В теплые дни середины мая гостиница «Космос», всегда вызывавшая восторг советских людей, принимала в своих залах и фойе участников очередной Конференции разработчиков игр (КРИ-2010). Это мероприятие представляет собой официальный русско­язычный форум «от разработчиков для разработчиков» и издателей компьютерных, приставочных, онлайновых игр, игр для социальных сетей, а также для аркадных автоматов, мобильных телефонов и других платформ. Это мероприятие ежегодно собирает сотни художников, дизайнеров, аниматоров, программистов и звукорежиссеров, руками которых делаются в наши дни лучшие компьютерные игры во всех уголках бывшего СССР. Здесь участники получают реальную возможность без помех обменяться опытом и свежими идеями с коллегами, узнать о тенденциях развития мирового рынка игр, получить знания, найти сотрудников, работодателей или партнеров по бизнесу.

Признанные специалисты в самых различных областях игростроения ежегодно проводят на КРИ около 100 лекций, семинаров и презентаций. На них обсуждаются все стороны современной индустрии компьютерных развлечений — от тонкостей программирования и создания персонажей до управления проектами и постпродажного обс

луживания. Кроме того, на ежегодных экспозициях КРИ-Expo демонстрируются современное программное обеспечение, сервисы и платформы для разработчиков, а также новые игровые продукты, только что появившиеся в продаже или даже еще не вышедшие на рынок.

Работа конференции также включает в себя ярмарку проектов, где молодые создатели игр могут представить свои разработки крупнейшим российским и зарубежным издателям. Еще одной важнейшей составляющей КРИ является процедура проведения ежегодного конкурса премий КРИ Awards, присуждаемых профессиональным русско­язычным сообществом разработчиков игр проектам, персонам и компаниям за достижения и инновации в этой области. В нынешнем году награждение проводилось сразу в 19 различных номинациях, включавших в себя «Лучшую игру» и «Приз зрительских симпатий». Наибольшее количество призов (четыре) собрала Mail.ru, ненамного отстали от нее «Бука» и «Акелла», у которых по три победы. Самой же «награжденной» игрой оказалась «Метро 2033» компаний 4A Games и «Акелла», победившая в двух конкурсах: «Лучшая игра КРИ-2010» и «Лучшая технология».

Немного истории

Начало истории форума относится к марту 2003 г. Именно тогда в МГУ состоялась первая Конференция разработчиков компьютерных игр в России. Организатором этого мероприятия выступило The Daily Telefrag — ведущее русскоязычное интернет-издание для игровых разработчиков и издателей России, стран СНГ и Балтии. Тогда впервые в истории российской игровой индустрии КРИ собрала профессионалов отрасли для обмена опытом и обсуждения самых различных проблем.

В ходе той конференции участники прослушали около 100 докладов специалистов по различным аспектам создания игр: от программирования и игрового дизайна до менедж­мента, маркетинга, рекламы и организации продаж игрового программного обеспечения. В КРИ-2003 приняли участие около 40 компаний из России, а также ближнего и дальнего зарубежья, действующих как в сфере разработки, так и издания игрового ПО, а общее число посетителей конференции почти вдвое превысило предварительные оценки организаторов и составило более 1000 человек. Начало оказалось удачным, и последовало продолжение.

В следующем, 2004 г. аудитория КРИ выросла до 1300 человек, а сама конференция получила новую «прописку» — она переместилась на выставочную площадку столичного оте­ля «Космос». Именно тогда конференция вызвала живейший интерес и со стороны средств массовой информации. По итогам КРИ-2004 вышло более 140 публикаций в различных российских и зарубежных изданиях, а также появилось более десяти сюжетов на центральных и региональных телеканалах.

В 2005—2009 гг. конференция продолжила свой рост и окончательно утвердилась как одно из важнейших профессиональных мероприятий в игровой индустрии России.

Современная КРИ — один из самых ярких и активно посещаемых представителями индустрии разработки компьютерных игр форумов на территории бывшего СССР. В аудиторных выступлениях и на стендовых демонстрациях в ней ежегодно принимают участие крупнейшие отечественные и зарубежные компании. Они представляют посетителям свои последние проекты, а также самые современные сервисы, продукты и технологии для разработки игр. Поэтому ежегодно примерно 2000 человек из более чем 200 игровых компаний России, стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья посещают Конференцию разработчиков компьютерных игр.

По оценкам организаторов мероприятия, более 90 % всех участников КРИ имеют непосредственное отношение к игровой индустрии, причем 80 % из них сами занимаются разработкой игр или развлекательных сервисов. Около 84 % посетителей конференции принимают решения, оценивают или рекомендуют к приобретению те или иные технологии, продукты, сервисы и услуги. Бизнес 93,7 % участников КРИ связан с игровой индустрией, однако 54,3 % из них так или иначе занимаются еще и аутсорсингом, а 49,6 % — другой деятельностью.

Отдельно стоит упомянуть о выставочной части форума — КРИ-Expo. Организаторы конференции полагают, что за три дня ее проведения здесь побывали около 3000 посетителей, более 80 % которых являются непосредственными участниками самой КРИ.

Игровые технологии

В десятках докладов, прозвучавших в ходе КРИ-2010, а также в процессе обсуждений и дискуссий в кулуарах конференции затрагивалось множество животрепещущих тем, волнующих современное игровое сообщество. В рамках одной статьи невозможно подробно описать все направления развития компьютерных развлечений и поддерживающие этот процесс технологии. Однако несколько моментов все-таки следует подчеркнуть.

Во-первых, безусловным лидером становятся сетевые игры, причем как платные, так и бесплатные или условно-бесплатные, распространяющиеся в рамках социальных сетей. Практически все участники мероприятия предлагают пользователям подобные продукты, и все больше становится фирм, занимающихся исключительно коммуникационными проектами. Данная тенденция развития компьютерных развлечений объясняется в основном двумя факторами. С одной стороны, бурным ростом сетевых технологий, значительным упрощением доступа в Интернет, быстрым увеличением пропускной способности коммуникационных каналов и заметным расширением аудитории пользователей Сети; с другой — облегчением жизни самих разработчиков. Ведь не секрет, что гораздо проще «стравить» между собой десятки, сотни, а то и тысячи людей в Интернете, чем долго и скрупулезно работать над созданием достойного им оппонента в виде искусственного интеллекта.

Отмеченная тенденция вызывает сожаление, потому что истинным ценителям игры теперь приходится все дольше ждать выхода интересных походовых стратегических или даже тактических продуктов, имеющих ограниченную возможность реализации в сетевом виде. Трудно представить себе сотни пользователей, одновременно сражающихся на бескрайних просторах виртуальных вселенных в «Цивилизации» или «Героях».

Во-вторых, на конференции активно обсуждался вопрос дальнейшего совершенствования графического представления игр. Помимо общего повышения качества данной компоненты продуктов, по сути непосредственно обращенной к пользователю, речь шла и о радикально новых решениях, например об игровой трехмерности. Это вполне понятное направление развития. Стоит вспомнить, что для перехода от немого кино к звуковому понадобилось около трех десятков лет. Затем в течение всего-то двух десятилетий кино приобрело цвет. А вот следующая «революция» изрядно подзадержалась, и массового перехода кинопродукции на трехмерный формат не происходит уже более чем в течение полувека.

После триумфального шествия по кинозалам 3D-версии «Аватара» новое направление видеоразвлечений было активно подхвачено и получило ряд успешных реализаций в компьютерных играх. Например, один из победителей конкурса премии КРИ Awards этого года — игра «Collapse: Ярость» дает пользователям возможность насладиться такой глубокой перспективой. Правда, в полном соответствии со сценарием вместо белого пуха «дерева жизни» здесь летает черный пепел смертельно опасных аномалий.

В-третьих, наблюдается быстрый рост числа игровых продуктов для разного рода мобильных устройств. Спору нет, возможности современных сотовых телефонов, коммуникаторов и смартфонов широки, да и находясь где-нибудь в общественном транспорте, вполне можно скоротать время не только за чтением книги, но и за какой-либо игрой, существенно отличающейся от традиционного «Тетриса».

Наконец, в-четвертых, немалая часть выступлений содержала информацию о том, как лучше продать свой продукт и вообще заработать на нем. Понятно, что в условиях современного общества с большим уклоном в меркантильность это немаловажный вопрос. Очень не хотелось бы верить в повсеместную коммерциализацию виртуальных миров, особенно в части социальных сетей. Однако такова реальность. Например, самая «награжденная» на КРИ-2010 компания Mail.ru, активно продвигая свою красивую игру «Северный клинок», планирует реализовать в ней продажу особо качественной амуниции за реальные деньги. Это, безусловно, порочный путь, переносящий резкое социальное неравенство, закрепившееся в реальной жизни нашей страны, в жизнь виртуальную, куда многие отправляются именно в поисках некоей идеальной справедливости, некоего абсолютного равенства.

Продукты

На фоне разнообразия интересных и не очень выступлений не прошла незамеченной и выставочная часть мероприятия. На КРИ-Expo было представлено множество интересных продуктов. Остановимся на некоторых из них.

Игра «Мир танков» (World of Tanks) компании Wargaming.net, получившая премию как «Лучшая клиентская онлайн-игра», полностью посвящена бронированным машинам середины XX в. Здесь пользователям предлагается сразиться с противниками в борьбе за мировое танковое господство. На КРИ-2010 был даже проведен чемпионат по этой игре.

Удостоенный звания «Лучшая казуальная игра», продукт «Именем Короля», созданный компанией Playrix, дает шанс пользователю стать мудрым правителем удивительной по красоте островной страны, пострадавшей от жестокого шторма. В нем гармонично сочетаются элементы традиционной экономической стратегии и управления в реальном времени. Кроме того, в игре имеется и собственный оригинальный сюжет, помогающий проявить всесторонние способности и прийти к трону различными путями.

Продукт Postal 3 компании «Акелла», который был своеобразно выделен как «Самый нестандартный проект», может неприятно поразить добропорядочного пользователя своей неоправданной жестокостью и циничностью. Однако в соответствии с современной «чернушной» тенденцией он предоставляет игроку возможность испытать себя в роли этакого «отморозка-плохиша», не скованного никакими морально-нравственными нормами.

Увлекательная и красивая «стрелялка» «Collapse: Ярость» компании «Бука» выиграла в номинации «Лучший игровой дизайн». Здесь пользователь снова сможет окунуться в опасный мир «киевской аномалии». Для успешной же борьбы с ее порождениями он получит хороший набор комбоударов и углубленную систему развития навыков персонажа.

Фирма «1C-СофтКлаб», ставшая «Лучшей компанией-локализатором», представила сразу три новые игры, выход которых планируется на лето-осень текущего года. Первая из них, «Полный привод 3», представляет собой спортивный имитатор внедорожников (16 уникальных автомобилей) на экстремальном бездорожье, реализованный на движке Unreal Engine 3. К ее графическим изыскам можно отнести реализацию «динамичной колеи». Вторая новинка, «Искусство вой­ны (Корея)», не просто продолжает знаменитую серию, но и предоставляет пользователям новый — стратегический — режим проведения кампании. Это одна из немногих игр, где, по словам разработчиков, значительно переработан и усилен искусственный интеллект. Кроме того, в ней наконец-то появился рельеф местности, предоставляющий укрытия для пехоты, практически беззащитной в предыдущих частях. Третья — «Диверсанты. Вьетнам» — реализует концепцию тактического боевика в джунглях. Владелец игры сможет не только проверить свои силы на стороне американских захватчиков, но и поиграть за советских военспецов.

* * *

Конференция разработчиков игр представила участникам широкий ассортимент различных решений и перспективных технологий в области компьютерных развлечений. Хотя качество выступлений на ней сильно разнилось, все же практически каждый посетитель КРИ-2010 мог найти здесь то, что полезно именно для него.

Лауреаты премии КРИ Awards 2010

Оргкомитет Конференции разработчиков компьютерных игр (КРИ-2010) объявил о завершении ее работы и провел традиционную церемонию награждения премиями КРИ Awards. В 2010 г. лауреатами этой профессиональной премии, присуждаемой русскоязычным сообществом разработчиков игр проектам, персонам и компаниям за достижения и инновации в области компьютерных развлечений, стали следующие работы:

«Лучшая игра КРИ-2010» — «Метро 2033» (4A Games, «Акелла»);

«Лучшая компания-разработчик» — Wargaming.net;

«Лучшая компания-издатель КРИ-2010» — Mail.ru;

«Лучшая компания-локализатор» — «1C-СофтКлаб»;

«Приз от индустрии» — Андрей Ленский (ЛКИ);

«Приз от прессы» — Elements of War (Lesta, Playnatic);

«Лучшая зарубежная игра» — Darksiders («Бука»);

«Лучшая игра для игровых консолей» — «Симбионт» («Бука»);

«Лучшая казуальная игра» — «Именем Короля» (Playrix);

«Лучший дебют» — «Королевство» (Skazka);

«Лучшая игра без издателя» — Monolith (Lesta);

«Самый нестандартный проект» — Postal 3 («Акелла»);

«Лучший игровой дизайн» — «Collapse: Ярость» (Creoteam, «Бука»);

«Лучшая игровая графика» — «Приключения Капитана Блада» («1С»);

«Лучшая технология» — «Метро 2033» (4A Games, «Акелла»);

«Лучшая игра для социальных сетей» — «Любимая ферма» (Mail.ru);

«Лучшая браузерная онлайн-игра» — «Джаггернаут» (Mail.ru);

«Лучшая клиентская онлайн-игра» — World of Tanks (Wargaming.net);

«Приз зрительских симпатий КРИ-2010» — «Северный клинок» (Mail.ru).