Иногда приходится слышать заявления о том, что программа Adobe Photoshop не подходит для рисования и с ее помощью можно только ретушировать и обрабатывать изображения. Не будем вдаваться в причины, приводящие к подобным умозаключениям, но скажу так: программа Adobe Photoshop — самый мощный инструмент для обработки и создания растровых изображений, а начиная с версии 6.0 значительно расширены ее возможности по обработке векторных изображений. Ну а те, кто досконально знает данный продукт и умеет рисовать, работают с Adobe Photoshop как с мощным инструментом, создавая любые картины, будь то портреты или пейзажи, а при желании — даже фильмы, воспроизводя кадр за кадром. О некоторых приемах рисования и пойдет речь в этой статье.

Создание своей кисти

Кистями в Adobe Photoshop, как и во многих других графических редакторах, называют не только сам инструмент Paintbrush («Кисть»), но и все кисти-образцы, входящие в библиотеку (Painting brush), к которой обращаются большинство инструментов рисования, включая ластики, штампы и др. Причем Photoshop предлагает достаточно широкий набор кистей, но программа позволяет создавать и свои образцы, задавая их размеры, жесткость, форму, шаг... Помимо того, для кисти можно устанавливать и некоторые другие свойства, такие как изменение размера или прозрачности в процессе рисования, плавность перехода от одного цвета к другому. Все эти эффекты могут быть назначены одновременно. Такие кисти удобно использовать для рисования языков пламени, травы и т. п. Создавать их достаточно просто. Так, чтобы указать образцу кисти переход цвета, сначала нужно выбрать цвет фона (Set Background color) и основной цвет (Set Foreground color). Далее в окне Brush Dynamics («Динамика кисти»), вызываемом нажатием на кнопку, имеющую вид кисти и расположенную в правой части панели инструментов, следует установить для параметра Color («Цвет») значение Fade («Постепенное исчезновение») в пределах от 5 до 50 шагов, а если необходимо, то и более высокое. Обычно для образцов кистей со значительными размерами подходят более низкие значения Fade, чем для более мелких (рис. 1).

Рис. 1. Элементы управления кистями

Если вы хотите изобразить языки пламени, то выберите желтый для основного цвета и красный — для фона, а затем в окне Brush Dynamics установите изменение прозрачности (Fade) и размера кисти. Чтобы усилить эффект, нужно задать для Opacity («Непрозрачность») около 70% при рисовании «Кистью» или «Карандашом», а для «Аэрографа» - изменить значение Pressure («Давление»).

Кисти можно придать любую форму, например, сделать ее в виде человека, животного, листа, пучка травы или даже просто подписи. Укажите нужный вид кисти, выделите ее и скопируйте командой Copy («Копировать») или комбинацией клавиш +C. Создайте новый документ. Photoshop автоматически запомнит размеры скопированного документа и по умолчанию предложит использовать их при создании (по команде меню File?New) нового. Тогда размеры полученного документа и кисти будут соответствующими. Затем командой Paste («Вставить») или комбинацией клавиш +V вставьте изображение будущей кисти в документ. Далее командой меню Edit?Define Brush («Редактирование? Установка кисти») можете ввести его в библиотеку кистей программы. Чтобы и в дальнейшем пользоваться такой кистью, сохраните ее командой Save Brushes («Сохранение кистей»), открывающейся с помощью закладки Painting Brush. Кстати, документ с образцом новой кисти вам больше не понадобится. Есть и более простой способ организации промежуточного документа для кисти — с использованием инструмента Crop («Кадрирование»), который автоматически обрезает этот документ до указанного размера, после чего вы сразу же можете создать новую кисть командой Edit?Define Brush.

Штампы

При работе со штампом (Pattern Stamp Tool) предусмотрено применение готовых библиотек c образцами (Pattern), которые вы можете подготавливать и самостоятельно. Создаются образцы аналогично тому, как создаются кисти, но с помощью команды Edit?Define Pattern («Редактирование?Установка образца»). Можно создавать образцы с различными объектами, которые впоследствии пригодятся при рисовании. Это могут быть фрукты, огонь, вода, листья, трава, лица... Если при работе с «Кистью» («Аэрографом», «Карандашом») ее цвет нужно задавать и она обычно бывает либо одного цвета, либо с переходом от одного цвета к другому, то при использовании штампов получается изображение, ничем не отличающееся от используемого образца. Ну а в дальнейшем вид созданного изображения можно изменять, используя весь потенциал Adobe Photoshop.

Нетрадиционный способ рисования

В Adobe Photoshop допустимо рисовать и нетрадиционными методами. При одном из них используются инструменты Dodge («Осветлитель») и Burn («Затемнение»). Чтобы было удобнее работать, можно переключаться между ними, нажав клавишу . Для создания метода изображения нужно выполнить следующее:

  • подготовить для работы материал, например, залитый указанным цветом слой;
  • нарисовать картинку с помощью инструментов Dodge и Burn;
  • отсечь ненужные элементы.

Прежде чем начать рисовать, создайте новый документ и залейте его определенным цветом. Проще обрабатывать слой, что, впрочем, скорее желательно, чем обязательно. Далее выберите довольно большую кисть с учетом размера документа и установите для нее значение Exposure («Экспозиция», «cтепень воздействия»), равное 10-30%. Чем меньше значение Exposure, тем точнее результат, но и тем выше затраты времени. Осветляя и затемняя различные области, можно придать «объем» различным элементам создаваемой фигуры. После создания основы рисунка переходите к более тонкой работе, для чего выберите кисти меньших размеров, чтобы придать фигуре детали, характерные для задуманного персонажа. Глаза, ноздри, губы, другие черты лица по мере обработки рисунка будут приобретать более явственные очертания и в конце концов их вид будет соответствовать вашему замыслу. Но на этом работа не закончена - от заливки остались ненужные участки. Удалите их одним из ластиков или каким-либо инструментом выделения. Например, если вы выбрали Lasso («Лассо») либо Magnetic Lasso («Магнитное лассо»), то обведите с их помощью созданную вами фигуру, далее командой меню Select?Inverse («Выбор?Инвертирование») обратите область выделения и, нажав на клавишу , удалить лишние области. На стадии завершения действуйте очень осторожно и точно, и если у вас нет достаточного опыта, то можете подкорректировать свою работу инструментом Smudge («Палец»). Он также поможет вам отретушировать изображение там, где нарушается целостность картинки, и убрать ненужные участки изображения. Края рисунка можно редактировать при параметре Pressure, равном 100%, а когда будете обрабатывать его внутренние области, это значение следует уменьшить до 30—50%. Учтите: величину кисти для инструмента Smudge следует увязывать с областью редактирования.

Кстати, не только начинающему художнику, но и опытному мастеру могут пригодиться палитра History («История») и доступная из ее меню команда Create New Snapshot («Создать новый снимок»). Создавая снимки, можно запомнить состояние рисунка в процессе его изготовления и в любой момент, независимо от количества выполненных действий, вернуться к этому состоянию через палитру History, что поможет избежать ошибок.

Рис. 2. Этот персонаж создан с помощью инструментов Dodge и Burn

Когда на рисунке останется лишь задуманная фигура, то можете вставлять ее и в другие документы (рис. 2), а также изменять в размерах, поворачивать и искажать с помощью команд трансформации Transform («Преобразование») и Free Transform («Свободное преобразование»). Если потребуется, то подкорректируйте и измените цвет изображения, используя диалоговые окна, вызываемые командами меню Image?Adjust?Color Balance («Изображение? Корректировка?Цветовой баланс») и Image? Adjust?Hue/Saturation («Изображение?Корректировка?Цвет/Насыщение»). Команда Brightness/ Contrast («Яркость/Контраст») из этого же меню позволит получать необычные рисунки с высокими значениями контраста, напоминающие изображение в свете инфракрасных лучей.

Иногда возникает вопрос: как быстро или как долго делаются рисунки в Photoshop? Описанным способом создается изображение довольно быстро, но все, естественно, зависит от его сложности и степени детализации, так что сам процесс может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Например, персонаж, приведенный на рис. 2, был создан в течение 15 мин.

Рис. 3. Adobe Photoshop позволяет «одевать» фигуры неожиданными способами

С помощью Photoshop, вы сумеете легко «одеть» нагого человека. Делается это следующим образом. Инструментом Lasso («Лассо») выделите отдельные элементы фигуры и «окрасьте» их, применив команды Image?Adjust? Color Balance или Image? Adjust?Hue/Saturation. Если вам сложно работать с инструментом выделения, то можете выполнить подобную работу инструментом Freeform Pen Tool («Ручка свободного рисования»), скорректировать полученный контур инструментом Direct Selection Tool («Прямое выделение») и затем превратить созданный контур (Path) в область выделения. Это можно выполнить с помощью подменю, вызываемого правой кнопкой мыши, в том случае, когда вы работаете с одним из указанных выше инструментов (Pen или Direct Selection Tool) или с помощью палитры Path. Удалить контур (после того, как он преобразуется в границы области выделения, он становится ненужным) можно с помощью все того же подменю, вызываемого правой кнопкой, и палитры Path. На рис. 3 представлено, как преображается картинка, когда путем последовательных действий женский персонаж «одевается» в бикини.

Тем, кому трудно рисовать с помощью мыши, можно рекомендовать графический планшет.

Маленький секрет

Позвольте поделиться следующим секретом. Многослойные изображения в формате PSD могут занимать на жестком диске от нескольких единиц до десятков мегабайт. Конечно, если работа над проектом закончена, можно объединить все слои и сохранить картинку в формате PSD, TIF или более компактном, например JPEG. Но если вы решили продолжить работу с рисунком и сохранить именно многослойное изображение, то можно уменьшить объем копируемого файла, проделав следующее. Создайте еще один (пустой) слой, поместите его на передний план рисунка и, залив любым цветом, сохраните в таком виде как документ. Странный факт: при этом размер файла способен уменьшиться раза в полтора. При открытии документа рисунок будет иметь неприглядный вид (однотонную заливку), но пусть вас это не пугает, ведь вы всегда сумеете отключить вид переднего слоя.

В конце все же уточню, что арсенал Photoshop не ограничивается описанными средствами рисования, и любознательный пользователь откроет для себя множество интересных возможностей.

ОБ АВТОРЕ

Виктор Солодчук — автор книги «Создание анимационного фильма с помощью компьютера», которая выйдет в издательстве «Русская редакция» осенью текущего года. Фрагменты из нее послужили основой для этой статьи.