В.В. Воеводин, Вл.В. Воеводин
Энциклопедия линейной алгебры. Электронная система ЛИНЕАЛ
СПб.: БХВ—Петербург, 2006. 544 с.: ил.
Книгу, о которой пойдет речь, издатель — компания «БХВ—Петербург» — определил как учебно-методический комплекс по линейной алгебре, имеющий в своем составе собственно книгу, компакт-диск для работы на ПК и интернет-версию. Что явилось побудительной причиной для представления данного образовательного продукта читателям «Мира ПК»?

Во-первых, среди читателей журнала весьма значительную долю составляют учащаяся молодежь и выпускники вузов, которые сталкиваются с вычислительными задачами, использующими методологию линейной алгебры, и, следовательно, иметь под рукой, т.е. на своем ПК или доступной в Интернете, подобную книгу весьма полезно.

Во-вторых, следует иметь в виду, что продукт подготовлен отцом и сыном Воеводиными, специалистами высочайшей квалификации. Валентин Васильевич, математик, академик РАН, крупный специалист по вычислительным методам линейной алгебры, автор многих книг, как монографий, так и учебников, несколько десятилетий преподавал в МГУ им М.В. Ломоносова. Владимир Валентинович, ученый широкого профиля, член-корреспондент РАН, окончил факультет вычислительной математики и кибернетики того же университета, и его научные интересы лежат в области параллельных вычислений.

В ЛИНЕАЛе — так называется эта электронная система — они предложили интересную методологию современного образовательного продукта, объединяющую традиционную, электронную и дистанционную формы обучения и применимую, по мнению авторов, не только к предметным областям, относящимся к математике, но и ко многим другим, в том числе и гуманитарным. Поэтому автор данной заметки настоятельно рекомендует интересующимся современной методологией обучающих продуктов на базе ИТ ознакомиться по крайней мере с предисловием, где Воеводины, касаясь мотивации к написанию книги, излагают свои взгляды на то, какими должны быть подобные продукты.

Представим кратко в виде основных посылов методологию, которой придерживаются авторы ЛИНЕАЛа. При выборе модели данного продукта они исходили из представлений о традиционной математической литературе: ее отличает внимание к содержанию материала, его структуре и возможным способам освоения всего того, что в ней изложено. Таким образом, важно, чтобы предметная область, отражаемая в модели продукта, была в определенной мере наполнена, структурирована в зависимости от целей его использования и позволяла эффективно осваивать знания, содержащиеся в наполнении модели предметной области. Авторы ЛИНЕАЛа на основе детального анализа книг и курсов по линейной алгебре, читавшихся и читаемых в вузах, предложили не только базовый набор понятий и фактов для описания модели предметной области «линейная алгебра», но и установили необходимый по полноте и причинно-следственным связям набор фактов, определяющих ее содержательную полноту. Набор понятий и фактов, а также выбор целей позволяют построить структуру соответствующего лекционного курса или необходимую цепочку фактов для освоения вычислительного метода или овладения методологией доказательства интересующего вас факта из линейной алгебры.

Написанный более 20 лет назад В. В. Воеводиным справочник по линейной алгебре пользовавался большой популярностью у студентов, изучавших этот предмет, что подтолкнуло авторов ЛИНЕАЛа к мысли о создании программной системы, поддерживающей процесс освоения нового материала на новой методологии.

Они выбрали взгляд на линейную алгебру с векторно-матричных позиций, что определило не только набор фактов, но и связи между ними. Таким образом, структуру предметной области «линейная алгебра» можно представлять в виде причинно-следственного графа, описание которого позволило не только структурировать знания в предметной области, но и предложить их представления в виде книги и в виде базы знаний в электронной форме, в том числе и с сетевым доступом. Теперь в традиционной книге можно более эффективно отслеживать связи между понятиями и фактами, что углубляет усвоение знаний о предмете.


Полную версию статьи см. на «Мир ПК»-диске.