И потому они перенесли действие третьей части известной серии имитатора грузоперевозок «Дальнобойщики» из алмазоносной российской глубинки на пыльные фруктовые просторы Запада США.

 Продукт, выпущенный на отечественный игровой рынок компанией «1С», получил название «Дальнобойщики 3. Покорение Америки» (Д3). В новой серии заметно усилилась экономическая составляющая, а офисный интерфейс управления компанией оказался самым развитым из всех. Теперь можно провести практически всю игру, не выходя из теплой комнаты. Впрочем, изредка все же возникает необходимость получать сводки доходов, покупать и продавать грузовики, нанимать и увольнять водителей.

Начало

Любая компьютерная игра начинается с установки. И уже здесь Д3 неприятно удивляет пользователя своей системой защиты. Как и в ранее выпущенной компанией «1С» стратегии непрямого управления Majesty 2, в ней применяется специфическая процедура авторизации. Особенно занятно она выглядит для тех, чей компьютер не подключен к Интернету. Таким пользователям в качестве первого варианта альтернативных действий предлагается ввести код, получить ключ и отправить их на некий сайт. Замечательная рекомендация для тех, у кого нет доступа в Сеть. В качестве же «наказания» за отсутствие подключения к Интернету дается второй вариант, предусматривающий посылку платной SMS. А ведь игра уже оплачена при приобретении!

Наконец, третий вариант развлекательной программы  — обращение в службу поддержки по телефону. Однако сразу же выясняется, что для получения активирующего ключа нужно сначала зарегистрировать продукт. Это можно сделать по почте, для чего нужно распечатать игру и месячишко-другой ждать неспешной доставки письма, или опять же через Интернет, отправив на сайт компании сообщение с отсканированной регистрационной картой. Получается почти замкнутый на Сети круг, хотя в Д3 даже не предусмотрено сетевого режима игры!

Если владельцу лицензионного продукта удается-таки преодолеть систему защиты, то ему будут предложены два варианта: пройти одну миссию или начать «большую» игру. Первый режим заинтересует тех, кто впервые решил попробовать себя в качестве водителя многотонного грузовика. Пройдя пару-тройку отдельных заданий, неофиты смогут набрать необходимые навыки, освоиться с интерфейсом и управлением Д3, получить представление об особенностях маршрутов и специфических качествах различных машин.

Основной режим переносит игрока в США, где он в роли российского эмигранта Николая Перепелова появляется в штате Калифорния в 2014 г. Здесь в его распоряжение поступит довольно мощный седельный тягач Argosy, а на счету появится кругленькая сумма в 150 тыс. долл. США. Кроме того, любезный самаритянин Мэтью, которого Николай выручил из какой-то передряги (подробности опускаются), уже помог ему открыть офис собственной транспортной компании и даже подыскал симпатичную секретаршу.

Таким образом, пользователь вступает в игру не простым водителем, а начинающим бизнесменом, и этим, кстати, стоит воспользоваться. Поскольку грузовик находится на стоянке у офиса, можно сразу же зайти в помещение и произвести парочку полезных действий. Во-первых, купить недорогой грузовичок, а во-вторых, нанять водителя, желательно не слишком часто штрафуемого местной дорожной полицией.

Потом новому сотруднику компании следует отправиться в путь и пытаться добывать прибыль своему шефу, а тому можно еще немного посидеть в офисе, чтобы познакомиться с интерфейсами управления бизнесом. Полученные навыки пригодятся ему впоследствии, когда он начнет расширять дело.

Действие

Как только надоест копаться в таблицах и диаграммах, так сразу вперед — за руль, чтобы своими глазами увидеть американский Запад. Вариантов дальнейших действий множество. Прежде всего предлагается просто покататься по калифорнийским дорогам, осматривая местные достопримечательности, модернизируя машину и выполняя «дорожные» контракты — заказы по радио, привязанные к определенным точкам на карте и появляющиеся в момент их достижения.

Кроме того, можно отправиться к ближайшей торговой базе, где, как правило, предоставляется на выбор десяток или больше различных стационарных заказов, различающихся несколькими параметрами. Основной из них, тип заказа, подразумевает одно из двух: соревнование или перевозку груза. В первом случае имеются в виду традиционные гонки до определенного пункта. Во втором  — элемент гонки, т. е. премия за первое место также присутствует, но важнее доставить груз по назначению без повреждений. Как правило, победа в соревновании приносит больший куш, да и ездить на пустом тягаче приятнее, чем тащить тяжеленный прицеп.

Конечная точка маршрута, или место прибытия,  — это второй параметр заказа. Причем в зависимости от дальности растет и предлагаемый пользователю гонорар. Третий параметр — название груза — дает представление о том, насколько хрупким окажется доставляемый товар и как много аварий он выдерживает. Конечно же, и он влияет на общую стоимость поездки (четвертый параметр), которая складывается с учетом трех представленных выше.

В начале игры, кстати, не стоит сразу хвататься за дальний и самый дорогой маршрут. По мере продвижения к конечной точке игрок с грустью будет вынужден отказываться от одного «дорожного» контракта за другим, поскольку иначе вообще ничего не успеет сделать. Повторных обращений от отвергнутых клиентов уже может и не быть, а принятый, но невыполненный контракт, неважно «дорожный» или «стационарный», приводит к выплате неустойки и снижает рейтинг игрока.

 Разумно поэтому поначалу браться лишь за самые ближние доставки, а то и вовсе покататься порожняком. Ведь помимо контрактов по радио есть еще «голосующие» вдоль дорог потенциальные заказчики, клиенты в некоторых барах «60 миль» и «информационные» заказы, о которых можно узнать из газет в тех же барах.

Не стоит забывать и об основной сюжетной линии, которая порой требует отказаться от уже исполняемого контракта. Значит, надо чаще сохраняться, а перед принятием очередного предложения делать это просто обязательно.

Ухабы на дороге

Казалось бы, все донельзя просто. Крути себе баранку, зарабатывай американские «рубли», нанимай приличных сотрудников, открывай новые филиалы — и вскоре попадешь в светлое будущее, станешь «золотым перевозчиком» Калифорнии. Ан нет, на пути у героя встают различные препятствия. Среди них и «головорезы» из самой мощной транспортной компании региона Storm Express (которых почему-то называют «штормовиками», а разумнее было бы — «штурмовиками»); и вездесущие, как тараканы, копы, норовящие оштрафовать за все что угодно, и совсем не традиционные для этого штата погодные условия.

Здесь разработчики явно перестарались, усложняя жизнь игроку. Конечно, Калифорния — не засушливый Техас, но все же и не гнилая Флорида. Когда пятый день кряду по всему региону идет практически непрекращающийся дождь, хочется найти где-нибудь кнопку «отключения погоды». А снежные заносы и гололед в самом конце марта в этом южном штате — совсем уж перебор. Видимо, в какой-то момент создатели игры забыли, что они не в Якутии, где подобные катаклизмы бывают даже в мае.

Впрочем, не все ладно и с экономической составляющей. «Стационарные» контракты понятны и прозрачны как слеза, а вот «дорожные» могут заставить понервничать. Они вообще-то реализованы, по сути, как «кот в мешке», т. е. до того, как дать согласие на выполнение работы, пользователь получает крайне скудную и расплывчатую информацию об условиях договора. В частности, нет абсолютно никаких сведений о сроках доставки и о реальной стоимости контракта. Да и место назначения определено не совсем четко. Этакое подписывание чистого листа.

Возможно, подобный способ ведения бизнеса был распространен в России начала лихих 90-х, но очень сомнительно, чтобы такой «деловой» стиль царил в США… Ведь порой лишь после заключения соглашения становится ясно, что миссия абсолютно невыполнима. Например, такая «засада» ждет игрока недалеко от Мохаве на обочине в виде цистерны с молоком. Лишь после согласия на ее доставку становится понятно, что нужно проехать примерно полстраны (до Рино) за 11 мин игрового времени. Даже с постоянным использованием азотных ускорителей на крейсерской скорости около 150 км/ч (более 90 миль/ч) едва удается покрыть половину пути. Грузовик все-таки не вертолет!

Еще печальнее бывает, когда контракт заключен, а товара в указанной точке не оказывается. Остается лишь стоять на месте и с грустью наблюдать за тем, как приближается время штрафных санкций. Например, строители Реддинга так и не дождутся своей фанеры, а Николай Перепелов — обещанного крупного вознаграждения.

Особенно же странно выглядит необходимость управлять компанией только из головного офиса или филиала. Так что же это, к 2014 г. в Кремниевой долине совсем исчезнет мобильный доступ в Интернет? Да что там мобильный! Почему-то нельзя выйти в данный режим даже из стационарных точек, явно оснащенных средствами проводной связи, таких как мотели, бары и торговые базы. Вот уж неожиданность так неожиданность!

*  *  *

«Дальнобойщики 3», как и многие другие продукты отечественных разработчиков, является этаким «двуликим Янусом». С одной стороны, предложена интересная неординарная идея, с другой — отнюдь не идеальное ее воплощение, порой с явными ляпами и ошибками. Вполне вероятно, как в случае с известной походовой тактической игрой King’s bounty, после пятого исправления и здесь все наконец встанет на свои места и заблестит яркими красками. А может быть, так и придется по 1,5—2 мин ждать загрузки последнего сохранения, что вообще не лезет ни в какие ворота.

Советы и рекомендации
  • В начале игры не спешите сесть за руль. Зайдите в офис, купите грузовик и наймите приличного водителя. Небольшие ежедневные поступления на счет компании будут гарантированы.
  • Поскольку условия «дорожного» контракта всплывают только после его заключения, а сами контракты появляются внезапно, регулярно сохраняйтесь, чтобы переиграть, если что-то окажется неправильно.
  • Обязательно сохраняйтесь и перед въездом на торговую базу (warehouse). Возможно, придется переигрывать и уходить на другой маршрут.
  • При первой же возможности приобретайте на СТО (станциях технического обслуживания — track stop) дополнительный бак. Это существенно (почти вдвое) увеличивает пробег до следующей заправки.
  • Очень полезно обзавестись и системой «воздушного торможения». Ее регулярное использование заметно сокращает расходы на ремонт тормозов.
  • Для заправки выбирайте дешевые станции. Цены на горючее в разных районах могут различаться более чем в 1,5 раза.
  • Регулярно заезжайте на СТО для восстановления шин и тормозной системы, иначе грузовик становится плохо управляемым.
  • Не забывайте об основной сюжетной линии. Если не выполнять ее задания, она прервется.
Дальнобойщики 3. Покорение Америки

Системные требования: процессор с тактовой частотой 2,4 ГГц, 1-Гбайт ОЗУ, Direct3D-совместимая видеоплата nVidia GeForce 5700 или ATI Radeon X800 со 128 Мбайт видеопамяти, DirectX-совместимая аудиоплата, не менее 10 Гбайт свободного дискового пространства, 8х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/XP/Vista/7.

Разработка: SoftLab-Nsk

Издание: «1C»