Моя рука соскальзывает в темноту и там, в таинственной глуби трухлявого бревна, натыкается на нечто холодное и желеобразное. И хотя разумом юного естествоиспытателя я отчетливо осознаю, что ничего опасного не обнаружу, рука вылетает обратно, а бешеный стук сердца и ощущение гадливости от прикосновения к чему-то противному еще долго не покидают меня. Конечно, жаб я совсем не боюсь, но особой радости от неожиданной встречи с ними вовсе не испытываю... Многие из нас могут вспомнить подобные эпизоды из своего детства, столь же мелкие по своей сути и столь же долго живущие в наших душах.

Что-то похожее ощутил я и совсем недавно, когда случайно «выплыл» из темных пучин Internet на вожделенный, как мне показалось, островок нужной мне информации. Нет, поисковая машина не ошиблась, нужные слова здесь действительно были, но то, как они подавались, оставило у меня малоприятные ощущения сродни тем, испытанным в детстве.

Я не говорю про порно или пропаганду национальной розни и насилия — это могут «отловить» и фильтры, которыми снабжены большинство поисковых серверов, и наш разум, с легкостью отсеивающий подобную информацию. Да и сами создатели подобных ресурсов обычно гордо рекламируют свои творения. А вот безвкусица и пошлость — понятия трудноформализуемые. Но именно их становится на просторах Сети все больше и больше, причем процесс этот особенно активизировался в самое последнее время вследствие бесплатной раздачи мест под Web-страницы.

И если западные страны, опережающие Россию в Internet-развитии, свято следуя принципам свободы, пока предпочитают не замечать опасности полной потери каких-либо культурных и нравственных ориентиров на просторах Сети (во всяком случае о каких-либо законодательных инициативах я до сей поры не слышал), то это вовсе не означает, что такая проблема отсутствует.

В отличие от этих стран, где нет столь основательного, как в России, всеобщего математического образования, позволяющего легко освоить Web-программирование, но есть воспитанное с пеленок убеждение, что сапоги должен тачать именно сапожник, а не любой желающий прославиться, у нас Web-мастером своей судьбы (читай — страницы) может стать чуть ли не каждый. Но ведь далеко не всякий обладает достаточным вкусом и чувством меры, совершенно необходимыми тем, кто хочет явить хоть какую-то информацию народу.

Да нет же, могут возразить мне уважаемые читатели, все совсем не так страшно, в Сети постоянно появляются новые узлы, посвященные художественным музеям, библиотекам и другим «очагам культуры». Это действительно так, но число доморощенных Web-мастеров расширяется неизмеримо быстрее. И если еще не появилось ПО для создания и поддержания собственных Web-страниц, которое не требует никаких знаний в области программирования, то наверняка мы его вскоре увидим. И тогда создать их будет столь же просто, как написать на заборе...

Так что же — долой Internet-свободы и да здравствует цензура? Признаюсь, хочется, хочется чего-то такого... Но, увы, маленькой цензурки не бывает, свобода либо есть, либо ее нет. И я ни в коей мере не поддерживаю попытки государства различными способами ее ограничить. Где же тогда выход? По-моему, его можно найти, и один из путей — создание обществ потребителей сетевой информации, в чем-то сходных с уже существующими обществами защиты прав покупателей. Они должны заниматься тем же делом — оберегать нас от некачественной «продукции», на основе отзывов посетителей выдавая страницам знаки соответствия общепринятым нормам. Об их отсутствии смогут сразу предупреждать поисковые машины. Несомненно, есть и другие пути. Давайте обсуждать. В стране с великими культурными традициями наверняка есть все возможности для того, чтобы сделать хотя бы российский сегмент Сети свободным от пошлости и безвкусия.

Главный редактор
Алексей Орлов