Перед нами игра Tom Clancy’s H.A.W.X. 2. Ее жанр, наверное, правильнее всего определить как аркадный авиаимитатор, где и полетать, и пострелять можно от души. Элитным пилотом, как обещает реклама игры, конечно, не стать, а вот получить массу развлечений можно запросто.

Регистрация
Для полной регистрации игры потребуется сообщить разработчику свой электронный почтовый адрес, дату рождения и, разумеется, код активации. Это (наряду с поздравлениями ко дню рождения и прочими приятными сюрпризами от Ubisoft) дает возможность сохранять результаты прохождения на сервере компании-разработчика -- полная гарантия не потерять добытое упорством и мастерством. Для того чтобы данный сервис функционировал, нужно наладить постоянное подключение к Интернету.
При установке программа сама оценивает производительность компьютера, на котором ее пытаются развернуть, и задает наиболее подходящие для ее работы графические режимы. Впоследствии геймер может, не запуская саму игру и обращаясь к предусмотренному тесту производительности, визуально оценить, насколько автоматически выбранные установки соответствуют его восприятию.

Сюжет

В описании игры обещано, что у нее есть сюжет. Согласиться с этим сложно. Отражается ли условное наличие сюжетной линии на геймплее? Безусловно, да. Слабая увязка миссий между собою невольно вызывает желание использовать игру не в основном (как вроде бы задумал разработчик), сюжетном режиме, а в режиме аркадных заданий, с повторным прохождением миссий и, наконец, в многопользовательском режиме.
Эскадрилья High Altitude Warfare eXperimental Squadron (H.A.W.X.), как можно понять из присутствующей в названии игры цифры 2, имеет предысторию. Теперь же, в сиквеле, она отправляется на Средний Восток, где будет противостоять военному антиправительственному движению, активизировавшемуся в этом регионе. Ей также придется участвовать в расследовании похищения из России ядерных боеголовок.
Однако из-за непрочности связующей сюжетной нити действие разваливается на взлеты и посадки на военных аэродромах и палубах авианосцев, на ночные и дневные бомбардировки, на уничтожение целей точечными ударами с воздуха с активным использованием беспилотников, на дозаправки истребителей в воздухе и, конечно, на воздушные бои при таких сближениях с противником, когда эффективна только бортовая пушка. Это также увлекательно, но далеко от авторской идеи предложить Tom Clancy’s историю, из которой нельзя выдернуть ни единой миссии без нарушения цельности.

Описание

К игре прилагается пользовательское руководство на русском языке. Однако нужно иметь в виду, что о продукте оно дает самое поверхностное представление, в том числе и об управлении, что особенно досадно. На веб-ресурсе Uplay, к которому доступ открыт прямо из главного меню, можно ознакомиться с некоторыми хитростями управления летательными аппаратами и тактическими приемами выполнения заданий. Но и здесь ждет «засада» -- сайт англоязычный. Встроенные в игру и доступные через меню подсказки и советы примитивны. Они мало чем отличаются от куцего руководства. В общем, постигать тонкости управления самолетами, ведения боя, прохождений миссий придется в основном собственным потом и «кровью».

Локализация

Локализованная для России версия игры появилась в середине января текущего года. На русский язык переведена большая часть ее коммуникационного и информационного обеспечения -- руководство, меню, субтитры, диалоги, кстати, прекрасно озвученные. Тем  не менее сталкиваться с англоязычным текстом геймерам все равно придется.

 

Игра

Благодаря спутниковым картам высокого разрешения, предоставленным компанией GeoEye, все, что внизу, выглядит очень реалистично -- пустыни, моря, горы, города… Особое удовольствие это доставляет в режиме свободного полета, когда можно наслаждаться этой красотой без опасения столкнуться с противником или провалить разведывательное задание.
К тому же самостоятельные аркады имеют особенности, отличающие их от сюжетных версий и требующие от игрока иных, отличных от наработанных в сюжетном варианте подходов.
Что касается требуемых от геймера пота и «крови», то установленный в игре режим автосохранения показался вполне сбалансированным. Переигрывать приходится только те эпизоды миссий, в которых пилот проявил несостоятельность.
Игра имеет три уровня сложности: рекрут, обычный и эксперт. Специально для любителей экстрима введен еще так называемый режим выживания. Доступный на любом уровне сложности, он обещает противодействие очень сильному (для каждого уровня сложности по-своему) противнику, управляемому искусственным интеллектом.
Тем, кому ИИ покажется слабым, подойдет многопользовательский режим. Играть можно будет как по Интернету, так и по локальной сети. В нем предусмотрены командные бои, а также совместные сюжетные и аркадные задания. В режиме соперничества сражаются до восьми игроков, разделенных на две команды. Совместный сюжетный режим позволяет проходить задания звеном в четыре самолета.
Всего в H.A.W.X. 2 предлагается 32 модели игровых самолетов и 17 недоступных для пилотирования игроками. Вот названия некоторых из них: F-4 Phantom II, F-16 Fighting Falcon, F-22 Raptor, F-35 Lightning II, F-111F Aardvark, AC-130, Mirage 2000, Су-47 Беркут, Су-37 Терминатор, МиГ-25, МиГ-29… Первым по сюжету пилоту назначают Eurofighter Typhoon.
Как уже было отмечено, H.A.W.X. 2 не является полноценным авиаимитатором -- при таком широком наборе аппаратов это было бы сложно. Однако  для выполнения поддерживаемых в игре операций задействована практически вся клавиатура. Кстати, часть управления разрешается перенести на манипуляции мышью. Можно отказаться от предварительно назначенных клавиш управления и сделать раскладку с учетом своих предпочтений. Однако ваш покорный слуга столкнулся с тем, что программа не пожелала сохранить ее после перезагрузки. Причем происходит так не всегда -- иногда она остается.
Довелось испытать и другие "капризы" программы. Так, пришлось потратить неожиданно много времени на миссию (по сравнению с другими миссиями) «Крепость». При попытках выяснить причину этого на форуме (англоязычном -- локальная версия еще очень молода для более-менее массовых обсуждений прохождения в русскоговорящей среде) выяснилось, что «Крепость» оказалась камнем преткновения не для одного игрока. Любопытно, что проблема рассосалась сама собой -- после очередной попытки пройти миссию она стала разворачиваться иначе, чем прежде, благодаря чему была благополучно завершена. Может быть, вся хитрость в постоянном подключении к Интернету?

Итоги

За то короткое время (по сравнению с необходимым для прохождения игры от «а» до «я» со всеми заложенными в ней возможностями), проведенное в виртуальных кокпитах самолетов, назначаемых геймеру в H.A.W.X. 2, мне даже удалось наработать такие тактические приемы ведения боя, которые не были упомянуты в подсказках и руководствах. Например, чтобы надежнее уклоняться от самонаводящихся ракет противника, после того как закончился запас ложных тепловых целей, нужно держаться как можно ближе к его самолетам. А еще следует учесть, что в течение некоторого времени после завершения игры любое видео с вертолетами и самолетами вызывает выброс адреналина и инстинктивную мобилизацию сил для воздушной атаки. И это, наверное, здорово.

Tom Clancy’s H.A.W.X. 2
Системные требования: Pentium 4-3000, 1-Гбайт ОЗУ (1,5-Гбайт для Vista/7), 9 Гбайт свободного дискового пространства, видеоплата со 128-Мбайт памяти, совместимая с DirectX 9.0c/Shader Model 3.0, звуковая плата, совместимая с DirectX 9.0c, 4Х-дисковод DVD, мышь. Для игры необходимо постоянное интернет-соединение. Программа работает в среде Windows XP SP3/Vista SP2/7.
Разработка: Ubisoft Romania
Издание: GFI/«Руссобит-М»