В декабре 2013 г. Эдвард Сноуден появился на британском телевидении с призывом задуматься о «тайне частной жизни простого человека» и встать на борьбу со слежкой со стороны государства. Похоже, уже слишком поздно. Вот пять причин, в силу которых битва за конфиденциальность частной жизни, судя по всему, будет окончательно проиграна.

Битва за конфиденциальность: пять причин, ведущих к поражению

Путь наименьшего сопротивления

«Адрес, пожалуйста?» Эти два слова очень быстро превратились в вопрос, который продавцы всего мира задают, как только вы выражаете желание получить счет для оплаты заказанных товаров или услуг. Первой реакцией покупателя становится недоумение и вопрос: «Зачем?» Аргументы хорошо отрепетированы: «Но ведь концерт могут отменить, и тогда нам потребуется связаться с вами», «Адрес необходим на случай возникновения непредвиденных обстоятельств» и наконец, до наглости откровенное — «Это нужно в маркетинговых целях». Со временем мое сопротивление такой навязчивости стало ослабевать. Недавно, покупая билет в хорошо известном театре, мне вновь пришлось столкнуться с тем же вопросом. Не желая вступать в спор, я просто назвал первый пришедший на ум адрес и тут же почувствовал жалость к человеку в киоске, который в силу своей работы вынужден заливаться соловьем, выуживая у каждого покупателя его персональные данные. Считаете меня мягкотелым трусом? Что ж, может быть и так, но сами-то вы готовы, сдерживая очередь, вступать в бой за конфиденциальность и требовать вызова администратора? Лично мне хочется жить легко и спокойно. Не то чтобы я не доверял знаменитому театру своих персональных сведений — я убежден, что с ИТ-безопасностью здесь все в порядке и был бы даже рад получать от него какую-то информацию по почте — но существует опасность того, что в будущем нынешние владельцы бизнеса продадут мои данные кому-то еще, кто относится к защите информации с гораздо меньшей щепетильностью. А для меня это обернется…

Ценность данных

В небольших масштабах такое происходит уже сегодня, поэтому позволю себе прогноз, который весьма вероятен, хотя и не вполне очевиден. Подобного рода сделки известны давно, а в ближайшее десятилетие они заложат фундамент для многомиллионного бизнеса. Речь может идти о страховых компаниях, сетях ресторанов, тренажерных залах или каких-то других организациях, имеющих базу клиентских адресов. Существенную часть своей прибыли они будут получать не от продажи физических товаров, услуг и прочих активов, а от тех данных, которые можно переписать на крошечную карту micro-SD. Люди, рассылавшие в 70-е годы по почте каталоги, тоже получали небольшой доход от продажи какой-нибудь посуды для приготовления фондю, но по-настоящему богатыми они стали, продавая списки своих клиентов. И их современные последователи отлично усвоили эту концепцию. В долгосрочной перспективе ваше имя и адрес принесут им больше, чем любой тренажер. Гораздо больше.

Доступность и повсеместное распространение технологий

Недавно вице-президент Ford Джим Фарли обмолвился о том, что благодаря устройствам GPS, установленным в автомобилях, его компания знает, «что и когда делают ее клиенты». Разразился скандал, Фарли пришлось оправдываться, давать задний ход, и я склонен поверить в то, что он действительно несколько приукрасил происходящее. Но дело не в том, что в компании хранятся данные о моих перемещениях, а в том, что для получения соответствующей информации заинтересованным лицам достаточно сделать пару щелчков мышью. Все это напоминает попытки ФБР организовать слежку за водителями с помощью системы GM OnStar. Вопрос удалось уладить через суд, но прецедент, тем не менее, был. Сейчас я наверняка услышу советы отключить GPS! Спасибо, именно так я сделал, но меня не покидает ощущение того, что кнопка на приборной панели вряд ли способна надежно и навсегда избавить меня от слежки. Даже полностью удалив устройство из автомобиля и лишившись гарантии, вы не можете быть уверенным в том, что здесь нет еще какой-нибудь GPS, которая подобно крошечному Джейсону Борну, находится в спячке и ждет дня, когда она будет активирована в дистанционном режиме или, того хуже, взломана хакерами. Наличие дешевых датчиков и повсеместное распространение сетей Wi-Fi свидетельствуют о том, что так называемый Интернет вещей уже на подходе. И когда это случится, вы получите не только автомобиль, следящий за всеми вашими передвижениями, но и чайник, телевизор и даже одежду с аналогичными возможностями. Можете верить или нет, но недалек тот день, когда хакеры начнут использовать в своих целях даже ваши волосы.

Битва за конфиденциальность: пять причин, ведущих к поражению

 

Замедление развития

Несколько лет назад ряд разработчиков корпоративных систем интегрировали в iPhone новую функцию, повышавшую удобство их приложений. У клиентов появилась возможность делать снимки, нажимая на кнопку громкости. Пользователям такое решение понравилось, но оно не понравилось Apple, и приложение было изъято из iTunes. Возможны ли такие запреты на персональных компьютерах с относительно открытой архитектурой и полностью прозрачным рынком программного обеспечения? Если вы хотите превратить свой ПК в веб-сервер, маршрутизатор, да хоть бы даже и в кофе-машину, все в ваших руках. Не нравится текущая операционная система? Выберите другую, а еще лучше, напишите свою с нуля, как это сделал создатель Linux Линус Торвальдс. Гуру Интернета Джонатан Зиттрейн назвал гибкую экосистему ПК «порождающей». Этот эпитет отражает любительское происхождение отрасли и свойство, которому компьютеры обязаны своим наиболее весомым успехам. Если бы у Сергея Брина не было ничего, кроме iPad, компании Google в ее сегодняшнем виде просто не существовало бы. К сожалению, перспективы почтенного ПК выглядят не слишком радужными. Глобальные продажи сократились в 2013 г. на 10%. Одна из исследовательских групп назвала это «самым серьезным спадом за всю историю». Одновременно наблюдается бум планшетов и других мобильных устройств, а некоторые аналитики заявляют, что устройства Apple догонят ПК уже в самое ближайшее время. Хорошо это или нет, зависит от того, согласны ли вы с апологетом свободного программного обеспечения Ричардом Столманом, который охарактеризовал продукты Apple как «отлично выстроенную тюрьму». Я бы не заходил в своих оценках так далеко — все-таки у инфраструктуры iTunes есть немало положительных моментов — но и абсолютного восторга от продукции Apple тоже не испытываю. И вряд ли очередной прорыв в защите конфиденциальности будет исходить от людей, которые заставляют вас замолчать только потому, что вы нестандартным образом используете кнопку регулятора громкости.

 

Грядущие демографические перемены (решающий довод)

Вы когда-нибудь видели, как 12-летний ребенок встречает новый смартфон? Посмотрите ради интереса. Большинство из них отправляют первое сообщение еще до того, как целлофан упадет на пол. Тщательная настройка, отключение сервисов определения местоположения и автоматического сохранения учетной записи и пароля не для них. Нет, они желают использовать только интересующие их функции, причем хотят делать это прямо сейчас. Незнание и неосведомленность здесь ни при чем. Современная молодежь весьма подкована в техническом плане и хорошо представляет себе последствия интенсивного использования устройств, которые слабо защищены. Увы, причины гораздо прозаичнее: им просто нравится поступать так, а не иначе. Те, кому в 20-х годах нынешнего века будет двадцать лет, станут первым поколением, выросшим на потрясающих интеллектуальных приложениях, в условиях постоянного подключения к Сети и на настройках по умолчанию, которые из механизма открытия новых возможностей превратились в зияющую пропасть. Многие из молодых людей, даже учась в университете, ни разу не задумались о настройках, которыми постоянно оперировали пользователи ПК. Переписка с другом в Facebook и одновременное обновление информации Foursquare стали для них таким же обыденным делом, как редактирование файла Autoexec.bat для того уходящего поколения, которое еще помнит Windows 3.11. Пройдет еще пару десятилетий, и боязливый подросток, слушающий сегодня через наушники Black Veil Brides, станет генеральным директором какого-нибудь очередного новостного ресурса. Тот же менталитет будет и у его коллег и подчиненных: свободный обмен информацией — это хорошо. А между тем, нас, представителей старшего поколения, беспокоит вероятное смещение слежки в сторону молодежи. Конечно, следить будут и за нами, седовласыми нытиками, которые косятся на видеокамеры на каждом углу. Но как вы думаете, на кого ориентируется Марк Цукерберг, планируя дальнейшее развитие своих технологий: на стареющих активистов, продолжающих вести борьбу за защиту тайны частной жизни, или на сегодняшних подростков? В свое время кто-то сказал, что игнорирование хуже смерти. Боюсь, те, кому сегодня больше 25 лет, уже ощущают свою никчемность и неспособность на что-либо повлиять. Технологии завтрашнего дня будут ориентированы на тех, кто привык к открытости. Молодые пользователи обмениваются с производителями идеями, которые все дальше уводят нас от конфиденциальности. А те разработчики, которые не хотят участвовать в этом процессе, получают сокращение клиентской базы или, как поставщик услуг электронной почты Эда Сноудена, оказываются под давлением государственных структур и очень быстро приходят к тому, что проще смириться.