Воображению представляются кудесники, взором разрезающие страницы, слышится непрекращающийся шелест страниц...

Дальнейшее определено стереотипами — раз книга, то обязательно «Война и мир», а читателем обязательно должен быть школьник. С другой стороны, противники стандартного способа чтения тоже не прочь изобразить карикатуру — представьте, дескать, себе некую отличницу, которая «вдумчиво» и «с пониманием» читает... справочные таблицы Брадиса.

Ни та, ни другая сторона старается не замечать, что в сокровищнице мировой словесности — не только справочники и высокохудожественная литература. Воюющие стороны не замечают пласта литературы, лежащего между этими крайностями. Я, например, ежедневно получаю по каналам Интернета несколько страниц английского текста, десяток страниц русскоязычного текста и писем. Умолчу о том, сколько текстов приходится просматривать в Гиперпространстве.

Среди противников скорочтения много учителей. Их понять можно – они преподают литературу и являются хранителями русского языка. Они – пожалуй, единственные в России, кто следит за чистотой слова. Но, давайте посмотрим правде в глаза – школьников, которые прочитали предусмотренную школьной программой литературу – единицы. Большинство узнают о классиках через «фильтр» справочников, сборников сочинений, анекдотов или критики. Мне кажется, что гораздо предпочтительнее будет, если человек прочитает произведения Ф. М. Достоевского в режиме скорочтения, но прочитает, чем если он составит представление о мире Достоевского по низкопробной литературе (сегодня осуществимо и такое...).

Скорочтение можно описать как комплекс приемов по эффективному восприятию информации. Приемы приобретаются как результат систематизированных тренировок по расширению угла зрения, подавлению проговаривания слов, применения выхватывающих суть алгоритмов чтения. Обучение скорочтению — это чтение, чтение и еще раз чтение. Разве плохо, когда человек ставит перед собой цель и согласен методично, упорно и систематически добиваться ее?

У нас не возникает отрицательных эмоций, когда человек занимается спортом. Считают, что спорт полезен. Я бы сравнил методики скорочтения со спортом. Единственное различие в том, что тренируются не мускулы, а мозги.

Я веду Интернет-конференцию, посвященную скорочтению. Мне удалось собрать отзывы людей обладающих навыками скорочтения. Все эти люди – состоявшеся личности: среди них – предприниматели, ученые, переводчики, программисты. Мне кажется, что эти примеры говорят в пользу изучения методик скорочтения. Среди обладателей этих методик нет безработных; все они – активные граждане, имеющие собственную жизненную позицию, и это понятно, поскольку скорость нервных процессов у обладателей навыков скорочтения выше, чем у ленивых противников таких методик. Поэтому скорочитающий всегда будет впереди.

Применять методики можно либо к знакомому тексту (по форме, по содержанию, по автору), либо к тексту с явной избыточностью — например, к газетам или к текстам, из которых читатель настроен почерпнуть лишь несколько ценных для него фактов, мыслей, наблюдений. Заметим, что перед тем, как обратиться к тексту, такой читатель строит модель текста, определяет, что он намеревается почерпнуть из текста, он старается предугадать содержание страницы. Если читатель настроится на то, чтобы замечать стилистические особенности текста, то он будет их замечать, если он настроен на получение факта — то он получит этот факт. Обедняет ли этот подход наш опыт? Нет, ведь нас не обедняет целеустремленность.

Стоит сказать и о компьютерных методиках. Дорога в скорочтение – не легкая прогулка, как это может показаться при ознакомлении с иными из предлагаемых компьютерных методик, а трудная перестройка процесса работы мозга. Однако не в том вопрос, плохи компьютерные методики или хороши. Главное – то, что компьютерные методики скорочтения есть. Они не стоят на месте, развиваются, обретают новые функции. И эти методики – российского производства! Учитесь скорочтению, это полезно.

Сергей Михайлов — автор сайта «Скорочтение, Память, Диалектика» www.citycat.ru/iq, управляющий интернет-рассылкой (8500 человек), посвященной скорочтению.