О несомненной пользе компьютерных игр

 

Домашний компьютер у меня появился довольно поздно,  когда мне было уже  13 лет. Точнее, это по нынешним меркам поздновато, а тогда, в далеком  1990-м,  я стал вторым счастливчиком в классе. Объясняя родителям необходимость покупки ПК, я приводил массу аргументов. Мол,  на  нем  можно  и программированию учиться, и справочники умные загружать, и доклады по разным предметам печатать, и даже кулинарные рецепты хранить. Сейчас, спустя двадцать с лишним лет, могу признаться –  я, конечно,  кривил душой. Больше всего на свете мне хотелось ИГРАТЬ!

Купленный ПК8000 «Сура» пензенского производства был изрядно устаревшим даже для того времени. Выпускать-то их начали «всего» три года назад, в 1987  г.,  но разработка была, скажем так, не совсем оригинальной. Советские инженеры Александр Фролов, Андрей Малышкин и Николай Такочаков вдохновлялись компьютерами стандарта MSX-1,  представленного  в СССР, главным образом, продукцией фирмы  Yamaha  разработки  1983  г. Их вдохновение  было настолько мощным, что сначала они создали точный клон, на котором запускалось и работало все ПО оригинала. Но когда дело дошло до массового производства, обнаружилось, что отечественная промышленность не  способна  освоить производство всех необходимых комплектующих. В  результате  конструкцию  пришлось упростить,  совместимость с MSX-1 стала очень условной, но все же  получившийся  компьютер работал – и неплохо. В его основе лежал процессор КР580ВМ80А – созданный в конце 70-х  гг. прошлого века  в Киеве клон  интеловского  i8080.

Частота  его  составляла  1,78  МГц, производительность достигала аж 445 тыс. операций в  секунду, а объем  оперативной памяти  равнялся  64 Кбайт, причем 16 из них использовалось для размещения данных видеоадаптера. Последний выдавал картинку с разрешением 256х192 точки, раскрашивая это великолепие 15 цветами…

Никаких полезных программ в комплекте с «Сурой» не шло, зато на прилагаемой кассете  были записаны  десять простеньких  игр:  «Тетрис», «Морской бой», «Минер», «Клад»… Несмотря на их простоту (если не сказать сильнее), я увлекся  ими  не на шутку. Настолько, что родители стали выражать сомнения  по поводу того,  стоило ли вообще покупать компьютер?  Однако  уже через пару месяцев стандартный набор надоел, и я развил бурную деятельность по поиску новых игр.  Находить  их было действительно непросто, потому что у знакомых дома стояли сплошные  БК,  «Синклеры» да «Микроши», а «Сура» оставалась зверем очень редким. И вот ваш покорный слуга, будучи 14 лет отроду, взял на вооружение газету «Из рук в руки». Там работала удобная система: купив номер в Саратове, можно было вырезать купон и  с его помощью  опубликовать объявление, к примеру, в оренбургской версии газеты. Или в воронежской.  Сначала  для обмена у меня была только одна игра, но зато какая! Старший брат моего одноклассника написал авиасимулятор «F-16» с реальными (насколько это было  тогда  возможно) силуэтами самолетов Mirage 2000, МиГ-29, собственно F16 и еще пары других (извините, запамятовал за давностью лет). Сюжет, как таковой, отсутствовал, звук тоже был примитивным, однако мы тогда не были менее капризными. Я вел обширную переписку с людьми из разных городов, отправлял им по  обычной, «офлайновой»,  почте кассеты с программой и с нетерпением ждал ответных бандеролей. Параллельно читал учебники по всем языкам программирования подряд, дорабатывал уже имеющиеся игрушки и даже пробовал  создавать  свои. Году к 1993,  когда у меня появился постоянный доступ к IBM-совместимым компьютерам, в коллекции для «Суры»  насчитывалось около 200  приложений – как портированных с MSX-1, так и написанных специально для нее. Вряд ли это была самая крупная подборка в стране,  но, определенно,  одна из лучших. По крайней мере, сейчас, изучая в Интернете материалы о судьбе семейства ПК8000, я не встречаю ни одного незнакомого названия.

Потом у меня появился «настоящий компьютер», и на нем я тоже  сперва  только играл.  И хотя выбор  развлечений был несравнимо  шире,  для  того чтобы полностью погрузиться  в  них,  ПК требовал регулярных улучшений. Пришлось изучать матчасть, разбираться в комплектующих, обучаться искусству сборки у мастеров в дружественной фирме, зарабатывать деньги на новое «железо». Накопившийся опыт рвался наружу, и я начал писать статьи для местной компьютерной газеты.  И  в итоге получилось из меня то, что получилось. Родители, насколько знаю, довольны.

Спросите, к чему  эти «мемуары»?  Да к тому, что компьютерные игры, которым посвящен сегодняшний номер, как  минимум не бесполезны.  И увлечение ими может со временем помочь найти себя и сделать неплохую карьеру. Мой пример, конечно, не самый яркий. Но поспрашивайте IT-спецов, которым доверяете, почитайте биографии известных компьютерщиков. Будете удивлены – с каких несерьезностей начинались их миллионы и миллиарды в твердой валюте.

Все,  что мы делаем хорошо и с удовольствием, однажды начинает приносить нам деньги. И если это будут компьютерные игры – почему  бы и  нет? Главное, не забыть познакомиться с другими радостями жизни. Возможно,  среди них найдется что-то поинтереснее, чем  Counter Strike и World of  Warcraft, .