Нет сомнения в том, что это просто фантастическое место для установления деловых контактов, это блестящая витрина европейской игровой индустрии, и приемы здесь тоже неплохие.

CTW September 7th 1998

В начале сентября в Лондоне ежегодно проводится ECTS - крупнейшая европейская выставка компьютерных игр, мультимедиа-продукции и электронных развлечений. Она проходит в выставочном комплексе Кенсингтон Олимпия и традиционно собирает практически всех ведущих игроков европейского и мирового рынков, а объем заключаемых на ней сделок уже не первый год делает это шоу важнейшим событием в календаре большинства компаний, в том числе и российских.

Первое отличие EСTS 98 от всех предыдущих бросилось в глаза еще в Шереметьево. Так получилось, что большинство представителей российских компаний летели одним рейсом и на этот раз все были исключительно коммуникабельны, предельно доброжелательны и дружно предлагали друг другу сотрудничество и поддержку. Видимо, больно ударившему по нашей компьютерной индустрии кризису удалось свести к минимуму присущие российскому менталитету партизанские методы ведения бизнеса, что ранее казалось невозможным, а также сгладить имеющиеся между фирмами противоречия и личную неприязнь. Воистину, нет худа без добра!

Вдохновленные воцарившейся атмосферой всеобщего братства, киты российского издательства и дистрибуторства ("Бука", "ДОКА", "Коминфо", "КомпьюЛинк", "Логос", "Никита", "ElectroTECH") договорились по примеру классиков марксизма провести в Лондоне чрезвычайный (он же учредительный) съезд отрасли. И провели. Он открылся 5 сентября в 18 часов в Лондонском Сохо в пабе (ошибочно называемом в старых учебниках истории таверной) "Красный лев", том самом, где упомянутые выше классики трудились над "Коммунистическим манифестом". Немало удивляя местных завсегдатаев размахом кампании и периодическим накалом страстей, участники мероприятия подробно обсудили текущее состояние домашнего (не путать с британским!) рынка ПО, выработали общие правила поведения на внешнем, и решили продолжить взаимные консультации для выработки совместных мер по преодолению отраслевого кризиса в возможно кратчайшие сроки. Все достигнутые договоренности высокие стороны зафиксировали на бумаге. Было принято решение не предавать гласности в полном объеме составленный ими манифест, а распространить его основные положения среди всех участников рынка после доработки текста.

И теперь уже ничто не могло помешать нам работать на ECTS. Это и оказалось для нас первым отличием нынешней выcтавки от проводившихся ранее.

Начало

Второе отличие сей ECTS от предыдущих стало для нас очевидным, когда мы утром 6 сентября подошли к Олимпии. У дверей выставочного центра выстроилась длинная очередь, в которой стояли даже счастливые обладатели баджей-пропусков. Такого я не помню с начала 90-х, когда ECTS проводилась в сравнительно небольшом Islington Design Centre . Это вызвало некоторое тоскливое ощущение, которое, впрочем, скрашивали великолепный негритянский хор, распевавший поблизости от входа, и всевозможные ряженые, встречавшие публику уже на дальних подступах к Олимпии. Как оказалось позже, очередь смогла полностью рассосаться только ближе к five-o'clock.

Потратив почти час, мы достигли заветной зоны, где наши баджи все-таки сыграли свою роль. Гордо прошествовав мимо посетителей, ожидавших регистрации, мы проникли в зал. И здесь выяснилось (третье отличие) - выставка продолжила территориальную экспансию, захватив второй ярус добавившегося к Grand Hall в прошлом году зала National Hall.

И наконец, последнее впечатление: почти в центре большого зала высилась громада стенда Nintendo, о присутствии которого на прошлом ECTS уже порядком подзабыли. Зато на этот раз презентация игровой приставки N64 и игр для нее проходила на площади 100 м2, где были установлены 150 приставок N64 и 12 цветных аппаратов Game Boy. Посетители могли посмотреть и "потрогать" сегодняшние и грядущие хиты, включая лучшую игру года GoldenEye 007 и грядущий блокбастер Perfect Dark (бестселлер, который мгновенно достиг невероятного успеха, как, например, фильм "Парк Юрского периода" - Прим. ред.). Помогали им 40 стендистов и 180 человек коммерческого и обслуживающего персонала. Компания, ранее сосредоточенная на азиатском и американском рынках, своим присутствием на ECTS недвусмысленно дала понять, что отныне и Европа будет входить в сферу ее непосредственных интересов.

Если добавить к этому традиционно претенциозную в последние годы экспозицию фирмы Sony, потратившей, по оценке прессы, на свое присутствие на выставке и банкет на 3000 гостей свыше 1 млн. долл., то станет ясно, что гиганты индустрии игровых приставок предпринимают отчаянные попытки сдержать наступление на свои позиции стройных рядов игр для персональных компьютеров.

В нынешнем году на ECTS противоборствующую (но не нам!) сторону возглавили Intel и Microsoft (присутствие которых на этом игровом форуме в последние годы стало делом обычным), а также издательские гиганты Eidos, Infogrames, The Learning Company и Ubi Soft, поддерживаемые группой более мелких компаний. Отсутствовала, правда, экспозиция Electronic Arts, зато был представлен стенд компании "Никита".

Его величество Рынок

Сейчас еще больше, чем ранее, очевидна глубокая консолидация рынка компьютерных развлечений и мультимедиа. Общее количество его участников заметно уменьшилось в результате слияний и поглощения мелких или слабых компаний более крупными и сильными. За примерами далеко ходить не приходится. Вся компьютерная индустрия бурно обсуждает такие события, как приобретение издательским гигантом Electronic Arts последней крупной жемчужины из короны слабеющей и разваливающейся на глазах Virgin - Weswood Studios. Другими горячими новостями стали поглощение растущим монстром Eidos студий Crystal Dynamics и Mucky Foot, а также заключение компанией The Learning Company сделки на 420 млн. долл., которая привела к слиянию с Broderbund, почти сразу же после приобретения ею фирмы Mindscape. Компания The Learning Company (TLC), таким образом, продолжает свое превращение в один из крупнейших мировых издательских конгломератов с годовым объемом продаж, возросшим от 392,4 млн. долл. в 1997 г. до 750 млн. долл., ожидаемых по итогам 1998 г. Слияние с Broderbund выведет TLC на второе (после Microsoft) место в мире по объемам продаж среди издателей ПО. Не останавливаясь на достигнутом, TLC планирует в этом году преодолеть планку в 1 млрд. долл. Впрочем, у богатых свои причуды...

По прогнозам, содержащимся в распространенном на ECTS исследовательском отчете английского аналитического агентства Datamonitor о состоянии европейской индустрии электронных развлечений, общие затраты потребителей на электронные игры и интерактивные развлечения увеличатся от 5 млрд. долл. в 1998 г. до 6,2 млрд. долл. в 2002 г. Кроме того, отмечается, что безусловное восприятие потребителями мультимедийных ПК как необходимого аксессуара домашнего технического оснащения привело к бурному росту сегмента рынка игр для них. Несмотря на то что сами компьютеры по цене существенно превосходят игровые приставки, потребители отдают отчетливое предпочтение ПК, имеющим целый ряд функций, которым приставки просто не могут ничего противопоставить.

Сегодня игры на CD-ROM для компьютеров являются именно тем сегментом, за счет которого происходит развитие рынка. Прогнозируется, что к 2002 г. именно на нем будет сосредоточено 50% затрат покупателей на приобретение продукции индустрии интерактивных развлечений, на долю сетевых игр придется 4%, а приставкам и играм для них останется всего 46% рынка, что существенно меньше 74%, имевших место в 1998 г.

По оценкам Datamonitor, в ближайшее пятилетие сегменты рынка CD-ROM с обучающими и обучающе-развлекательными программами будут развиваться наиболее быстро - от 4 и 7% в 1997 г. до 9% каждый в 2002 г. соответственно. Растущий интерес к подобным продуктам пользователей домашних ПК, составляющих основную базу для расширения рынка CD-ROM, побудил даже Sony представить несколько обучающе-развлекательных продуктов для PlayStation. При этом она планирует уменьшить за те же пять лет долю игровых и информационных продуктов с 65 до 63% и с 14 до 12% соответственно.

Если предположить, что российский рынок CD-ROM все же справится с навалившимися на него внешними потрясениями и внутренними проблемами и выживет, то все описанные выше тенденции можно отнести и к нему, причем даже с усилением основных акцентов из-за очень ограниченной покупательной способности населения и определенной "дикости" дистрибуторского сегмента рынка. Впрочем, не исключено, что после выхода из состояния близкого к коме, наши дистрибуторы исчезнут на некоторое время, как самостоятельные участники рынка, а его структура будет напоминать ту, которая наблюдалась в 1994-1995 гг., когда отдельные разработчики и зарождающиеся издатели ("ДОКА", "Коминфо", "Компакт Бук", "Медиа Механикс", "Никита", "Стрелец") вынуждены были работать напрямую с продавцами и мелкими региональными дилерами, создавая этот самый рынок. Однако, хочется надеяться на лучшее!

Мы там

Выставка ECTS после прошлогоднего дебюта фирмы "Раглан", которая, правда, вскоре просто исчезла с рынка, уже не могла обойтись без стенда компании из России. На этот раз в качестве экспонента выступила фирма "Никита", ранее известная своими успехами в основном на отечественном рынке. На ее стенде крутились уже анонсированные в российской прессе новые игровые проекты, которые предлагались зарубежным издателям.

Вообще, по отзывам соотечественников, встреченных на ECTS, и представителей зарубежных фирм сложилось впечатление, что акцент в деятельности российских компаний на внешнем рынке сильно сместился от импорта (с целью локализации и издания в России западных разработок) в сторону экспорта, причем чаще всего наши фирмы предлагали не законченные проекты для издания, а хотели заключить контракты на создание новых проектов или доработку незавершенных. Это, видимо, естественная реакция на сегодняшнюю ситуацию на внутреннем рынке, где еще в самом начале весны прошлого года резко упали тиражи новых изданий в первую очередь из-за неправильной рыночной политики крупнейших дистрибуторов и неадекватной оценки ими состояния собственного рынка и своего поведения на нем. Это соответственно резко сократило доходы издателей и средства, выделяемые на разработки. Длительный летний спад и разразившийся осенний общий кризис российской экономики довели ситуацию до катастрофической. Обвал рынка оказался настолько глубоким, что многие компании переориентировали свои разработки, предназначенные для внутреннего рынка, на внешний, что в большинстве случаев потребовало глубокой переделки проектов и дополнительных затрат. В этих условиях у издателей и разработчиков не оставалось иного выхода, кроме как кинуться на поиски зарубежного источника финансирования или издателя. В этом смысле сложившаяся в 1998 г. ситуация напоминает имевшую место в 1994-1995 гг., когда внутренний рынок практически не функционировал, а те, кто реально работал на рынке "домашнего" ПО, практически все свои доходы получали от экспорта разработок.

Приведет ли такое развитие событий к массовому появлению российских продуктов на зарубежных рынках? К великому сожалению, нет. В условиях, когда мировой рынок мультимедиа, несмотря на расширение, испытывает своего рода кризис перепроизводства, шансы на успех остались лишь у единичных компаний, уже имеющих достаточно прочную репутацию у западных партнеров и устойчивые контакты, причем вряд ли стоит надеяться на рождение "русских мировых хитов". Скорее всего, большинство продуктов у крупных издателей отойдут на второй план, и лишь немногие станут заметными в линейках мелких региональных издателей или сегменте малобюджетных изданий. Для последнего есть неплохие предпосылки. Достаточно вспомнить, что изданная в России в начале 1997 г. и прошедшая здесь почти незамеченной игра Pinball компании "ДОКА" в начале 1998 г. в течение более 2,5 месяцев входила в список десяти наиболее продаваемых продуктов в разряде экономных на таком сложном и заполненном качественными продуктами рынке, как Германия. Так что налицо пример для подражания!

Если же вернуться на ECTS, то кроме уже упоминавшейся фирмы "Никита", присутствие наших разработчиков можно было обнаружить и на стендах двух издательских компаний - небольшой французской Microids, известной как разработчик игр для приставок, и крупной американской Interactive Magic. Сотрудники Microids продемонстрировали на одном из ПК публикуемую ими по лицензии молодой американской издательской компании Monolith Productions игру под названием Rage of Mages, или по-русски "Аллоды" (видимо, выкопанное в словарях разработчиками староанглийское слово показалось не слишком понятным и запоминающимся современным издателям). К сожалению, ни на стенде, ни на рекламных листовках не удалось обнаружить упоминания о российских компаниях "Нивал" и "Бука", приложивших руку к появлению игры на свет. Однако в результате пристального наблюдения на одном из стендов была замечена тень лидера "Нивал" Сергея Орловского. Пока трудно что-либо определенное сказать о возможной судьбе "Аллодов" на западном рынке, однако можно утверждать, что после Total Control и "Противостояния" на международный рынок наконец выйдут и другие игры, разработанные в России (можем же, если захотим!).

Уже упомянутая выше Interactive Magic является издателем еще одного детища "Буки" (на этот раз созданного в содружестве с "К-Д Лаб" из Калининграда) - игры "Вангеры" (в этом случае оригинальное название было сохранено). К сожалению, ее более чем прохладно встретили английская пресса и покупатели, которым явно не хватает русского полета фантазии, и поэтому публичную демонстрацию Interactive Magic не проводила, однако в фирменных проспектах и пресс-релизах "Вангеры" присутствовали.

Мы о себе

Как и в прошлом году, немало наших присутствовало на ECTS. Помимо упомянутых выше компаний, здесь были замечены Eagle Dynamics, "Акелла", R-Style (читай "Кирилл и Мефодий" с NMG). Наверняка были и другие. Однако легко было заметить, что по сравнению с ECTS 97 состав российских участников и гостей заметно изменился ("иных уж нет..." - это о российских издателях и изданиях, разработчиках и дистрибуторах). Многие фирмы по окончании выставки уже успели заявить о достигнутых крупных успехах в деле продвижения отечественных разработок на внешний рынок, хотя о подписании конкретных сделок информации в прессе и на Internet-серверах компаний пока не появилось.

Выше я попытался проанализировать ситуацию, сложившуюся на российском рынке в результате отраслевого, финансово-экономического и системного кризисов (сколько красивых и звучных слов!), и прогнозируемые последствия. Суммируя все, можно сказать, что компьютерного рынка, а более конкретно игр и мультимедиа-продукции, который, казалось, сложился в России к середине прошлого года, мы теперь не увидим. Конечно же, он вообще не исчезнет, но бесспорно изменится. Во-первых, резко сократится его объем, поскольку враз отощавшие кошельки покупателей на некоторое время будут ориентированы на вещи менее возвышенные и более материальные. Во-вторых, фактическая девальвация рубля больно ударила по импортерам и фирмам, занимающимся локализацией ПО, что затруднит появление легальной продукции зарубежного происхождения на нашем рынке. Кроме того, существенно возрастет себестоимость производства даже на российских предприятиях, поскольку отечественных оборудования и материалов у полиграфистов и производителей компакт-дисков просто нет. Резко повысятся (в рублевом исчислении) только-только стабилизировавшиеся расходы на заработную плату (особенно у разработчиков) при одновременном сокращении поступлений от продаж на внутреннем рынке (особенно у издателей).

Что же все это может вызвать? Во-первых, уменьшится количество вновь появляющихся на рынке продуктов. Отчасти это подтверждается уже объявленными переносами сроков выпуска по многим ожидаемым изданиям и информацией о замораживании или полном прекращении целого ряда проектов, ориентированных на внутренний рынок. Во-вторых, уменьшится количество игроков на рынке, поскольку многие из существующих компаний просто не обладают ресурсами и опытом, достаточными для выживания в столь непростых условиях. Пример тому - фактическое исчезновение (по нашим данным) заслуженной московской дистрибуторской компании "Азия". В-третьих, должно уменьшиться число фирм-"многостаночников", пытавшихся одновременно выступать в роли разработчика, издателя, дистрибутора, скорее всего, за счет перехода к более узкой специализации. Возможно, на рынке возникнут некоторые неожиданные альянсы (объединения, ассоциации и т. п.), которые, с одной стороны, приведут к более четкой структуризации рынка, с другой - переведут конкуренцию на нем на более качественный и цивилизованный уровень. Это уменьшит вероятность возникновения синдрома "слона в посудной лавке", столь часто наблюдавшегося здесь в последнее время.

Короче говоря, тяжелая болезнь, если, конечно, ее удастся благополучно пережить, приведет, как это ни алогично, к существенному оздоровлению этого ослабленного рыночного организма. Продолжительность и сложность последующего реабилитационного периода (да простится мне аналогия с медициной) будут зависеть в первую очередь от общих условий и тенденций в стране. Профессионалов на этом рынке появилось уже довольно много, и если не мешать им работать, рынок будет успешно приносить доходы в казну, привлекать иностранные инвестиции, способствовать созданию рабочих мест (можно вспомнить, как в недавнем прошлом в бедствующих шахтерских районах Уэльса были открыты предприятия по упаковке ПО и производству компакт-дисков, которые резко уменьшили региональные проблемы сначала за счет трудоустройства жен шахтеров, а после реализации государственной программы переподготовки и их самих), наполнять потребительский рынок товарами, а сердца соотечественников - гордостью за успехи отечественных производителей на зарубежных рынках.

Они о нас

Те наши зарубежные партнеры и коллеги, с которыми мы встречались, с пониманием говорили о проблемах российского компьютерного рынка и экономики в целом. При этом они, как правило, не просто абстрактно сочувствовали нам, а вполне конкретно предлагали, например, продолжить сотрудничество, несмотря на... (здесь, видимо, каждая из российских компаний может продолжить по-своему). Понятно, что во многом это обусловлено, естественно, чисто прагматическими причинами - еще сохраняющимся желанием проникнуть на столь многообещающий в будущем российский рынок (мы так дружно и долго убеждали их в этом, что они, похоже, поверили!) и нежеланием утратить уже завоеванные на нем позиции. Хотя в высказываниях европейцы обычно корректны и осторожны, суть понимания ими проблем, свалившихся нам на головы, можно выразить словами из письма, полученного нами незадолго до выставки от одного из наших партнеров: "По-моему, ваши парламент и правительство плохо вам служат". Добавить к этому нечего, разве что всем известные цитаты из Гоголя и Салтыкова-Щедрина.

ОБ АВТОРЕ

Анатолий Шевчук - директор по программным разработкам компании "ДОКА". Контактный тел.:(095) 536-40-20.


"ECTS 98 Stars": Официальные награды ECTS 98

Информационно-справочный продукт года

Encarta 98 - Microsoft

Лучшее аппаратное средство для PC

3D акселератор 3DfxVoodoo-2 - 3Dfx

Лучшая приставка

Sony PlayStation

CTW Marketing Award - Бронза

TOCA Touring Car Championship - Codemasters

CTW Marketing Award - Серебро

GoldenEye 007 - Nintendo

CTW Marketing Award - Золото

Grand Tourismo - Sony

Разработчик года

Rare

Консольная игра года

GoldenEye 007 - Nintendo

Компьютерная игра года

Starcraft - Blizzard

Издатель года

Nintendo