Лаборатория Учебных Коммуникаций ИПС РАН, Переславль-Залесский

В рамках этих проектов мы взаимодействовали с людьми разного возраста, представителями различных профессиональных групп, жителями различных российских регионов и других стран. Таким образом мы получили возможность наблюдать и анализировать процесс изменений, в который компьютерные коммуникации вовлекают различные возрастные, профессиональные и региональные группы. Деятельность таких коллективов представляется нам сегодня прообразом деятельности в том информационном океане, где всем нам предстоит жить уже в ближайшем будущем. К жизни в такой межпредметной и межкультурной среде необходимо готовить сегодняшних школьников. Если они научатся успешно взаимодействовать с другими людьми, эффективно решать возникающие в сети проблемы и создавать совместные интеллектуальные продукты, то этот опыт будет для них значить гораздо больше, чем навыки html-кодирования или Интернет-программирования.

За разнообразием технических возможностей и средств мы не должны забывать целей, которым эти средства служат. Если бы сегодня некий мифический этнограф послушал наши разговоры о программных средствах, то у него, вероятно, возник бы тот же вопрос, что и у исследователей первобытных обществ: для чего все эти птицы? И так же не сразу он нашел бы ответ эти средства хороши, чтобы думать.

Сервер Учком – uchcom.botik.ru

Сервер лаборатории учебных коммуникаций «Учком» — это виртуальный стол, за которым собираются представители различных культур, жители различных стран и люди разного возраста. Здесь собраны тексты Вернадского, Шардена, французских структуралистов, Борхеса, Эко, Павича и других авторов, которые говорят о формировании коллективного разума. Конечно, от книги, как и от зеркала, нельзя получить больше, чем в нее вложишь, но нам в анфиладе таких зеркал видится именно это.

Я хотел бы обратить внимание читателей на не слишком известную книгу Анри Лобари La Nouvelle Grille, которая также посвящена проблемам объединения человечества и преодоления извечного животного стремления к власти. Эта книга и ее автор органично вошли в картину Алана Рене «Мой американский дядюшка». В результате получился гипермедийный фильм, насыщенный ссылками и цитатами. Так же, как и «Хазарский словарь» Павич, «Мой американский дядюшка» демонстрирует стиль гипермедийных Интернет-технологий без использования компьютеров и сетей.

В названии книги и в ее тексте Лобари использует метафору решетки представлений – оценочных суждений и мыслительных операций, которыми пользуется человек в течение всей своей жизни. Человек всегда смотрит на мир сквозь решетку своих представлений и оценок. Отдельные категории, как прутья, складываются в индивидуальные, групповые и профессиональные структуры. Сквозь них мы всегда смотрим на окружающий мир, оцениваем поступки и результаты деятельности других людей. Исходя из них, мы строим свое собственное поведение.

Метафора решетки позволяет говорить об отдельных элементах, из которых она состоит. Эта метафора созвучна инструментарию, который лежит в основе ряда проектов нашей лаборатории — компьютерному варианту теста репертуарных решеток Дж. Келли. Более подробно с ним можно познакомиться на сайте в нашем Уголке психолога.

Мы заимствовали у Лобари и образ индивидуального коммуникационного пространства. Все мы погружены в сферы наших коммуникаций, как в пузырек воздуха. И постепенно этот пузырек в разных направлениях расширяется — мы контактируем с большим числом людей, языков, предметов. Но из этого образа следует и следующая проблема — нарушение коммуникационного баланса.

Сфера, которая нам необходима для удовлетворения первичных информационных потребностей, все время стремительно расширяется. В то же время сфера, в которой мы можем осуществлять какие-то реальные действия и которую мы можем хоть как-то контролировать, так же неуклонно уменьшается.

Надежды на восстановление коммуникационного баланса во многом связаны с развитием компьютеров и компьютерных сетей. Однако эти надежды могут осуществиться только в том случае, если мы сумеем использовать активный педагогический потенциал компьютерной сети и не позволим ей стать частью общей масс-культуры потребительского экрана.

Описания наших телекоммуникационных проектов рассказывают о том, как могут работать и думать вместе люди, относящиеся к разным культурам.

Некоторые из этих проектов и сегодня открыты для участия и будут активно поддерживаться лабораторией в 2000 году. На этих проектах я бы хотел остановиться подробнее.

Театральная мастерская

Учком в течение нескольких лет поддерживает театральные сетевые проекты и разрабатывает технологии и технические решения «сетевого театра».

В 1991 году мы ввели компьютер в качестве действующего элемента театрального спектакля. При помощи компьютера дети сочиняли действия пьесы «Конь принца Артура», рисовали портреты действующих лиц, декорации спектакля. Компьютерная версия теста репертуарных решеток использовалась для извлечения систем конструктов, которыми пользуются персонажи, оценивая происходящие события

В 1993 году в Лого-смене компьютерной школы существовала театральная студия и была осуществлена постановка сказки «Теремок». Дети мастерили куклы (из шишек, дерева и бумаги) и делали мультфильмы в среде LogoWriter. Экран компьютера был покрыт крышей и изображал теремок. По сюжету представления кукольный персонаж подходил к теремку, стучался и затем оказывался внутри – в компьютерном мире. Там перемещалось уже его компьютерное отражение.

В 1995 в ходе экологической смены Международного детского компьютерного Центра (МДКЦ) театральная студия поставила несколько вариаций на тему сказки «Машенька и три медведя». Подготовка к спектаклю и все его версии оперативно отражались на Web-сайте центра.

В 1996 году у нас прошло представление работ студентов кафедры кукол Ярославского театрального института. Работы оценивались удаленными экспертами. При этом выделение оснований для оценки проводилось при помощи сетевой версии теста репертуарных решеток. В этом же году в ходе летней информационной школы вместе с детьми пяти-семи лет осуществляется постановка видеоспектакля по сказке «Муха-Цокотуха». Оба проекта были представлены в Сети.

В 1997 году проект был поддержан французскими партнерами; была представлена совместная постановка в итальянском театре. В подготовке спектакля принимали участие российские студенты и преподаватели.

Французская сторона подготовила план спектакля, представила в сети Интернет план сцены и зрительного зала, видеофрагменты отдельных частей представления – танец, движение роботов. Отталкиваясь от этого материала, студенты кафедры кукол ЯГТИ представили в сети видеофрагменты своих этюдов. Кроме того, на аудиосервере спектакля были размещены фрагменты музыкального сопровождения спектакля. К началу представления между итальянским театром и Переславлем действовала система видеоконференции CU-SeeMe. Более того, они принимали в нем непосредственное участие, передавая по Сети команды одному из роботов.

В 1998 году сказка «Теремок» была поставлена одновременно на нескольких сценах, связанных телекоммуникационной сетью. Дети готовили театральное представление, которое отражалось в компьютерной среде посредством видеокамер. Были использованы внешние камеры, через которые в виртуальный теремок попадали удаленные персонажи. Эти отражения передавались на Web-сервер (реально на два сервера), и удаленные зрители могли наблюдать все происходившее на сценах. Материалы каждой сцены составили анимированные мультфильмы, которые можно посмотреть на сервере начальной школы «Почемучка» – why.botik.ru.

В дальнейшем проект был продолжен в среде IRC. При этом к каналу «Теремок» подключались школьники и их родители, работающие на домашних компьютерах. Участники проекта могли строить свои разговоры, опираясь на видеоряд.

Летом 2000 года предполагается проведение сетевого спектакля, над постановкой которого будут совместно работать студенты и актеры нижегородского и ярославского театров. Мы будем рады всем, кто захочет принять участие в этом спектакле в качестве сетевых зрителей.

Французский связной

Проект направлен на установление взаимоотношений между французскими и российскими художниками, учеными и студентами.

Первый Web-сайт французской школы искусств появился в 1996 году; впервые он был размещен на Web-сервере Университета города Переславля (УГП). Вся работа была выполнена через Сеть, а само открытие французского сайта было представлено студентам в учебных аудиториях.

В этом же году на базе Интернет-кафе Университета города Переславля была представлена галерея российского видеоискусства Vent D’Est. Предварительная работа по размещению сайта на базе сервера УГП была выполнена кураторами галереи Жилем Морелем и Татьяной Могилевской.

В настоящее время мы пытаемся расширить географические рамки этого проекта, включив в него и Нижегородский регион. Российский победитель конкурса этих сетевых произведений получит возможность работать на базе художественного центра в Марселе в феврале 2000 года. Французский художник с января 2000 года будет работать на базе художественных и научных центров Переславля-Залесского и Нижнего Новгорода.

Наш общий остров

В 1998 – 1999 годах мы получили уникальный опыт коллективного международного строительства Web-сайтов в проекте Virtal Classroom Contest ‘98. В рамках проекта переславская начальная школа участвовала в построении общего Web-сайта вместе со школами из Америки и Японии. Общая идея нашего проекта сводилась к тому, что ученики постепенно заселяют пустой остров согласно следующей легенде:

«Был пустой остров. На него из разных частей света приплыли корабли. На этих кораблях были дети. Вместе с ними на кораблях были растения и животные. Эти растения и животные сначала поселились в разных частях острова, но постепенно перемешались».

Следует отметить, что у российской части проекта была довольно долгая предыстория. Так, два года назад наши школьники работали над «выведением» сетевых животных вместе с голландским художником.

В рамках детского проекта «Наш общий остров» мы наблюдали обмен не только письмами, рисунками и мультипликациями, но и обмен различными техниками. В ходе проекта для «заселения» виртуального острова растениями использовались фотографии из США, России и Японии. Фрагменты этих фотографий превращались в кисточки графического редактора Gimp, которыми дети разрисовывали карту острова. Необходимо подчеркнуть, что дети создавали остров, пользуясь для этого изображениями уже знакомых мест. Кроме компьютерной деятельности для заселения острова использовались и другие техники. Дети рисовали животных и растения, которые после сканирования тоже попадали на остров. А после видеосъемки на остров попали и скульптурные изображения животных, сделанные из различных овощей.

На этом этапе проекта мы впервые ощутили, что работаем с партнерами. Вскоре после того, как на острове появились животные, выполненные из овощей российскими школьниками, японские дети высадили на остров зверей, приготовленных из такого же материала.

В дальнейшем в ходе проекта мы неоднократно наблюдали то взаимодействие, о котором писал Леви-Стросс:

«Что важно, так это то, что человеческий дух, не принимая во внимание многообразия случайных воплощений, выявляет все более внятную и постижимую структуру по мере того, как развертывается процесс обоюдного мышления, двух мышлений, влияющих друг на друга, каждое из которых может оказаться тем фитилем и искрой, сближение которых может спровоцировать вспышку света. И если этот свет вырвет из тьмы сокровище, то не будет никакой нужды в судебных исполнителях для дележа имущества, ведь с самого начала наследство было признано неотчуждаемым и не подлежащим разделу».

Уже после завершения проекта мы получили несколько предложений от американских и японских школ с пожеланием продолжить эту работу. Проект действительно продолжается, и все желающие могут посмотреть уже созданных животных и прислать новые виды.

Сказки моей бабушки

Новое коммуникационное поле создает новые проблемы общения между поколениями. Наиболее трудные понятийные сдвиги происходят в сознании старшего поколения, которое, по словам Маргарет Мид, оказалось в положении «пионеров-иммигрантов», колонизирующих территорию новой культуры :

«Еще недавно старшие могли говорить: «Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым». Но сегодня молодые могут им ответить: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь». Во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших».

Проблема восстановления связей между поколениями в поле новых средств сообщений близка проблеме восстановления коммуникационного баланса и является гораздо более сложной, чем проблема установления отношений между географически разделенными сверстниками. В настоящее время в рамках проекта Virtual Classroom’ 99 мы пытаемся найти частичное решение проблемы сетевого взаимодействия детей и родителей в проекте «Сказки моей бабушки». В проекте участвуют ученики начальных школ из России, Америки и Японии. По сценарию проекта ученики пытаются рассказать своим сверстникам из других стран историю своей страны через историю своей семьи, своих ближайших родственников.

Проект во многом носит личный характер. В центре проекта в начале находились отношения между более чем столетней прабабушкой Анной и ее многочисленными правнуками и правнучками.

Следует отметить, что у этого проекта тоже есть свой прообраз. В ходе летнего лагеря 1995 года телекоммуникационный центр под руководством Елены Зайцевой реализовал проект «История жизни Такеда-сан», в котором «японский дедушка» рассказывал нашим детям о том, как он воевал с Советским Союзом, а потом в течение нескольких лет был военнопленным в сибирских лагерях.

Будущая школа

В заключение хотелось бы представить проект, проведение которого намечено на июль 2000 года. За последнее десятилетие мы накопили достаточно серьезный опыт организации и проведения межрегиональных компьютерных и экологических лагерей и школ. В 1999 – 2000 годах при поддержке проекта РОЛЛ и Института устойчивых Сообществ проводится серия семинаров, посвященная передаче этого опыта.

Когда мы в рамках первого семинара попытались кратко определить, чем школа XXI века будет отличаться от нынешней, то прежде всего отметили постепенное стирание границы между школами, научными и художественными центрами, жилыми квартирами. Компьютерная школа нового поколения — это, как минимум, две или три школы, объединенные телекоммуникационной сетью. Прообразом такой школы может стать летний лагерь, который состоится в Переславле-Залесском. Выбор места обусловлен прежде всего тем, что в городе уже создана вся необходимая сетевая структура и мы уже сегодня имеем пять удаленных площадок, связанных быстрым Интернетом.

Планы проведения этой акции обсуждаются на страницах наших серверов и в списке рассылки – L2000@botik.ru.

Мы будем рады новым партнерам и новым гостям за столом Учкома.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:

Патаракин Евгений Дмитриевич – зав. лабораторией учебных коммуникаций (Учком), Институт Программных Систем РАН, кандидат педагогических наук