ИКТ и парадигма образования

Интересно, что в Японии не более 35% директоров школ считают, что технология влияет на реализацию какой-либо парадигмы образования.

Инфраструктура

Широкомасштабные международные сравнительные исследования инфраструктуры ИКТ не проводились с 1992 года. В исследовании TIMSS (1995) собиралась информация лишь о количестве компьютеров в школах.

Оборудование

Наиболее важным первичным показателем здесь является количество компьютеров в школе. А для того, чтобы судить о доступности компьютеров в среднем учебном заведении, необходимо знать отношение учащиеся/компьютеры, которое определяется как отношение общего числа учащихся к общему количеству компьютеров. Ниже представлены диаграммы, иллюстрирующие, каково распределение значений этого показателя в разных странах.

Динамика отношения учащиеся/компьютеры в 1995-1998 годах представлена на рис. 1 (это средний показатель, рассчитанный для всех школ, включая те, которые не имеют компьютеров). Видно, что для России, в отличие от других стран, этот показатель имеет отрицательную динамику.

Основная школа
Полная средняя школа
Рисунки 1, 2. На диаграммах использована логарифмическая шкала, нижний и верхний край прямоугольников соответствуют значениям 25 и 75-го процентилей, «усы» соответственно 10-го и 90-го.

В исследовании изучались качественные индикаторы, первым из которых является доля мультимедийных компьютеров среди всех машин в школе.

Исследование показало, что количество мультимедийных компьютеров в младшей школе существенно выше, чем в средней и старшей, что объясняется тем, что, с одной стороны, использование таких компьютеров более оправданно для детей младшего возраста, с другой — младшая школа начала оснащаться компьютерами позже, и туда поступали более новые модели компьютеров.

Есть и другие факторы, среди которых прежде всего следует назвать производительность применяемых компьютеров и используемую операционную систему. По этому показателю оснащенность российских школ оказалась, разумеется, значительно ниже среднемировой. 10% российских школ (из числа имеющих компьютеры) оснащены моделями класса Pentium (имеют не менее 10 таких компьютеров), 10% — классами на базе 386/486-х компьютеров. 25% школ имеют в своем распоряжении по крайней мере один мультимедийный компьютер, 25% — один Pentium и 25% — один 386/486-й компьютер. Аналогичная картина оказывается с точки зрения используемых операционных систем. По количеству 8-битных компьютеров наша страна значительно опережает все остальные страны (57%). Этих компьютеров практически не осталось в школах стран-участниц проекта (за исключением Болгарии – 31%, Словакии – 38% , Латвии и Литвы – примерно по 10%). Еще один индикатор — количество компьютеров, объединенных в локальную сеть. В России их доля довольно высока (69%). Это понятно, поскольку все старые 8-битные классы поставлялись с локальной сетью.

Была проанализирована информация об оснащенности школ периферийным оборудованием: принтерами, сканерами, оборудованием для учащихся-инвалидов. По этим показателям лидирует Сингапур.

Важным показателем является число неиспользуемых компьютеров. Во многих странах оно довольно значительно. В России 10% школ имеют не менее десяти неиспользуемых компьютеров. Основная причина — поломка или устаревание.

Доступ к средствам коммуникации

В России 3% школ имеют доступ к Интернет. 68% респондентов ответили, что подключение к сети не планируется в обозримом будущем.

Исследование содержало пункты, касающихся образовательного использования Интернет. Соответствующие вопросы не вошли в российскую анкету.

Отношение учащиеся/компьютеры 1995-98
Рисунок 3. Динамика отношения учащиеся/компьютеры в основной школе.

Программное обеспечение

Для того, чтобы определить уровень обеспечения школ ПО, предназначенным для отдельных учебных курсов, в технический вопросник был включен следующий вопрос:

Для каких из перечисленных ниже учебных предметов (или образовательных областей) имеется программное обеспечение в вашей школе:

Математика
Физика
Химия
Биология/анатомия
Окружающий мир/экология
Родной язык
Иностранные языки
Творчество (музыка, живопись)
История
Граждановедение
Экономика
География
Профессиональное обучение
Информатика
Межпредметное ПО

В России на первом месте — ПО для информатики, на втором — математика, на третьем – физика. Похожая картина наблюдается в Болгарии и Гонконге, на Тайване и в Литве. В Бельгии наиболее популярным является ПО для изучения родного языка.

Основная школа
Рисунок 4. Доля мультимедийных компьютеров в основной школе

Рассматривались также затраты из школьного бюджета на закупку оборудования, ПО, техническое обслуживание, зарплату специалистов за последние два года. Диапазон этих затрат весьма велик: от 100 долларов на учащегося (начальная школа) в Финляндии до 15 долларов в Италии. Выяснилось, что чем лучше показатель учащиеся/компьютеры, тем больше школа тратит на закупку оборудования и ПО.

Развитие кадрового потенциала

Для описания сегодняшней ситуации в школах мы рассматривали несколько индикаторов. Во-первых, насколько остра в школе проблема квалификации учителей в области ИКТ, и какие действия предпринимаются для того, чтобы поднять эту квалификацию. Важен также способ распространения информации об ИКТ среди учителей. Кроме того, компьютерные координаторы в школах давали собственную оценку своей квалификации в области ИКТ.

Директорам школы было предложено ответить на вопрос о тех трудностях, которые встречаются при использовании ИКТ в школе:

  1. Недостаток знаний у учителя и его неумение использовать ИКТ в преподавании.
  2. Отсутствие возможностей для повышения квалификации учителей.
  3. Более глубокие познания учащихся в области ИКТ по сравнению с педагогами.
  4. Плохое качество предлагаемых курсов повышения квалификации.

Недостаток квалификации среди учителей начальной школы в области ИКТ отмечен во многих странах. В средней школе такое положение наблюдается в Люксембурге, Франции и России (68%).

Во многих странах учителя испытывают дискомфорт из-за более высоких знаний их учеников в области ИКТ. Это касается особенно Гонконга, Чехии, Японии и России (18%).

Повышение квалификации — дорогостоящее мероприятие, поэтому школы должны решать, повышать ли квалификацию всем преподавателям или некоторой их части, и в какой именно области. Директорам школ был задан вопрос, является ли обязательным для всех учителей обучение на курсах повышения квалификации в области ИКТ, и какова доля учителей, действительно прошедших такие курсы. Практически во всех странах повышение квалификации учителей в области ИКТ является политической целью большинства школ. Исключение составляют Россия и Кипр.

Из теории инноваций известно, что непрерывное развитие кадрового потенциала является непременным условием закрепления желаемых изменений в системе. Поэтому представилось интересным выяснить, каким образом школы обеспечивают распространение знаний внутри коллектива учителей. Наиболее успешной страной в этом плане является Сингапур, где реализуются все возможные пути распространения знаний в области ИКТ. Как и ожидалось, наиболее популярным способом распространения таких знаний в России являются неформальные контакты (68%).

Разумеется, было интересно узнать, как оценивают свою компетентность сами компьютерные координаторы. Для этого им предлагалось оценить уровень своих знаний в следующих сферах:

Windows
MacOs
MS-DOS
Текстовые процессоры
Базы данных
Электронные таблицы
Предметное ПО
ПО для отслеживания успеваемости
Интеграция компьютеров в предметные области
Оценка и подбор учебного ПО
Использование компьютеров для индивидуального обучения
Использование мультимедиа
Адаптация ПО для школьных нужд
Использование электронной почты в образовательных целях
Использование Интернет в образовательных целях
Использование ПО для презентаций

Компетентность наших компьютерных координаторов почти по всем этим пунктам (по их собственной оценке) находится на среднемировом уровне, за исключением, естественно, электронной почты и Интернет. Суммарный рейтинг «общая компетентность в области ИКТ/ умение использовать свои знания в процессе преподавания» представлены на рис. 5.

Полная средняя школа
Рисунок 5. Оценка техническими специалистами (в России — учителями информатики) собственной компетентности в области использования программных средств общего и «предметного» назначения

Об интересе школы можно судить по наличию документа, характеризующего политику учебного заведения в данной области. В России 50% школ, использующих компьютеры, имеют такой документ.

Другим индикатором являются определенные правила использования ИКТ в школе. Причем эти правила могут существовать на двух уровнях: как желаемая цель и как реализованная цель. Такая цель, как выработка общей точки зрения на использование ИКТ, присутствует лишь в 34% опрошенных российских школ.

В большинстве стран более половины школ используют компьютеры для отслеживания успеваемости учащихся. Причем ряд стран (Канада, Тайвань, Финляндия, Исландия, Израиль, Новая Зеландия, Южная Африка) делает это довольно интенсивно — раз в неделю или месяц. В России менее половины школ применяют компьютеры для контроля успеваемости. Однако в таких странах как Италия, Люксембург, Бельгия, Венгрия компьютеры для этих целей не используются.

В процессе исследования рассматривалось использование компьютера для достижения следующих целей:

  1. Поддержание базы данных библиотеки.
  2. Создание расписания.
  3. Управление кадрами.
  4. Управление финансами.
  5. Связь с родителями и внешними организациями.

Более половины российских школ, имеющих компьютерную базу, не задействуют свои машины для решения вышеуказанных задач.

Отношение директоров к ИКТ

Отношение директоров к компьютерам определялось по следующим разделам:

  1. Влияние ИКТ на образовательные достижения (5 вопросов)
  2. Возможность использования Интернет (6 вопросов)
  3. Использование ИКТ в управлении школой (5 вопросов)
  4. Вклад ИКТ в реализацию новой парадигмы образования (6 вопросов)
  5. Актуальность курсов повышения квалификации
  6. Необходимость получения всеми учителями сертификата по ИКТ

Была предложена пятиступенчатая шкала ответов (совершенно не согласен — пожалуй не согласен — не знаю — пожалуй согласен — совершенно согласен). При обработке полученные ответы преобразовывались в шкалу из 100 пунктов следующим образом: 100%*(среднее - 1)/4. Весьма большой энтузиазм в отношении ИКТ (более 75 пунктов) наблюдался практически во всех странах. Более сдержанное отношение к компьютерам существует в Японии, Франции и для младшей школы – в Финляндии. Интересно, что энтузиазм по отношению к Интернет в каждой стране в среднем на 5 пунктов выше, чем по остальным рубрикам.

Директорам предлагалось оценить трудности использования ИКТ по следующим пунктам:

  1. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
  2. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
  3. Не хватает компьютерного времени на всех.
  4. Трудно использовать Интернет со слабыми учащимися.
  5. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет.
  6. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

Более половины директоров отметили пункты 1-3, из них второй пункт преобладает в таких странах, как Тайвань, Дания и Люксембург.

Примеры педагогических инноваций с использованием ИКТ

Информатику начинают преподавать:
В начальной школе14%
В основной школе с 5 класса1%
В основной школе с 8 класса31%
В старшей школе (10-11 классы)44%

При заполнении анкет директорам школ предлагалось привести примеры методик работы с учащимися (с использованием ИКТ), которые можно считать педагогическими инновациями. При обработке полученных данных была произведена фильтрация: отброшены ответы, содержащие описание работы, связанной с компьютерным программированием или непосредственно с технологиями или же имеющей отношение к компьютерным тренажерам. Таким образом, осталось то, что можно отнести к реализации LLL-парадигмы образования.

Определялся уровень популярности учебников и другой учебной литературы по информатике (в правой колонке — % учителей, пользующих книги данного автора):
Гейн 76
Кушниренко55
Каймин37
Шафрин24
Фигурнов23
Ершов15
Макарова7
Другие30

Практически все описанные факты — это проектная работа, причем проект, как правило, выполнялся группой учащихся. Содержание большей части проектов можно характеризовать как междисциплинарное с сильным перевесом гуманитарных областей. Естественнонаучные проекты были связаны с моделированием различных естественных или искусственных систем. Результатом проектной работы был реферат или презентация или мультимедийный продукт. Учитель выполнял роль организатора и консультанта.

В российскую анкету для специалиста были включены вопросы, касающиеся предмета «информатика». В учебных планах школ этот предмет представлен следующим образом.

62% учителей информатики имеют стаж работы в школе менее 10 лет.

Квалификация учителей информатики выглядит так:
Инженеры 31%
Учитель математики 26%
Учитель математики и информатики 24%
Учитель физики 19%
Другое 7%

Разумеется, исследование было рассчитано прежде всего на те страны, в которых применение ИКТ в обучении не ограничивается наличием предмета информатики в учебном плане. Понятно также, что его результаты будут востребованы там, где стала нормой оценка эффективности работы образовательной системы.

В России данное исследование проводилось Центром оценки качества знаний Института общего среднего образования РАО по руководством Г. А. Ковалевой. Национальным координатором от России был А. С. Лесневский. Исследование не финансировалось ни из Федерального, ни из московского бюджета.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ: Лесневский Александр Станиславович — зав. кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета