Всякий раз, когда разработчики начинают сотрясать воздух, громогласно возвещая  об очередном «возрождении великой серии» или «возвращении легенды», -- у меня, признаюсь, нет-нет да и екнет сердце: что они еще испортят, до чего теперь дотянулись загребущие лапки любителей присосаться к известному и популярному в прошлом имени?!

Сразу вспоминается Duke Nukem Forever, понравившаяся разве что игрожурналистам из числа ветеранов, да и то, скажем так, больше по ностальгическим соображениям. В том же скорбном ряду «возрождений», «возвращений» и «продолжений» -- недавние FlatOut 3 и Postal 3, которые иначе, как кошмарными, не назовешь.

Вот почему новость о готовящейся «реинкарнации» Jagged Alliance (JA) не могла оставить вашего покорного слугу равнодушным. Тем более что разработчики из команды CorePlay решили не искать себе легких путей, взяв за образец самую известную и самую любимую фанатами игру серии -- легендарную Jagged Alliance 2 (JA2).

Jagged Alliance: Back in Action -- История несостоявшегося возвращения

Возвращение в Арулько
Если вы предыдущие лет пятнадцать провели в состоянии глубокого анабиоза, пожалуй, стоит вас слегка ввести в курс дела. Действие игры происходит в вымышленной стране Арулько, невероятно богатой полезными ископаемыми. Уверен, что в этом месте люди, не знакомые с серией JA, вообразили себе очередную историю про бравых американских солдат, свергающих кровавого диктатора-маньяка… Что  же,  дорогие мои неосведомленные читатели, угадали вы ровно наполовину. «Штатный» тиран-мучитель народа в игре действительно присутствует, да еще какой -- королева (!) Дейднара Рейтман. Как бедная девочка докатилась до жизни такой, превратившись из милого невинного создания в кровожадную фурию, -- никто не знает, сценаристы не считают нужным подвести даже минимальную предысторию под разворачивающиеся в Арулько события. Поставили вам задачу -- свергнуть:  бегом выполнять, не задаваясь лишними вопросами! Коротко, четко и по-военному.

Jagged Alliance: Back in Action -- История несостоявшегося возвращения

Впрочем, «по-военному» -- это я слегка преувеличил: установление «Свободы и Демократии» происходит в JA руками наемников из частной военной компании (ЧВК) A.I.M. Популярная это нынче тема -- ЧВК -- ничего не скажешь, и чем дальше, тем знатнее будет, попомните мои слова. Остается только восхищаться прозорливостью разработчиков оригинального JA2, которые еще в 1999 г. (!)  правильно уловили намечающийся тренд с «частными» армиями… Тем актуальнее выглядит  наследник  -- Back in  Action  -- без изменений взявший от  предка  сюжет и обстановку игры.

Непрошеная революция
Хоть посреди ночи разбудите знатока компьютерных игр, он с ходу вам выдаст: Jagged Alliance -- это тактическая стратегия с пошаговыми боями и изометрическим «видом сверху». И ошибется, потому что в JA: Back in Action разработчики решились на радикальное изменение игрового процесса, заменив систему пошаговой стратегии с очками действия на бои в реальном времени с «умной» автопаузой. Революция, однако! Еще одно нововведение, сразу бросающееся в глаза, --отменен «туман войны», т.е. игроку все вражеские силы заранее видны на экране монитора.

Jagged Alliance: Back in Action -- История несостоявшегося возвращения

Зачем так сделали,  даже не спрашивайте, очевидно, в расчете привлечь к новой JA как можно более широкую аудиторию фишками в стиле «почувствуйте себя великим тактиком». Пока видимый эффект только один -- бешеное недовольство целевой аудитории, т.е. поклонников серии JA и всех любителей тактических стратегий, -- а первых мест в топе продаж как не было, так и нет. И почему, почему разработчики не ограничились сменой походовости на «реальное время»?! «Молчат, не дают ответа», -- как писал классик.

Знаете, что самое обидное во всей этой ситуации? То, что за исключением спорного изменения игровой механики (так ли уж оно было нужно?) и очевидного прокола с «туманом войны» (неужели, нельзя было сделать его включаемым/выключаемым?), я, как ни старался, не смог обнаружить у Back in Action серьезных недостатков по сравнению с  исходником.  Даже наоборот: куда ни глянь -- всюду глаз цепляется за заметные и не очень улучшения геймплея! Возьмем для примера местный искусственный интеллект: видели бы вы, как лихо вражины закидывают ваш отряд гранатами и как в мгновение ока сбегаются на выстрелы через полкарты, стремясь создать численное преимущество над атакующими… И т.д. и т.п., все в таком духе: тут слегка подправили, там немножко переделали с учетом шагнувших вперед возможностей компьютерного «железа». В сумме этих небольших  доводок  было бы достаточно, чтобы придать геймплею совершенно новое качество, не  изменяя  его сути. Увы, решившись на сомнительной необходимости «революцию», CorePlay сама оттолкнула от себя значительную часть потенциальных покупателей Back in Action, «обманув» их ожидания от игры под маркой  Jagged Alliance. 

«Как вы яхту назовете -- так она и поплывет!»… только наоборот
Подводя итоги, хочу еще раз подчеркнуть самую -- на мой взгляд! -- главную проблему Back in Action: несоответствие того, что ожидали увидеть любители и ценители жанра вообще и серии JA в частности, тому, что получилось в итоге у разработчиков. Если бы не изначальная претензия на родство с  предшественником-титаном, то  пошла бы Back in Action на ура, тем более что достойных конкурентов -- кот наплакал: кроме недавней «В тылу врага 2: Штурм», пожалуй, ничего и не припоминается. Скромнее, в общем, надо быть разработчикам без опыта, тогда и игры их публика будет принимать правильнее. Особенно в тех случаях, когда за исключением названия, придраться по большому счету не к чему…

Jagged Alliance: Back in Action
Системные требования: Core 2 Duo-1,8 ГГц или аналогичный AMD (рекомендуется i5-2,4 ГГц или аналогичный AMD), 2-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 4-Гбайт ОЗУ), видеоплата Ati 2600/Geforce 8800 (рекомендуется Ati 5850/Geforce 460 или лучшая) с поддержкой шейдеров версии  3.0, 3 Гбайт свободного дискового пространства. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7.
Разработка: CorePlay/bitComposer
Издание: «Акелла»