ученик будет иметь свой адрес e-mail и право доступа к Сети (eun.org/news/kennisnet2.htpl).

В Великобритании Министр школ Чарльз Кларк подчеркнул, что правительство считает основными приоритетами развитие информационных и коммуникационных технологий, действенную помощь школам в преодолении барьера «Интернет-неграмотности». Министерство школ объединяется со всеми заинтересованными в решении этих задач коммерческими и некоммерческими организациями.

Бюджет проекта, целью которого объявлено подключение к Интернет 500000 школ США, в 1999 году составил 2,3 млн. долларов. До 1999 года в рамках Национальной программы были подключены 80 000 школ и библиотек. Все средства, которые вкладываются в программу, поступают со счетов телефонных компаний, предоставляющих услуги междугородной и международной связи.

«Совершенно очевидными в настоящий момент выглядят несколько приоритетных целей для развития информационных технологий в образовании США:

  • необходимость доступа к Интернету в каждом классе,
  • использование Интернета в профессиональном развитии учителей,
  • технологии должны «пронизывать» весь учебный процесс, при этом оставаясь «невидимыми», содержание ресурсов на основе новых технологий должны создавать сами пользователи».

(Линда Робертс, США)

Во Франции в ходе общенациональной программы исследований и разработок, проводимой Министерством образования, были отобраны 5000 школ, которые будут оборудованы до 2001 года по последнему слову техники для работы в Сети (в два раза больше, чем было подключено по этой программе в 1999 году). Программа с общим бюджетом 20 млн. франков проводится по схеме частичного финансирования из центра; управление осуществляется на региональном уровне (www.internet.gouv.fr/francais/frame-actualite.html).

В Швеции национальный план рассчитан на трехлетнюю перспективу (1999-2001 гг.). Планом предусмотрено участие всех школ страны, в которых учатся школьники от 6 до 19 лет. Над его выполнением будут работать 60000 учителей (40% от общего числа преподавателей в стране), все директора школ (более 5000 человек) и около 1000 координаторов (www.eun.org/news/swedish-ict-plan.html).

В таких странах, как Франция и Испания, курсы обучения преподавателей и местной администрации различным формам работы с мультимедиа относятся к числу приоритетов национальных программ информатизации школьного образования (www.pntic.mec.es/novedades/novedades.html), www.eun.org/news/french_infosoc.html.

Для решения этих задач непосредственно используются Интернет-технологии, различные формы дистанционного обучения. Так, на сервере в образовательной сети Ирландии Scoilnet поселились «мудрецы», которые консультируют, «ведут» школьного учителя или преподавателя вуза с помощью «Мастера» («Content Wizard») от момента регистрации в Интернете до публикации своих собственных образовательных материалов в Сети www.scoilnet.ie/othertemplates/otherlinksframeset.asp? middleframetarget=../rcw/wizard1.asp.

В рамках европейского проекта «Экстранет для преподавателей (EXE)» создана база данных для преподавателей, которые учатся интегрировать мультимедиа в своей повседневной работе. Обращения к этой базе данных помогают преподавателям подготовить материалы для занятий и использовать новые технологии в структуре урока (www.comune.bologna.it/iperbole/exe).

Учителя средних школ Германии могут повышать свой профессиональный уровень, обсуждать проблемы с коллегами и получать свежие новости благодаря проекту LeaNet – «Сетевые Учительницы» (www.leanet.de/).

Учителя поощряются за использование в учебном процессе новых Интернет-технологий. В Великобритании Британское агентство образовательных коммуникаций и технологий (BECTA) проводит конкурс с призовым фондом для учителей, демонстрирующих продуктивное использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Конкурс проходит по следующим номинациям:

  • решение задач школьного администрирования,
  • обучение детей-инвалидов,
  • освоение предметных областей,
  • методические разработки, способствующие внедрению технологий в практику школы.

Учителя-победители и школы, в которых они работают, получают денежное вознаграждение в размере 2500 фунтов стерлингов (www.becta.org.uk/news/pressrelease/140100ictawards.html).

В 1999 году была придумана награда для учителей стран Европейского Союза – Знак отличия («Лейбл»). Эта награда учреждена для поощрения новаторских инициатив в области обучения и преподавания языков. Знак будет присуждаться каждый год наиболее инновационным и эффективным проектам изучения языков в странах, участвующих в проекте (europa.eu.int/comm/education/language/label.html).

Получила широкое распространение практика обсуждения педагогических проблем в ходе телеконференций, видеоконференций и чатов; в этих дискуссиях участвуют известные ученые и политики. В Дании 100000 учителей и учащихся активно работают в национальной системе телеконференций The SkoleKom, каждый день к ней подключаются более 1000 новых пользователей (www.eun.org/news/emu1.html).

Министерствами и Департаментами образования разных стран Европы инициируется создание общенациональных образовательных сетей и Web-серверов, где основной акцент делается не на статичную информацию о конкретном учреждении образования, а на размещение «подвижных» образовательных материалов с возможностью обратной связи (с общественностью, родителями, учителями и учащимися), чатов и форумов, тестов, новостей о национальных и международных учебных проектах, конкурсах для школ по разработке образовательных компьютерных программ, документов по различным дисциплинам, мультимедиа-библиотек, страничек школ с творческими работами учащихся, списков адресов подключенных к Интернету школ страны.

Так, во Франции формируется коллекция франкоязычных образовательных материалов по любому учебному предмету («Thot»). Она создается учителями и волонтерами из Франции и франкоговорящих регионов мира. На этом сайте работает абонемент – список рассылки на французском языке (thot.cursus.edu).

Норвежские инновационные школы обмениваются на своем национальном сайте опытом и новостями практической работы в совместных проектах. Обсуждение проводится на норвежском языке, курсы обучения которому размещены также на этом web-сайте (enis.nls.no).

Сайт образовательной сети в Испании включает в себя обновляемые ежедневно новости образования из различных регионов страны. Испанские учителя могут регулярно получать свежую информацию о важных событиях, лицах, конкурсах и семинарах для преподавателей и многое другое (www.pntic.mec.es/novedades/novedades.html).

Министерства и Департаменты образования западных государств различными способами стимулируют создание образовательных web-ресурсов на национальных языках для наполнения ими информационных Интернет-сред и интеграции в учебный процесс. Полгода назад в школе, в которой расположен главный сервер голландской образовательной сети Kennisnet, встретились ведущие web-мастера европейских образовательных сетей для обсуждения стратегии развития и обмена образовательными материалами через Интернет между европейскими школьными сетями (www.eun.org/countries/countries.html).

А организаторы международного конкурса ThinkQuest уже собрали гигантскую коллекцию – 15000 образовательных web-квестов на английском языке, созданных учащимися разных стран. Эти увлекательные мини-энциклопедии широко применяются учителями в работе с учащимися. Популярность сайта необычайно высока: 2-3 млн. заходов на сервер ежедневно (www.thinkquest.org). В конкурсе «ThinkQuest для будущих учителей» в 1999 году впервые разыгрывались призы среди студентов педагогических Университетов США по трем номинациям сайтов — «Возрастные группы», «По учебным предметам», «Материалы для использования в педагогическом образовании». Награду получил web-сайт, созданный студентами из штата Невада, на страницах которого можно найти поурочные планы и рекомендации по организации творческой работы учащихся для курсов физики, химии, наук о Земле и охраны окружающей среды (library.thinkquest.org/50041).

Государственные структуры многих стран поддерживают создание web-сайтов для школ национальными библиотеками и музеями. Национальная Библиотека Франции BNF к своему сайту Gallica 2000 добавила в 1999 году 35000 книг на французском языке и 35000 изображений. BNF является единственной национальной библиотекой, имеющей такую коллекцию полнотекстовых книг. Большой популярностью у школьников и студентов пользуются книги Бальзака, Сартра, Пруста, но часто читатели обращаются к творчеству и менее известных авторов, широко представленных на сайте www.bnf.fr/. А Библиотека Британского музея открыла web-сайт для школ «Living Words». Учителя и учащиеся работают с архивами, пользуясь мощной системой навигации, и участвуют в исследовательских проектах, активно используя древние манускрипты, исторические документы, карты и другие информационные источники (education.bl.uk).

Школы все активнее используют телеконференции и чаты в каждодневной учебной работе. В Италии постоянно действует web-сайт Сената, который имеет раздел, полностью посвященный учащимся. В нем два персонажа (Сенатор из Древнего Рима и современный Сенатор) отвечают на вопросы школьников о парламентской структуре, о процедуре работы в Сенате и процедуре создания законов, на web-сайте можно совершить виртуальную прогулку по легендарному дворцу Palazzo Madama (www.senato.it). А в Дании 21-го марта проходит Весенняя Интернет-фиеста. В этот день ребята из многих европейских школ становятся участниками сетевых проектов, которые проводятся в местных школах, музеях, библиотеках (www.internet-fiesta.org/index.html). В Финляндии организуются «Дни Сети» для школьников (www.eun.org/news/netdays99.html). В норвежской столице Осло ученики и учителя могут совершить виртуальное путешествие в «Корпус Коллосум» — трехмерный мир, населенный персонажами мифологии северных народов (www.eun.org/news/norway-3d.html). Для тех учителей, которые хотят организовать работу своих учеников в сетевых проектах, Германский институт Международных образовательных исследований публикует в Сети он-лайновый календарь конференций и событий в области образовательных технологий (dbs.schule.de/termine/dipf/index_e.html).

Лидеры и известные своими достижениями люди помогают привлечь внимание общественности и школ страны к потенциалу Сети. 29-го февраля 2000 года состоялась реализация британского проекта «Большой скачок» (Global Leap), представляющего собой видеоконференцию, в которой более 18-ти Интернет-форумов объединили тысячи учащихся из сотен школ разных стран мира. Школьники услышали премьер-министра Великобритании Тони Блэра, экологов из Австралии, астронавтов из НАСА и многих других интересных собеседников. «Большие скачки» с континента на континент реализуются с помощью интерактивных видео- и аудиосредств и демонстрируют возможности доступа к информации в реальном времени для учебного процесса (www.datanet.co.uk/enterprise/tc2000).

Страны Европы, аккумулируя лучшее, что создается в области информатизации школьного образования, интегрируют свои наработки и сетевые инициативы в Общеевропейском образовательном сервере школьной сети, который предоставляет учителям и учащимся европейских стран различные образовательные услуги и ресурсы. Здесь размещаются новости из сетевой жизни европейских школ, представлена информация о различных сетевых инициативах для учителей и учащихся: виртуальных городках и школах. Проект одной из них под названием «Учителя – Учителям» проводится для европейских преподавателей (www.eun.org/menu/vs/vs-set.html); другой проект «Городок EDUHML» – для учащихся Франции, Нидерландов и России (www.hml.nl/vcity/edu_hml.html; www.eun.org/menu/europeproject/). Школьники и учителя европейских стран проявляют все больший интерес к сайту Европейской школьной сети. Число просмотренных ими страниц возросло с 99 тысяч в январе до 207 тысяч в марте 1999 года.

Таким образом, можно выделить четыре приоритетных направления развития национальных программ информатизации школьного образования в странах Европы:

  • Развитие инфраструктуры (прежде всего, обеспечение школ компьютерами и доступом в Интернет):
  • Обучение педагогических кадров и руководящих работников образования с одновременным развитием системы поощрений:
  • Развитие содержания, связанного с созданием и эффективным использованием Интернет-ресурсов:
  • Популяризация использования национальных Интернет-технологий в образовании на государственном и международном уровнях.

Ястребцева Елена Николаевна — ведущий научный сотрудник, руководитель научно-исследовательской группы «Школьная медиатека» ИОСО РАО, Москва E-mail: elenay@ioso.iip.net


«В мировом образовании вряд ли можно надеяться на эффективное взаимодействие образовательных систем без существенного выравнивания их качественного уровня ... Для интеграции характерны возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их соответствующими национальными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач образования будущего».

(А.П. Лиферов, Россия)