Японцы тихой сапой семь лет назад пробрались на первое место в мире по продажам проекторов как в количественном, так и в денежном выражении. А в этом году они стали лидировать и на российском рынке. (Данные Epson со ссылкой на Decision Tree Consulting.) Из нашего московского штаба мы даем репортаж О рыночных боЯХ этой славной компании, развернувшихся от Японии до Китая, нового места появления на свет созданных ею проекторов.

А начиналось все с часов

В этом здании появились на свет 3LCD-проекторыКомпания Epson создала технологию 3LCD, при которой изображение формируется за счет прохождения света лампы через три ЖК-панели: с красным, зеленым и синим светофильтром. В результате картинка реализуется примерно так же, как на обычных ЖК-дисплеях: свет проходит через матрицу, пикселы которой могут пропускать разные его части.

В проекторах, выполненных по технологии 3LCD применено три матрицы (см. схему). Это обеспечивает высокую детализацию выходного изображения (вплоть до поддержки 1080p), ведь размер матриц здесь гораздо меньше, чем у компьютерных дисплеев, и значит, сложнее реализовать детализацию. Сейчас данная технология кажется несложной, но ведь она была запатентована еще в 1988 г., когда о ЖК-мониторах никто и не мечтал!

У меня компания Epson скорее ассоциируется с принтерами всех типов и размеров, откуда взялись проекторы? Да еще так удачно, что сейчас более чем в 90% моделей, выполненных на базе технологии 3LCD, установлены матрицы Epson. Ответ дает полное название корпорации — Seiko Epson. Один из ее бизнесов… часы. И в пору популярности электронных хронометров компания создала собственные дисплеи на жидких кристаллах. А благодаря прогрессу небольшие матрицы для монохромного отображения информации о времени доросли до панелей для ЖК-проекторов. Кстати, струйные принтеры также оказались причастны к нынешнему успеху Epson на рынке проекторов. Один из слоев ЖК-матрицы создается с помощью фирменной струйной технологии Micro Piezo.

Японские технологии

Часть компонентов просто сажается на клейОфис Epson в Матсумото — родина проекторов, сделанных по технологии 3LCD. Раньше здесь была фабрика по сборке проекторов, но с 2002 г. их производство понемногу переносилось в Китай, и в последнее время в Японии изготавливаются только отдельные модели. А в 2008 г. и вовсе вся продукция была произведена континентальными соседями. Но здание не опустело, сейчас здесь трудятся 600 человек над развитием технологий и бизнеса компании.

Матрицы Epson доступны всем желающим, однако компания имеет эксклюзивные наработки. Так, на основе капсулы с нитью накаливания, изготовляемой сторонней компанией, собираются фирменные лампы E-TORL с высокой яркостью. Проблема в том, чтобы создать большую интенсивность света, но не расплавить при этом ЖК-матрицу и позаботиться о долгой работе лампы.

Модели для домашнего кинотеатра

Завод в ШеньженеПока основная часть проекторов на рынке — бизнес-модели, но, с моей точки зрения, самые интересные технологии применены в устройст-вах для домашнего кинотеатра, у которых качественное изображение должно отличаться не только высокой яркостью, но и большой контрастностью. Как раз оттенки черного и вызывают у разработчиков 3LCD-проекторов наибольшую головную боль: ЖК-матрица не перекрывает световой поток на 100%. И потому в помощь матрице устанавливают поляризационные фильтры. Прежде всего при создании проектора стремятся добиться, чтобы лучи падали на блок из матрицы и поляризаторов максимально перпендикулярно, поскольку косые вызывают эллиптически поляризованное излучение, способное миновать фильтры и привести к засветке. Применение двух поляризаторов (до и после матрицы) позволяет получить минимальный уровень черного, в результате чего заявленная контрастность достигает 75 000:1 (это еще одна эксклюзивная технология — Deep Black).

Интересно, что, хотя в EH-TW5000 мощность лампы и повысилась до 200 Вт по сравнению с 175 Вт у EH-TW2000, яркость потока осталась прежней — 1600 лм. Дело в том, что был изменен спектр светофильтров, благодаря чему в EH-TW5000 получилась более точная цветопередача. Опять-таки светофильтры, как и лампа E-TORL, являются ноу-хау Epson, что помогает ей «отстраиваться» от конкурирующих фирм, использующих ее матрицы. Совершенствование высокотемпературных (HTPS) неорганических матриц позволяет повысить разрешение, контрастность и другие важные характеристики получаемого изображения. Матрица шестого поколения D6 дает возможность воспроизводить видео в Full HD (1920Пh1080 точек при 60 кадр/с). Уже объявлена флагманская модель EH-TW5000 с матрицей D7, которая в Full HD показывает уже 120 кадр/с. Зачем так много? Можно проследить аналогию с повышением развертки в ЭЛТ-мониторах. Если сигнал по-строчный с частотой смены кадров 24 Гц, то видеопроцессор HQV Reon VX делает из него четыре кадра, дорисовывая недостающие. По замыслу производителя это улучшает плавность воспроизведения видео. В случае с чересстрочной разверткой сначала формируется последовательность кадров с построчной разверткой, а потом дорисовываются промежуточные кадры.

Впрочем, не только с помощью электроники удается повысить качество. Так, растянуть кино, записанное в формате 2,35:1, на матрицу с пропорциями сторон 16:9 несложно, но благодаря анаморфной оптике EH-TW5000 способен воспроизводить его в исходном формате.

Модели для бизнеса

Возвращаюсь к бизнес-моделям, составляющим примерно 75% рынка проекторов, чтобы констатировать массовый переход Epson на широкоформатные устройства (с соотношением сторон 16:9). Также заметно расширение линейки: выпущены проекторы для разных сфер применения — от ультрамобильных весом 1,7 кг до инсталляционных моделей, способных проецировать изображение в больших залах с расстояния до семи метров. Но больше всего меня поразило свойство проекторов Epson, не имеющее непосредственного отношения к изображению: все новые бизнес-модели можно отключать сразу, не ожидая охлаждения лампы, — продемонстрировано на EB-S6. Конечно, и в таких моделях применены некоторые из наработок, упомянутых выше, но пока им не требуется, например, высокое разрешение. Зато бизнес-модели в совершенстве овладели беспроводными соединениями. Так, технология Epson MultiScreen позволяет управлять 1—4 моделями с одного ПК. Можно переключаться между ними или задействовать несколько из них одновременно, заставив каждый проектор выводить свою часть картинки, создавая таким образом один огромный экран.

Новые территории

Что бы ни разработали японцы, но сборка проекторов, как и подавляющей части ИТ-продукции, происходит в Китае. Мне посчастливилось посмотреть, как функционирует завод в Шеньжене. Почему-то казалось, что увижу автоматизированное производство, — ан нет, большинство операций трудолюбивые китайцы выполняют своими руками. Особенно меня потрясло то, что вручную определяют место и правильное положение оптической системы (ее двигают до тех пор, пока на экране не возникнет правильное изображение), а также то, что ее… приклеивают. Оказывается, это быстрее и даже надежнее: ничто не открутится и не испортит картинку.

Большой объем ручной работы обусловлен и конструкцией отдель-ных компонентов. Так, блок из матрицы зеркал и призм собран в POP-блок (prism-on-panel), а объективы поступают в готовом виде. Сейчас используются линзы сторонних производителей, но в будущем году компания Epson планирует делать их сама.

Работа оптической системы проверяется не только на стадии сборки, но и у готовых проекторов. Из 8000 устройств, собираемых за день, около 4% проходят контроль перед упаковкой. Чем дороже серия, тем больший процент моделей проверяют и настраивают перед отправкой с завода.

Не преминул я порасспросить и о жизни китайских рабочих. Зарплата в 150 долл. осталась в далеком прошлом, теперь сотрудники получают аж вдвое больше. Кстати, большинство операций на стадии сборки требуют повышенного внимания, и, видимо, поэтому рабочие места занимает только молодой персонал — нужно иметь очень хорошее зрение. Не забыты и лозунги, призывающие к бдительности. В общем, типичная картина для сборочных цехов, и скорее всего такой она и останется в ближайшее время, поскольку зарплаты в Китае растут медленно. Чтобы увеличиться на 150 долл., им понадобилось больше пяти лет!


Принципы работы технологии 3LCD

Схема работы проекторов с технологией 3LCD:1 — свет от лампы проектора; 2 — дихроичное зеркало;3 — полупрозрачные зеркала; 4 — блок призм с ЖК-матрицами; 5 — полностью отражающие зеркалаСвет 1 от лампы проектора попадает на первое дихроичное зеркало 2, где разделяется на красную и зелено-голубую составляющую, последняя затем на полупрозрачном зеркале 3 разлагается на зеленую и синюю. Таким образом, исходный спектр лампы раскладывается на три базовых цветовых компонента. После отражения от зеркал 5 все они падают на блок 4. Там каждый из них проходит через ЖК-матрицу, формирующую нужное для него изображение. Потом эти компоненты собираются призмой в единый пучок, вырывающийся на волю из проектора. Картинка готова.

Шоу-рум. Epson EH-TW5000

Epson_EH-TW5000Осенью удалось увидеть несколько новых «домашних» моделей Epson. А картинку с флагмана, EH-TW5000, так и вовсе выводили параллельно с конкурирующими проекторами. Причем организаторы позволили покрутить настройки, дабы убедить в их оптимальности для всех моделей. Больше всего меня поразило то, что на моделях, созданных по 1-матричной DLP-технологии, заметен цифровой шум — зеркала дрожат. Хотя сетка на изображении у проекторов Epson виднее, чем у Sony, но на расстоянии 2 м она уже не бросается в глаза. А вот качество картинки в целом и глубина черного цвета у EH-TW5000 впечатлили. Для объективной оценки надо провести тщательное тестирование, но даже предварительный просмотр свидетельствует о том, что теоретические недостатки 3LCD-технологии успешно устранены с помощью дополнительных ухищрений типа технологии Deep Black.