Тут ведь есть большой соблазн схалтурить: сварганил что-нибудь на 3+, написал на коробке известную фамилию — и кричи, что твоя игра самая лучшая, самая правильная в мире, мол, и сам имярек ее благословил…

У игры, которую мы сейчас рассмотрим, с «громким именем» все в порядке. Колин МакРэй (Colin McRae) — личность в автоспорте не менее известная, чем в «Формуле-1» Михаэль Шумахер. Самый молодой чемпион мира в классическом ралли, абсолютно бесшабашный, бескомпромиссный стиль езды, многочисленные победы, а в конце — трагическая и нелепая смерть в авиакатастрофе. Как пелось в одной песне, «кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт, а если еще в срок — то в полной мере…» В общем, все составляющие легенды налицо.

Что же предлагают нам разработчики под именем Colin McRae? Полагаю, тем, кто в 2007 г. не пропустил предыдущую игру серии — Colin McRae: Dirt, новинка не преподнесет никаких сюрпризов. Мысленно уберите из Dirt экзотику вроде «подъемов на холм» (hill-climb) и добавьте графику по современным стандартам — как раз и получится Dirt 2. В принципе для людей «в теме» такого мысленного эксперимента будет достаточно, чтобы либо побежать за игрой в ближайший магазин, либо, наоборот, забыть о ней навсегда. Всех остальных — милости прошу к нашему шалашу за подробностями.

Те же и они же

Соревнования в Dirt 2 строятся — вот ведь сюрприз! — по общепринятому сейчас принципу «лестницы», т.е., выигрывая гонки, вы постепенно накапливаете очки опыта (как оригинально!) и получаете доступ к новым трассам и сериям. Плюс большие турниры, на которые приглашают по мере роста мастерства, плюс челленджи от именитых соперников… В общем, ничего нового, все это уже сотни раз видано в тех же Need for Speed.

Никуда не делось и родимое пятно «лестничных» гонок — неприлично короткие заезды. Ралли-кросс в два круга, спецучасток ралли длиной 3 км — любители автоимитаторов нервно курят в сторонке, вот уж действительно «старикам здесь не место»! Впрочем, игра не отпугнет обычных людей: мало кому в наше время охота по полчаса шлифовать повороты. Кстати, не забываем, что Dirt 2 еще и на консолях вышла, а там нельзя сложнее — не поймут-с! Так что, как говорилось в одном популярном мультфильме, «улыбаемся и машем, улыбаемся и машем…»

На фоне такой штамповки с карьерой как-то даже неудобно упоминать о том, что кроме очков опыта игрок получает за победы и призовые места — еще один сюрприз! — деньги. Их (как это ново!) он тратит на покупку новых автомобилей и их модернизацию. Автопарк в игре лицензированный — с этим у Codemasters всегда был порядок, но вот его состав вызывает… эээ… некоторое недоумение. Скажем, в классе «Ралли-рейд» присутствуют актуальные для 2009 г. Volkswagen Touareg и спортпрототип Mitsubishi Pajero, а в обычном «Ралли» не найти и намека на Citroen C4 и Ford Focus WRC. И уж совсем шизофренически смотрятся на раллийных спецучастках такие машины, как Nissan 350Z — известная «зажигалка» для стритрейсеров — и заднеприводная (!) BMW Z4.

Отмечу: если бы Dirt 2 разрабатывалась у нас, я бы заподозрил, что маркетологи BMW тупо «занесли» разработчикам игры. В случае же с такими зубрами, как Codemasters, я даже не знаю, что и думать… Ладно, спишем все на происки американцев — в Штатах баварские машинки пользуются дикой популярностью, так что, вероятно, Z4 появилась с прицелом на заокеанских игроков.

Ну и окончательно выносит мозг список усовершенствований для «железного коня». Во-первых, машина теперь модернизируется пакетом, т.е. выкладываешь определенную сумму — и, пожалуйста, уровень техники меняется со Standard на Pro, причем с соответствующим ростом характеристик. И никаких тебе отдельно антикрыльев, амортизаторов или покрышек — забудьте про такие глупости! Самое оно для приставок, консольщики любят попроще… Во-вторых, как вам понравится такой важный вид тюнинга авто, как «Игрушка на лобовое стекло»?! Прекрасны и сами «улучшения»: «Меховые кубики» (!), «Кукла на пружинке» (!!) и т.п. Хорошо еще, что до «золотых шариков» дело не дошло, а то бы точно секс-шоп получился. Тут и ворох ненужных раскрасок, от которых играющему ни тепло ни холодно. Самое грустное заключается в том, что почти наверняка вся эта ерунда появилась в Dirt 2 «по многочисленным просьбам игроков». Что же, какие игроки — такие и игры, особенно если они делаются с учетом вкусов «приставочников».

Справедливости ради замечу, что есть в игре и приятные мелочи. Например, создавая профиль, можно выбрать свое имя из списка, и игра будет «общаться» с вами, используя его. Скажем, звонит вам по сюжету сам Трэвис Пастрана (личность легендарная в американском экстремальном автоспорте) и запросто так называет вас по имени! Вроде пустячок, а приятно, способствует погружению в игру. Только не забудьте правильно настроить свой профиль в самом начале. Или вот участвуете вы в ралли в Марокко, а одним из ваших соперников является Мохаммед бин Сулайем — местная звезда и один из ведущих гонщиков мирового чемпионата в группе N. Так что есть, есть у игры плюсы, жалко только, что они либо не сразу бросаются в глаза, либо оценить их могут только гурманы автоспорта.

Педаль в пол

Ну что, приуныли, читая предыдущие абзацы? Погодите, ведь еще не дошло до самого главного — до самих гонок. Действительно, разве мы играем в автоимитаторы ради виртуальных очков и денег?

И вот здесь Dirt 2 разом добирает все, что она потеряла на стандартных интерфейсе и карьере, совершенно невменяемой системе модернизации и т.п. На мой взгляд, баланс между имитацией и аркадой выдержан идеально, трудно, наверное, сделать лучше! Вот, например, такой раллийный прием, как контрсмещение… С одной стороны, он неплохо смоделирован в игре и заметно влияет на управляемость автомобиля. С другой — на низком уровне сложности можно в принципе выигрывать и без него. Или повреждения — их разрешается выключить, и тогда на узких трассах позволительно использовать придорожные объекты, как стенки в бильярде. Так что, раскорячили машину кое-как в повороте, долетели до ближайшего надолба на обочине, отскочили от него, нажали на газ и спокойно понеслись дальше. Кстати, таких «талантов» в Интернете пруд пруди, посмотрите запись любой онлайновой гонки, благо для Dirt 2 уже не проблема найти более-менее людный сервер.

Зато если выставить соперникам уровень мастерства повыше и включить повреждения «на все деньги» — игра враз покажет вам зубы! Борьба идет за каждую секунду, но нужно помнить о цене ошибки. Вроде бы легкий удар бортом о бетонный столб — и вот уже красавица Subaru превращается в развалину, передвигаясь к финишу со скоростью крестьянской телеги… Конечно, реализм Dirt 2 далек от хардкора Richard Burns Rally, но ведь и целевая аудитория у этих двух игр абсолютно разная. Так что, если вам кто-то говорит, что Dirt 2 слишком легкая и аркадная, знайте: перед вами либо закаленный ветеран виртуальных трасс, либо тот, кто в Dirt 2 ездил слишком медленно и гонялся со слабыми соперниками!

То, каким образом смоделированы автомобили, укладывается в ту же самую формулу — баланс имитации и аркады. Допустим, определенные известные тонкости в поведении раллийной Subaru не смоделированы, ну и что с того? Много ли людей знают о них, да и так ли уж они важны в данной игре? С другой стороны, поведение машин различных классов сымитировано достаточно адекватно, а внутри класса вы никогда не перепутаете, скажем, Mitsubishi Lancer с Subaru Impreza, что бы там ни писали некоторые рецензенты. Не верите? А вы возьмите в игре «одноклассников» Dodge Super Wagon и прототип Mitsubishi Pajero и сравните друг с другом. Что, почувствовали разницу? Вот то-то и оно, меньше читайте про то, что «все машины ведут себя одинаково»…

Кстати, удивительно, но машину в Dirt 2 можно настраивать перед началом каждого заезда — не забудьте поставить галочку, когда будете создавать свой профайл. И что еще более удивительно, — эти настройки работают, т.е. машина ведет себя по-другому! Странно, очень странно для кросс-платформенного проекта… Видимо, все-таки Colin McRae в названии к чему-то обязывает разработчиков.

Новое поколение выбирает…

За что еще хочется отметить новинку компании Codemasters, так это за то, как смоделированы трассы. Пусть раллийный спецучасток чуть больше 3 км, зато на нем вы увидите и трамплины, и шпильки — «тещины языки», и безумные скоростные связки, и даже броды через реку… Эффект присутствия полный, видно, что дизайнеры думали над тем, как дать игроку максимум впечатлений за минимум времени. В общем, какая уж тут критика. Бог с вами…

Сам выбор «дорожек» достаточно странный, но если, скажем, считать, что трасса в Хорватии — это некое условное европейское ралли, то все будет нормально. Плюс традиционные для Америки кроссовые треки да закрученные английские и японские городские лабиринты для гонок на выживание (Last Man Standing) — вот в принципе и все, с чем предстоит столкнуться игроку по мере развития карьеры. Но это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем несколько раз прочитать.

А посмотреть тут есть на что: под «капотом» у Dirt 2 — последняя модификация «движка» EGO, а значит, графика у игры соответствующая! Включите вид с места водителя, на полной скорости залетите в лужу и полюбуйтесь, как растекается вода по лобовому стеклу. Да, это и есть прогресс трехмерной графики в чистом виде. Кстати, не пугайтесь, увидев в системных требованиях такие ужасы, как DirectX 11 или Intel Core i7: игра прекрасно выглядит и на менее мощном «железе». Хорошо потрудились разработчики над масштабированием и оптимизацией «движка», оправдали название своей студии — «мастера кода».

И отдельно следует отметить столь важный для виртуальных автогонок момент, как работа с компьютерными рулями. Традиционно пробовались устройства трех разных производителей — проблем не обнаружено, лишь в одном случае пришлось переписать подходящие настройки из Сети. Впрочем, для тех, кто из принципа пользуется в компьютерных гонках только рулем, это дело привычное — в каждой второй игре приходится так делать, чтобы адекватно рулить. В общем, можно считать, что с поддержкой рулей в Dirt 2 все замечательно, нареканий нет.

Клетчатый флаг

Неоднозначная игра попалась нам для разбора. Не распробовав, ее поначалу так и хочется «приложить» за абсолютно стандартное оформление карьеры, короткие заезды и кажущуюся низкой сложность. Но на другой чаше весов — безумный драйв гонок без права на ошибку, интереснейшие трассы, великолепная графика… Не знаю, решайте сами, что вам ближе, и надо ли тратить время на Colin McRae: Dirt 2. А я пока пойду прохвачу пару заездов, чтобы расслабиться и снять нервное напряжение. Как говорится, «присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь!..»


Машина теперь модернизируется пакетом: выкладываешь определенную сумму — и, пожалуйста, уровень техники меняется со Standard на Pro, причем с соответствующим ростом характеристик. И никаких тебе отдельно антикрыльев, амортизаторов или покрышек — забудьте про такие глупости!

Colin McRae: Dirt 2

Системные требования: Pentium 4-3000 или Athlon 64 X2, 1-Гбайт ОЗУ (2 Гбайт для Vista/Windows 7), 3D-видеоадаптер с памятью 256 Мбайт, совместимый с DirectX 9.0c (nVidia GeForce 6800 или ATI Radeon X1550), 12,5 Гбайт свободного дискового пространства, 4Х-дисковод DVD, звуковая плата, совместимая с DirectX 9.0c. Для получения максимального качества изображения и производительности рекомендуются видеоадаптеры серии ATI Radeon HD 5700 (и выше) с поддержкой DirectX 11 и технологии ATI Eyefinity. Программа работает в среде Windows XP/Vista/Windows 7.
Разработка: Codemasters
Издание: «Новый Диск»