В. Дьяконов, Ю. Новиков, В. Рычков Компьютер для студента
«Питер», 2000. 592 с.: ил.

Всем, погружающимся в изучение информационных технологий, — так можно обозначить читательский адрес новой книги, выпущенной издательством «Питер». И хотя она называется «Компьютер для студента», ее авторы справедливо полагают, что издание будет полезно всем, стремящимся самостоятельно войти в этот круг проблем. Тем не менее использование ПК именно в учебном процессе — стержень данной книги. Время, потраченное на ее освоение, сторицей вернется, когда понадобится оформить реферат, лабораторную работу или другие задания.

Данная книга представлена в серии «Самоучитель» и состоит из двух частей. Первая содержит сведения о работе с текстовой и числовой информацией, рассказывает, как пользоваться электронными словарями и системами автоматизированного перевода, а также «погружает» в среду Internet.

Работа с текстами описывается на примере действий в редакторе Word 2000, хотя упоминаются и два других — WordPad и Блокнот из стандартных средств операционной системы Windows. Основные этапы работы с текстами — от подготовки собственно документа до его включения в автоматизированный процесс (редактирование) снабжены авторскими ремарками «Примечание», «Совет» и «Внимание». Это очень верно с методической точки зрения и помогает быстро освоить возможности текстового процессора. В качестве шаблона текстового документа читателю предложен реферат, и подробно описана работа с ним. Можно смело утверждать, что прочитавший данную книгу студент будет в состоянии оформить любую серьезную работу, содержащую кроме текста графику и формулы.

В следующей главе можно узнать, как работать с числовой информацией. В качестве инструмента в ней выбрана электронная таблица Excel 2000, что позволяет обучиться основным навыкам действий с таблицами числовых данных и многому другому.

Вместе с тем необходимо заметить, что по мере удаления от первых страниц книги авторы ослабляют методическую помощь, и текст становится более декларативным.

Признавая, что студенты в большинстве своем уже знакомы с Internet хотя бы в первом приближении, авторы посвятили отдельную главу современным представлениям об информационном пространстве, истории создания Сети, наполнении, условиях работы и его необычайной притягательности. Эту главу можно рекомендовать как сугубо ознакомительную. Жаль, что авторы опустились до уровня сленга (например, «Яха» вместо Yahoo) и не пошли дальше повторения расхожего мнения: «В толково заданном вопросе содержится половина ответа». Гораздо важнее было бы пояснить, как толково построить этот самый вопрос, или уж, на худой конец, предупредить, что это далеко не тривиальная задача.

Представление о возможностях автоматизированного перевода с одного языка на другой и о работе с электронными словарями читатель получит на примерах продуктов Promt 98/2000 и ABBYY Lingvo 6.0. К сожалению, авторы не сделали должного акцента на зависимости эффективности работы переводческих систем от привязки словарей к предметной области и от того, учитываются ли уже переведенные тексты в качестве параллельных.

Вторая часть книги посвящена компьютерной математике и привлекает внимание читателя к таким системам, как Derive, Matchcad 2000, Maple VR5, Mathematica 4 и Mathlab 5.3. Интересно будет познакомиться со сравнительными характеристиками систем компьютерной математики (СКМ). Полезно также описание структуры универсальных СКМ. Вообще информация о СКМ весьма подробна и занимает более половины книги, но даже при такой добротной подаче материала отсутствует упоминание о том, что СКМ не содержат средств, помогающих ставить задачу, а имеющиеся лишь позволяют интерпретировать готовую постановку на языке пакета. Однако очень удобно, что авторы предварили свой рассказ о СКМ сведениями об аппаратной платформе, локализации (точнее, ее отсутствии), пользовательском интерфейсе и средствах работы с ними.

В целом книга оправдывает свое предназначение: по ней вполне можно самостоятельно изучать мир информационных технологий и даже стать в нем «своим человеком».

Г.И. Рузайкин