Начнем с оценки рынка ЦОД, выданной компанией J'son&Partners. Увы, она не радует: в России общая площадь коммерческих ЦОД на 2010 г. составила всего 34 тыс. м2, что сравнимо с размером торгового центра «Мега», в Европе и США их площадь выше в десятки раз. Оборот этих отечественных ЦОД -- 231 млн. долл., при этом рынок услуг аренды составляет около 130 млн. долл., из которых больше половины -- предоставление инфраструктуры в аренду (Infrastructure as a Service, IaaS). Что касается популярности центров обработки данных (ЦОД) у наших бизнесменов, то по оценкам J'son&Partners, около 14% активных юридических лиц используют арендованные вычислительные мощности. Обычно такая инфраструктура используется для построения веб-приложений, а основными барьерами для развития IaaS чаще все называют запутанные схемы ценообразования.

Внешние облака против внутренних

Тем не менее рынок ЦОД развивается достаточно активно, ведь они являются необходимым элементом популярных сейчас облачных сервисов. Различные аспекты оживленно обсуждались на конференции «Мир ЦОД». Одна из главных тем -- какой дата-центр эффективнее: свой внутренний или внешний -- у поставщика услуги? Дискуссия была заочная, сначала представитель компании КРОК, объяснял, почему выгодно использование внешнего облака, а следом представитель группы Mail.ru рассказывал, почему его предприятие решило строить собственный дата-центр. В целом опыт этих компаний можно свести к тому, что иметь крупный собственный ЦОД стоит, если компании требуется большое количество однотипных серверов. При этом окупаемости вложений в случае с Mail.ru придется ждать 5--7 лет вместо трех запланированных. За это время могут произойти радикальные изменения в ценообразования на коммерческие дата-центры.
В общем, складывается практика, что большинство предприятий предпочитает иметь свой ЦОД в качестве основного и одновременно держать в аренде площадки во внешнем облаке в качестве резерва. В случае ЧП с собственными мощностями происходит переключение на серверы коммерческого партнера.
С одной стороны, существует мнение, что размещение ресурсов на сторонней площадке небезопасно, так как к информации могут получить доступ злоумышленники или, наоборот, в коммерческий дата-центр могут наведаться силовые структуры и прервать его функционирование. Однако в первом случае еще неизвестно, где лучше защита данных -- в облаке или корпоративной сети . А что касается второго вопроса, то помогли наблюдения компании Linxdatacenter, предоставляющей услуги телекома и обработки данных. Этот международный оператор имеет ЦОД не только в России, но и за рубежом. При этом просят разместить информацию за пределами нашей Родины не более 10% клиентов, и обычно это объясняется правилами работы с зарубежными партнерами. Так что проблема развития рынка пока, скорее всего, в неуверенности компаний, что он может принести им экономическую пользу.

Экономия на охлаждении

Одна из статей расходов в ЦОД -- электроэнергия. В этом году на «Мир ЦОД»-2011 наметилась тенденция популярности экономии электричества за счет более эффективного охлаждения. Параметром, показывающим такое охлаждение является PUE (Power Usage Effectiveness -- эффективность использования энергии). В современных ЦОД этот параметр составляет от 1,6 до 3. Один из самых простых способов -- держать в серверной максимально допустимую температуру. Каждый «лишний» градус охлаждения выльется в потери сотен киловатт.

Schneider Electric EcoBreeze

Сейчас прослеживается тенденция к применению естественного охлаждения (free cooling) наружным воздухом. Дата-центры, размещенные в благоприятных районах могут давать и более низкие PUE -- до 1,07 (дата-центр Facebook в Прайнвилль, штат Орегон). Кроме благополучного климата, оптимизируется эффективность потребления энергии за счет отказа от ИБП в пользу 12-В аккумуляторов и даже питания индикаторов от Ethernet-проводки.
По данным, представленным компанией АРС, почти на всей территории России около полугода можно охлаждать дата-центры наружным воздухом. Ее родительская компания, Schneider Electric, предлагает для ЦОД систему EcoBreeze, которая не только эффективнее систем с теплообменником или тепловым колесом, но более компактная и масштабируемая в зависимости от потребностей серверного зала. Отметим, что у естественного охлаждения есть и недостаток для российского рынка -- считается, что используемых методов очистки воздуха достаточно для бесперебойной работы серверов в течение двух лет. Но продолжат ли они надежно работать, если их владелец захочет сэкономить на модернизации оборудования? Не у всех компаний оборот, как у Facebook.
Из способов экономии энергии в уже спроектированных дата-центрах отметим использование динамических дизельных ИБП компанией КРОК на объекте «Волочаевская-2», а также газовых генераторов в качестве источников энергии в питерском ЦОД компании Linxdatacenter. Представители компании аргументировали это экологичностью такого подхода, а также тем, что с газом перебои бывают реже, чем с электричеством.
В общем, типичная картина охлаждения замкнутого серверного пространства за счет кондиционеров, работающих от электричества, потихоньку уходит в прошлое.