Вам приходилось когда-нибудь стоять в пробках? Если да, то вы меня поймете. Как-то застряли мы с приятелем в очередной раз на МКАДе, время идет, на занятия в университет опаздываем. Слышим шум, подняли головы — а над нами вертолет парит. И размечтались мы: хорошо бы машина была с пропеллером. Так захотелось нам оторваться от полотна дороги, взмыть вверх, к солнышку, и поплыть над потоком машин, обгоняя черные мерседесы с мигалками. Но, увы, безжалостная сила тяжести намертво придавила нас к асфальту. Стояли мы, стояли... И вспомнилось нам, что дома, где доступ коммутируемый, предоставляемый «МТУ Интел», также все стоит. Уже три недели ни отправить, ни получить электронную почту не могу, в ящике больше сотни писем скопилось. В общем, аналогичная ситуация: и тут пробки, и там пробки. Ведь не зря же американцы и поток автомобилей, и поток данных по сетям назвали одним словом — «трафик». Положим, появление пропеллера у моей машины в обозримом будущем — событие маловероятное. А вот нельзя ли снабдить «пропеллером» поток данных в Интернете, чтобы он не тормозился, перемещаясь по старой меди из области, где я живу, в Москву, или хотя бы внутри столицы сетевые «пробки» разгрузить? Что же способно помочь оторваться от проводов и взмыть в воздух? Ответ — беспроводные технологии. Мы уже писали о том, что все они, и в частности технология WiMAX, могут дать пользователю («Мир ПК», №11/06, c. 92). А сейчас рассмотрим их практическое воплощение. Так, компания «Синтерра» предоставляет в Москве доступ по технологии Pre-WiMAX. А поскольку лучше всего получать информацию из первых рук, то я решил встретиться с Александром Ильиным, техническим директором этой компании, беседа с которым и была положена в основу данного материала.

Немного истории: от безразличия к сотрудничеству, от единичного — к массовому, от крупного — к мелкому

«Для операторов всех времен и народов в условиях рынка самое важное и трудное — привлечь клиента и удержать его, — полагает Ильин. — Тот, кто имеет клиентов, имеет доход. Если ты дошел непосредственно до потребителя, продаешь ему cервис без посредников, то, значит, получил стабильный бизнес».

Обратившись к прошлому, увидим, что из-за ограниченности сетевой инфраструктуры основным поставщиком, предоставляющим, например, услуги телефонии, были городские сети, а владело ими государство. Естественно, в условиях монополизма одна телекоммуникационная инфраструктура предназначалась как для юридических, так и для физических лиц. Три дня уходило на рассмотрение заявки, претензий же предъявлять было не к кому, а ведь пока телефон не функционировал, бизнес стоял.

Игроки, приходящие на рынок предоставления услуг связи, понимали, что так работать нельзя. Однако прокладывать медные линии было неэффективно из-за технологических ограничений, поэтому они стали строить волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). И здесь альтернативные операторы столкнулись с организационно-разрешительными трудностями. Порой дело доходило до того, что они предпочитали создавать собственные подземные коммуникации, а не получать разрешение на прокладку кабеля в существующей канализации. Практика работы, отметил Ильин, показала, что бесчисленные службы коммунального хозяйства, с которыми нужно было все согласовать, хотят решить собственные задачи за счет провайдеров.

А если запланированные к подключению в сеть районы были значительно удалены от существующей телекоммуникационной инфраструктуры компании-оператора, дополнительные затраты возрастали. По оценке Александра, сейчас прокладка 1 км ВОЛС обходится оператору примерно в 10 тыс. долл. И хотя сам кабель дешевеет, стоимость работ растет. В результате стали возникать ситуации, когда строительство ВОЛС становилось слишком продолжительным или экономически нецелесообразным. Поэтому на смену решениям на основе ВОЛС и в дополнение к ним пришли радиотехнологии. Первоначально они использовались именно для замены волоконно-оптических линий, поскольку большие антенны обеспечивали широкий канал с высокой пропускной способностью, но по карману они были только очень крупным компаниям. Стоимость установки таких систем, скажем радиорелейных, составляла около 30 тыс. долл. — соединение точка—точка на расстоянии 30—50 км. И несмотря на то что зачастую эти решения оказывались более экономичными, чем базирующиеся на ВОЛС, они все же имели определенные недостатки, как-то: влияние погодных условий, получение разрешения на частоты, ограничения на мощность передатчика. И потому для защиты такого решения требовалось около полугода. На практике же операторы или системные интеграторы обычно поступали так: строили и проверяли сеть в тестовом режиме, а параллельно оформляли бумаги, необходимые для ее легализации. А если оператор или крупная компания-клиент желали затем данную услугу предоставлять на массовом рынке, все упиралась в последнюю милю. Ведь чтобы окупить затраты и получить прибыль, приходилось назначать такие суммы, платить которые в основной своей массе малые офисы зачастую были просто не готовы.

Шло время, возникали новые альтернативные операторы, конкуренция обострялась, постепенно разобрали всех крупных клиентов, и в результате стали появляться решения, направленные на средних и небольших. Александр Ильин привел такой типичный пример. Сначала предполагалось, что передается поток на 40—50 Мбит/c, но потом он был распределен на тысячу клиентов. Вероятностный фактор использования по теории массового обслуживания позволяет сделать вывод, что с каналом в 2 Мбит/c могут эффективно работать пять клиентов. Это и окупает принятое решение. Также оно становится интересным и для потребителей, ведь 300 долл. за канал распределяются уже на пятерых пользователей. Диалектика развития, пояснил Ильин, здесь такова: cначала операторы борются за самых крупных клиентов, затем за средних и, наконец, за мелких. «Всего года два назад, — вспоминает он, — мы не подписывали договоры на сумму меньше 1 тыс. долл. А теперь активно боремся за тех, кто платит 200 долл. в месяц».

Руководство «Синтерры» считает, что операторам доступа в Сеть надо идти на рынок малых и средних предприятий, поскольку это перспективно и здесь прослеживается аналогия с сотовыми операторами, уже прошедшими этим путем.

Pre-WiMAX и WiMAX: ждать или играть?

Почему все-таки компания «Синтерра» сделала свою сеть на основе Pre-WiMAX? Может быть, стоило подождать принятия стандарта и сразу создавать ее на базе WiMAX? Действительно, всегда есть два варианта: либо ждать, когда закон примут, а потом его исполнять, либо произвести превентивные действия. «Синтерра» выбрала второе. Есть ведь такое понятие «закон в первом чтении». Пусть он пока не утвержден, но общее направление уже задано и можно начинать работу, так как известно, что основа скорее всего останется неизменной. Вот и производители оборудования WiMAX также не стали дожидаться, когда будут окончательно приняты стандарты, тем более что у каждой страны есть своя специфика. Так, если в США развиваются сети c диапазоном 2,5 и 2,7 ГГц, то в Европе — 3,5 и 5,6 ГГц, а оборудование разрабатывается с учетом определенного свободного частотного диапазона.

Выбор оборудования: что есть, то и берем

У того, кто начинает первым, больше шансов на успех, но и риск больше. Когда в начале 2005 г. «Синтерра» задумалась о создании своей сети, выбирать на рынке было особо не из чего. Новое оборудование Pre-WiMAX предлагала только американская компания NextNet, а у их конкурента Alvarion подобная аппаратура появилась лишь год спустя. И понятно, что если «Синтерра» в ноябре-декабре 2005 г. начала подключать первых клиентов в тестовом режиме, то уже с мая 2005 г. оборудование Pre-WiMAX активно тестировали в лабораториях самой «Синтерры». «В момент старта данного направления бизнеса никто другой нам эту аппаратуру просто не смог предложить», — вспоминает Ильин. В России существует три основных диапазона частот для беспроводного широкополосного доступа: 2,5—2,7, 3,5—3,7 и 5,6—5,8 ГГц. Разрешение на частоты 2,5—2,7 ГГц «Синтерра» уже имела, а именно на этой частоте и работают сети в США, для которых и выпускает оборудование компания NextNet. У европейских же и израильских производителей разрешенный диапазон — 3,5—3,7 ГГц, и только недавно руководство Аlvarion заявило о намерении выпускать оборудование для 2,5—2,7 ГГц.

Плюс к тому коммерческие сети Pre-WiMAX на базе аппаратуры NextNet уже успешно функционировали в Мексике, Бельгии, США и Канаде, так что определенный кредит доверия к ней уже существовал.

Впрочем, и сейчас-то ситуация не слишком-то изменилась. Ильин рассказал, что на выставке «Инфоком» к стенду его компании подходили по семь-восемь производителей, предлагающих оборудование WiMAX. Однако в ответ на предложение: «Отлично! Завтра приносите» — следовало, что предоставить его на тестирование они смогут только в первом квартале 2007 г.

Забота оператора: переход с Pre-WiMAX на WiMAX

И чем все же Pre-WiMAX отличается от WiMAX? Главное — тем, что для первого класса устройств не обеспечивается совместимость оборудования. Правда, сейчас производители активно работают над созданием оборудования WiMAX, где эта проблема будет устранена.

К тому же они понимают, что самое важное для клиента — совместимость с установленными у него оборудованием и системами, иначе говоря, все наработанное в предыдущих версиях данной системы должно работать и в новой.

«Понимая это и отдавая себе отчет в том, что у нас оборудование Pre-WiMAX, а не WiMAX, — разъяснил Ильин, — мы наше оборудование не продаем, а предлагаем клиентам в составе услуги. Конечно, проще было бы продать оборудование Pre-WiMAX, а через три года предложить WiMAX. Однако мы стремимся сохранить доверие потребителя». Действительно, лучший способ борьбы за клиента — учет его интересов. Следовательно, за смену оборудования и совместимость отвечает оператор, а клиент лишь приобретает услугу с новым качеством при переходе с Pre-WiMAX на WiMAX.

Повсюду: и в центре, и в отдаленных регионах

Когда в наших статьях рассказывается о новых технологиях и продуктах, то иногда получаем отклик от читателей: ну, это есть только у вас в столице, вряд ли когда-нибудь в нашей глубинке появится. Помнится, так же относились и к сотовой связи, а потом и к доступу в Сеть по АDSL. Однако жизнь показывает обратное: когда услуга востребована и имеет приемлемую цену, то она становится массовой и быстро распространяется по городам и весям. Так что хотя компания «Синтерра» и начала предоставление услуг с Москвы, она не собирается ограничиваться только столицей, тем более что и в других городах она имеет точки присутствия — собственные волоконно-оптические сети. Под брендом «Синтерра» объединились не только столичные компании «Комет», «РТКомм.РУ», «Телеком-Центр» и «Алсеан-Н», но и региональные операторы — челябинский «Комлайн» и «Волгодонск Телеком». «Синтерра» поставила себе цель стать независимым национальным оператором связи. Для реализации этой цели оператору важно иметь точки присутствия своей сети во всех экономически активных регионах страны. Именно для этого «Синтерра» строит свои магистральные сети. Ведь все хотят, чтобы им обеспечивали качественный сервис. И спрашивать его будут с того, кто данную услугу реализует и берет за это деньги, а не с местного субподрядчика.

За примерами далеко ходить не надо. До недавнего времени ваш покорный слуга был клиентом компании «МТУ Интел»1, платил ей и пользовался коммутируемым доступом в своем родном поселке Менделеево Московской области. Почему я выбрал именно «МТУ Интел»? А потому, что в те времена, а это был декабрь 1999 г., альтернатив просто не было — в Интернет можно было выходить только через модем в Солнечногорске с местным шестизначным телефонным номером, чтобы звонок был бесплатным. Зачастую модем был занят, скорость была невысока, а иногда и связь обрывалась. Потом в Солнечногорске установили новое оборудование на АТС, и связь стала более стабильной. Дозваниваться стало проще, и для обмена электронной почтой меня все это вполне устраивало. А переслать картинку, найти нужную статью и загрузить ее из Интернета я мог и на работе, благо канал выхода в Сеть там всегда был весьма широкий. Но где-то около года назад мой домашний Интернет работать перестал, все попытки выяснить в службе поддержки «МТУ Интел» причины этого оказались безуспешными. Я получал лишь один из двух ответов: «ваш скрипт виноват» или «провода плохие».

К своему удивлению, я обнаружил, что на участке от дома до узла «МТУ Интел» меня обслуживает компания «Роснет». Как я это выяснил, уже не помню, то ли девушка-оператор посочувствовала мне, узнав, что я научный редактор в журнале, веду раздел «Сети» и мне без Интернета не обойтись, то ли как-то сам. В службе поддержки «Роснета» оказались толковые специалисты, и теперь при проблемах со связью я обращался уже непосредственно к ним: они были немногословны, до них было легко дозвониться в любое время суток, да и перезванивали мне на местный номер, чтобы я не тратил деньги на «межгород». Трудно в это поверить, но никакой музыки, как в «МТУ Интел», и «наберите раз-два-три...-десять или дождитесь...» за два года я не услышал ни разу! Именно они перегружали при необходимости модем на узле в Солнечногорске и разбирались с трудностями, чтобы я мог снова работать с почтой. Но сейчас опять проблема со связью. И теперь я вместе со специалистами из «Роснета» уже месяц выясняю, на каком участке она возникла: на их или на «МТУ Интел». Правда, деньги я плачу в «МТУ Интел» и, по логике, от них-то и должен требовать качественного предоставления услуги. Очевидно, что если бы вся сеть была в одних руках — в моем случае у «Роснета», а не у «МТУ Интел», то работать было бы значительно проще. Извините за пространное отступление — просто наболело. Мой случай еще раз подтверждает, что лучше получать услуги из одних рук: тогда всегда знаешь, с кого спросить. К тому же стремятся и маленькие, и большие компании, например «Сэйлс».

Итак, вернемся к «Синтерре». Она намерена развивать услугу доступа по Pre-WiMAX и в тех регионах, где у нее есть точки сетевого присутствия. «В этом году, — заверил меня Александр Ильин, — мы предложим наши услуги в двух городах центральной России — Курске и Белгороде, не считая Москвы, и в будущем — еще в четырех».

Подключать — быстро, работать — просто, носить — легко

Если абонент берет в аренду комплект для использования внутри помещения, то специалисты «Синтерры» подключают его к сети Pre-WiMAX в течение трех дней, а если для установки вне помещения — в течение пяти. «На мой взгляд, это революция на рынке связи, — считает Александр. — Такого пока еще никто не предлагал». Данный сервис прежде всего полезен тем, кто часто переезжает с места на место, а также тем, кому необходимо обеспечить бесперебойную круглосуточную работу. Например, одним из первых проектов «Синтерры» стало подключение пунктов резервирования и продажи билетов «Аэрофлота», которые связаны ВОЛС. Если же связь нарушалась, то 5 мин хватало для перехода на каналы Pre-WiMAX, и работа продолжалась.

Абонентский комплект Pre-WiMAX весит 550 г, а его размеры 235х162х30 мм. Устройство можно носить с собой, чтобы прибегать к услугам скоростного доступа в Сеть и телефонии в любой точке зоны покрытия «Синтерры», представленной на карте.

Будучи абонентом сети, вы можете после работы привезти аппарат домой, поставить его на подоконник и продолжить трудиться — система поддерживает роуминг в пределах Москвы.

Расстояние от модема до базовой станции не должно превышать 3 км, хотя уже сейчас реализованы решения, работающие в условиях городской застройки на расстоянии до 14 км от базовой станции («Мир ПК», №11/06, с. 92). Просто при слабом сигнале абонентский модем в большей степени задействует ресурс базовой станции. Специалисты «Синтерры» производят расчет для каждой базовой станции, дабы определить, сколько абонентов надо к ней подключить, чтобы обеспечить оператору экономическую целесообразность, а клиентам — качественную услугу.

Экономика должна быть... грамотной

Рис. 1. Карта зоны покрытия «Синтерры» в Москве

Она должна быть не экономной, как говорили во времена застоя, а просто грамотной. «Свои решения мы принимаем, исходя и из экономических расчетов», — разъясняет А. Ильин. На рынке оборудования Pre-WiMAX цены у производителей разнятся. Так, некоторые из них предлагают более дешевые базовые станции, но тогда абонентские терминалы у них стоят дорого. Это решение скорее всего будет более интересно операторам из небольших регионов, ведь невысокая стоимость базовой станции привлекательна прежде всего для тех, кто разворачивает сеть с нуля. Правда, при этом очень важно правильно спрогнозировать число подключений, ведь если вместо предполагаемых 3 тыс. окажется 100 тыс. абонентов, то и доля стоимости абонентского оборудования в общих затратах на сеть будет существенно выше, и, значит, целесообразнее выбрать более дорогие и мощные базовые станции.

Первые шаги по созданию сети потребовали от «Синтерры» весьма серьезных финансовых вложений. Зона покрытия в Москве, представленная на карте, обошлась ей в 3 млн. долл.

Самым сложным в процессе создания сети было получение разрешений на установку базовых станций, согласование мест их размещения и подключения к сети питания, т.е. решение не технических, а организационных вопросов. «Нам нужен оперативный ответ: да или нет, — подчеркнул Александр. — Если нет, мы пойдем в здание рядом, и это не слишком изменит общую картину покрытия, ведь оборудование Pre-WiMAX работает вне зоны прямой видимости и его совсем не обязательно устанавливать на Останкинской телебашне». Но вот как раз быстро получить разрешение или отказ оказалось довольно проблематично. Почему так происходит, все операторы хорошо понимают, а пользователей это в принципе не должно волновать.

Определенным сдерживающим фактором для самой «Синтерры» является относительно высокая стоимость абонентских комплектов у производителей оборудования. Ведь всю технику для сети Pre-WiMAX «Синтерра» приобретает в собственность, а вот пользователям предлагает ее уже на условиях аренды. И потому важно правильно спрогнозировать число подключений с тем, чтобы обеспечить окупаемость проекта.

Александр Ильин отметил, что теперь, когда, несмотря на все трудности, сеть развернута, темпы роста абонентской базы его радуют. В компании идет постоянная работа по обработке заявок, причем выдерживать заявленные сроки при таком потоке подключений за три—пять дней оказалось весьма непросто.

Что дает внедрение Pre-WiMAX?

«Мы нацелены на средний и малый корпоративный сегмент рынка, — подчеркнул Ильин. — На тех, для кого системы на основе проводной связи просто не существуют или слишком дороги, а также на тех, кто пока не определился, насколько долго будет занимать арендованный офис».

Решение на базе Pre-WiMAX дает среднему и мелкому бизнесу мобильность, стоит сравнительно недорого, позволяет быстро развернуть и подключить офисную сеть.

«Синтерра» активно предоставляет услуги клиентам, находящимся в больших бизнес-центрах. Практика показывает, что провайдер, первым захвативший и подключивший к Сети бизнес-центр, конкурента туда уже не пустит ни под каким предлогом. Так что возможности альтернативного подключения и выбора провайдеров у компаний, оказавшихся в бизнес-центрах, практически нет. Получается своего рода микромонополизм, и потому цены за доступ в Сеть и телефонию здесь бывают просто драконовскими. «Синтерра» же предлагает таким клиентам воспользоваться ее услугами, причем в необходимом им объеме. Главное — здесь не нужно никаких согласований: поставил на стол модем — и работаешь. В результате многие компании, арендующие офисы в таких бизнес-центрах и не желающие переплачивать за доступ к Сети, прибегают к услугам «Синтерры».

Решение Pre-WiMAX интересно и для крупных клиентов, чей бизнес находится на стадии «быстрого старта». Положим, клиенту прокладывают оптику, но реально строительство волоконно-оптической сети может длиться от 40 дней до двух и более месяцев. Работать же начать нужно прямо сейчас. Это можно обеспечить, создав на основе модемов беспроводную сеть Pre-WiMAX. А когда будет построена ВОЛС, от беспроводного варианта можно отказаться или оставить его в качестве резервного. «Поэтому у нас много запросов от операторов, желающих использовать Pre-WiMAX для последней мили, — объясняет Александр. — Ведь есть клиенты, для которых важнее не денежные затраты, а время. А технологии Pre-WiMAX позволяют получить связь через три—пять дней».

Если говорить о госсекторе, то здесь важнее всего проблемы криптографической защиты и шифрования передаваемых по сети данных («Мир ПК», №2/02, с. 70, №5/02, с. 86, №3/03, с. 100). Клиентам «Синтерры» предоставляется услуга VPN — организация виртуальной сети для обмена трафиком по защищенным каналам. Но вопросы криптозащиты клиент решает сам. Эта компания ведет несколько проектов для государственных бюджетных организаций. Однако в этом секторе, как отмечает Александр Ильин, возникает еще одна проблема — платежеспособность клиента. Есть проекты и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Там нужно постоянно следить за исправностью лифтов, сейчас повсюду устанавливают видеодомофоны, счетчики электроэнергии, горячей и холодной воды и т.д. Перед коммунальщиками встает важная задача: как всем этим хозяйством эффективно управлять? Для этого необходимо обеспечить передачу по сети всех данных от датчиков в центральные диспетчерские. Однако служба ЖКХ готова покупать услугу лишь в том случае, если ежемесячный платеж с точки не превысит 8 долл. И хотя объем трафика здесь будет незначительный, окупаемость таких проектов может быть достигнута лишь за счет большого числа подключений, порядка нескольких тысяч. А сейчас минимальная ежемесячная плата за безлимитный доступ в Интернет при скорости 64 кбит/с у «Синтерры» составляет 85 долл.

«О массовом подключении домашних пользователей говорить еще рано, — считает Ильин. — Это пока довольно дорого, хотя единичные подключения уже есть». Мониторинг рынка показывает, что для физических лиц при такой цене абонентского комплекта услуги Pre-WiMAX еще востребованы слабо: на сто корпоративных запросов на подключение приходится всего два-три запроса от физических лиц. Предоставление массовых услуг для физических лиц потребует изменения системы биллинга. Кроме того, «Синтерре» придется реализовать совершенно другую схему обслуживания и создать новые абонентские отделы. Все это приведет к изменению самой структуры компании, и потому обслуживание физических лиц руководство откладывает на перспективу.

Наибольшей популярностью у абонентов сети «Синтерры» пользуется широкополосный доступ в Интернет по безлимитным тарифам — к этой услуге подключены 85% клиентов, затем идут услуги телефонной связи — 27% абонентов и услуги VPN — 5%. Более 15% клиентов одновременно используют услуги доступа в Интернет и телефонии.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети», e-mail: mikeg@pcworld.ru.

Окончание в следующем номере.


Каждому — по потребностям

Александр Ильин — технический директор компании «Синтерра»

Есть правило: все новое, что появляется на рынке, — всегда очень дорого и круто. Так было с мобильными телефонами, TFT-мониторами, плазменными панелями. А WiMAX отличается тем, что эта новейшая технология «крутая», но не дорогая. Поясню это на примере. Рассмотрим ситуацию, когда у вас небольшая компания — всего десять сотрудников — и вы решили воспользоваться услугами WiMAX.

Начнем с телефонии. Вам вполне хватит трех соединительных линий, т.е. три человека одновременно смогут вести разговор по телефону с внешним миром в вашем офисе. Следовательно, вам будет достаточно установить один модем с тремя телефонными линиями. Каждому можно дать либо персонифицированный номер телефона, либо предоставить один общий номер — с последующим распределением звонков.

Насколько активно вы работаете с Интернетом? Сотрудники все время находятся в режиме онлайн или выходят в Сеть периодически, чтобы получить или отправить почту? Если они работают в Интернете постоянно, вам подойдет безлимитный тариф, абонентская плата 115 долл. в месяц при скорости 128 кбит/с. Если вы просто активно работаете с почтой и вам хватает 300 Мбайт в месяц, то лучше выбрать помегабайтную тарификацию.

Вам нужен только телефонный номер? Тогда ежемесячная абонентская плата составит 40 долл. за городской номер с неограниченным количеством местных звонков.

Таким образом, ваши ежемесячные расходы на компанию из десяти сотрудников составят 40 долл. за единый телефонный номер и 115 долл. за интернет-канал 128 кбит/c. Плюс единовременный установочный платеж за услугу подключения к Сети. Сейчас он составляет от 250 долл., если нужен только удаленный доступ, и 450 долл. при одновременной установке Интернета и телефонной линии. При этом клиент получает абонентское оборудование.

Александр Ильин