Компания LeEco вызывает у меня живой интерес уже достаточно продолжительное время. Во-первых, благодаря тому, что за последние годы китайские производители стали одними из ключевых игроков на нашем рынке, потеснив корейцев если не объемами продаж и выручкой, то уж точно масштабами производимого шума. А во-вторых, потому, что персоне руководителя восточноевропейского и, следовательно, российского офиса — г-ну Виктору Сюй, которого многие помнят по запуску в нашей стране JD.com, а более осведомленные — еще и по работе в Huawei на заре создания российского представительства. Но оценивать глобальную компанию через призму творческой биографии руководителя одного из региональных офисов и работы этого самого офиса будет не очень правильно. Поэтому, когда представители LeEco предложили съездить с ними на американский (читай, на мировой) запуск их продуктов в Сан-Франциско, отказаться было просто невозможно.

Сегодня рынок пользовательских технологий заметно выровнялся. Компаний, которые бы выпускали откровенно плохие гаджеты, не то чтобы не осталось — они, конечно, есть, но они являются уделом своеобразной сумеречной зоны, где толкутся любители, что называется, зачерпнуть со дна, сэкономив тем самым пару долларов и получив своеобразные впечатления. Остальным же производителям остается искать и развивать какие-то имиджевые и иные преимущества, склоняя через это потребителей в свою веру.

Отличие компании LeEco от других игроков на рынке состоит в том, что она пытается выйти к потенциальным пользователям со всей экосистемой сразу, в то время как другие производители развивались поступательно, начиная с одного якорного продукта или сервиса и лишь затем выстраивая вокруг него другие свои решения с заметным даже неискушенном глазу эффектом синергии или же предлагая какие-либо уникальные возможности.

Подход LeEco требует немалых ресурсов на старте, так как приходится вкладываться в создание и продвижение буквально всего и сразу: устройств, бренда, маркетплейса, розницы, е-коммерса и логистики. Но в Китае такие ресурсы есть, как есть и политическая воля руководства страны к экспансии местного бизнеса за ее пределы.

По перечисленным причинам в рамках презентации меня интересовали не столько конкретные продукты, хотя посмотреть на конкурента Tesla — LeSee — мне было очень интересно, сколько видение компании, идеология и прочие системные вещи, которые на масштабных запусках проявляются более выпукло. Заодно появляется возможность сравнить то, как все это происходит у нас, с тем, кто все это проходит там.

Основной акцент был сделан на информации о контентной платформе LeEco — она должна стать ядром экосистемы

LeEco берет за основу контентную платформу, которую как раз и запускали в Штатах, и делает ее центром экосистемы, выстраивая вокруг все остальные устройства и сервисы. Идея хорошая и потенциально масштабная, нужна всего лишь одна, казалось бы, мелочь — собственный контент. И если в Китае с этим особых проблем не возникает — у LeEco есть собственное производство фильмов и сериалов для местного рынка, то в США (как и в России, отмечу) компания выходит с фильмом «Великая стена», главную роль в котором сыграл Мэтт Дэймон. Он отличный актер и не менее толковый сценарист — кто бы спорил, но один фильм (пусть Google и Apple не отличаются этим) на фоне десятка сериалов, которые каждый год выпускает тот же Netflix, выглядит не слишком убедительно. И даже то, что на презентации было объявлено о партнерстве с Lionsgate и с Dice, на слайде были представлены логотипы Showtime и MGM, а еще одно подписание крупного контракта с неназванным партнером анонсировано, не делает понятным, чем все перечисленное лучше сервисов Google или Apple, уже предоставляющих своим пользователям доступ к достаточно широкой базе чужого контента. И даже не принимая в расчет сервиса TV, анонсированного Apple буквально неделю спустя в рамках обновления Apple TV, который должен стать чем-то вроде американской «Амедиатеки».

В кулуарах Виктор Сюй, присутствовавший на презентации, отметил, что компания склоняется к работе по подписной модели, т.е. к той, по которой работает, например, Apple Music. Если китайцам удастся собрать в этот пул широкий круг правообладателей, может получится очень интересно, так как сегодня пользователям на рынке США приходится иметь несколько подписок, чтобы смотреть фильмы и сериалы Netflix, HBO, Showtime и других производителей. Но все это пока рассматривается лишь теоретически, так как правообладатели не отличаются особой сговорчивостью даже при работе с Apple, а подписке предпочитают оплату за каждый просмотренный фильм или скачанную песню.

Более того, общение с представителями других китайских компаний — конкурентов LeEco, весьма активно интересующихся новым игроком на рынке, заканчивалось дружным смехом в ответ на предложение оценить перспективы появления подобного сервиса. Однако мы все помним, как смеялся Стив Балмер, комментируя первый iPhone и подчеркивая то, что пользователям, безусловно, нужна физическая клавиатура. И где теперь юморист Стив, и где та клавиатура?

Так или иначе, но, в итоге, анонс LeEco, собравший изрядное количество журналистов со всего мира, получил в Штатах весьма доброжелательную оценку в прессе, что может обнадеживать руководство компании.

Главной звездой презентации так или иначе стал автомобиль LeSee, призванный стать конкурентом Tesla

Что же до продуктов, то все вокруг, без исключения, ждали машину LeSee. И казалось, что все было готово к ее демонстрации хотя бы на этапе прототипа, но машина на сцену по специально оборудованному пандусу на выехала. Причины этого назывались самые разные: от жадного режиссера Майкла Бея, снимающего образец в новых «Трансформерах» в Лондоне, до ДТП, в которое попал трак с LeSee по дороге в Сан-Франциско. В результате машину, создаваемую совместно с Aston Martin и Faraday Futures, удалось увидеть только на стенде и сказать про нее можно одно: внешне симпатичная, хотя интерьер салона и выглядит излишне футуристично. Чего стоит одно заднее сиденье из материала, напоминающего одновременно и пенопласт, и монтажную пену, и декорации из фильма «Пятый элемент». Такие элементы дизайна обычно хороши в презентациях и на конкурсах вроде Red Dot, но редко когда оказываются удобными в повседневном быту. Оценивать же «умную» машину, не имея возможности изучить ее «ум», — это совсем уж профанация. А изучить «ум» на презентации возможности не было.

Умный велосипед LeEco — один из самых недооцененных продуктов компании

Но была другая возможность. По итогам пресс-конференции стало более понятно, каким видят в LeEco сценарий использования автомобиля. С точки зрения интересов традиционного производителя автомобилей, этот сценарий выглядит достаточно странно. Вместо того, чтобы стремиться продать машину всем и каждому, в LeEco предлагают превратить автомобиль из пассива в актив, способный если не приносить доход, то как минимум окупать себя. Разумеется, речь о каршеринге, т.е. о коллективном использовании автомобиля.

А вот шлем VR ничем не отличается от конкурентов, так что вряд ли станет хитом

Другое дело, что интересно было бы задействовать во всем этом автовождение и сервисы вроде Uber, но представители Uber уже заявили, что подобные проекты им не интересны, горизонт выхода автомобилей с автовождением на пользовательский рынок не очевиден, а каршеринг в традиционном понимании уже и так более чем распространен в Штатах. Причем настолько широко, что многие американцы начинают всерьез подумывать о том, нужна ли им собственная машина, если по соседству всегда есть две-три, которые можно использовать.

Смартфон Le Pro 3 с превосходными техническими характеристиками должен стать одним из основных продуктов LeEco

Да что американцы, даже в России московское правительство запустило целую систему скидок для пользователей каршеринга и для собственного оператора подобного сервиса. В результате в метро при пополнении карты «Тройка» дают купон на 10 мин бесплатного использования автомобиля. Могли ли вы это себе представить раньше?

Что же до остальных новинок, то новые смартфоны Le 3 и Le Pro 3 (звучит это не очень благозвучно, так что, вероятно, модель с 4 Гбайт оперативной и 64 Гбайт постоянной памяти будет доступна в России после Нового года под названием Le 3 Pro) выглядят очень неплохо и созданы с использованием самых современных решений, недаром на презентации присутствовал глава Qualcomm. Но это всего лишь «еще одни смартфоны», хотя и занимающие лидирующие позиции в рейтингах производительности различных бенчмарков. Примерно то же самое можно сказать и о телевизорах LeEco, включая главную премьеру — гигантский 85-дюймовый агрегат uMax85 за 4999 долл. Аппараты обладают новейшими технологиями обработки изображения, качественным звуком Harman/Kardon и выглядят вполне конкурентоспособными. Особенно с учетом эффективной системы скидок и ребейтов, анонсированных LeEco на той же презентации. Скидки это, несомненно, хорошо. Ребейты, которые можно тратить на контент и иные покупки, — тоже отлично. Но что же в сухом остатке?

Контентная площадка? Ее перспективы пока не очевидны, а в свете запуска TV на приставке Apple они стали еще более призрачными. Даже в России после очередных законодательных инициатив, разработанных в «Медиа-Коммуникационном союзе» и призванных в еще большей степени защитить наши рынки от всего иностранного, работу в данном направлении LeEco де-факто приостановила, хотя уже успела собрать очень серьезную команду профессионалов. Собственный контент? Но насколько он востребован за пределами Китая? Автомобиль? Идея хорошая, замысел неплохой, но сколько их уже было и сколько дошло до этапа серийного производства? Смартфоны и телевизоры, а так же велосипед и очки VR? Они отличные, и их можно смело покупать, тем более с учетом тех предложений, которыми радует потенциальных покупателей LeEco, но сколько времени продлится этот аттракцион неслыханной щедрости? Новость последних дней о том, что основатель LeEco отказался от зарплаты, свидетельствует о том, что свободных денег остается все меньше и меньше. И пусть смартфоны в Штатах, да и в России были раскуплены за считанные часы, но будет ли широкая публика так же благосклонна при предложении оплатить цену без скидок?

Пока что вопросов больше, чем ответов.