Сервисы IaaS
СОГЛАСНО ПРОГНОЗАМ IDC, рынок облачных сервисов в России будет ежегодно возрастать в полтора раза, опережая темпы роста всего рынка ИТ-услуг
Источник: Shutterstock

Аналитики J'son & Partners Consulting утверждают, что в 2012 году объем доходов за счет предоставления ИТ-инфраструктуры в качестве услуги увеличился более чем в четыре раза и достиг 1,24 млрд руб. Этот показатель — весьма консервативная оценка емкости отечественного рынка IaaS. По данным компании Parallels, к примеру, в прошлом году на долю сервисов IaaS пришлось около 6 млрд руб. Согласно прогнозам IDC, рынок облачных сервисов в России будет ежегодно возрастать в полтора раза, опережая темпы роста всего рынка ИТ-услуг.

Об аренде компонентов инфраструктуры в облаке задумываются во многих компаниях, а в ряде организаций их уже активно применяют совместно с собственными ИТ-системами. Причем у различных компаний — различные побудительные мотивы. В некоторых организациях во главу угла ставят возможное сокращение ИТ-бюджетов, в других – рассчитывают на оперативное развертывание ИТ-ресурсов для поддержки новых бизнес-проектов и стремятся минимизировать риски, связанные с созданием для них собственной инфраструктуры (см. "Данные в облаках», Computerworld Россия, № 15, 2013). Подобные устремления сказываются на росте интереса к сервисам IaaS и повышают спрос на эти услуги.

В любом случае, используя сервисы IaaS, заказчики получают в свое распоряжение масштабируемые вычислительные мощности и операционные системы, которые обеспечивают развертывание бизнес-приложений на базе инфраструктуры, включающей серверы, системы хранения, сети передачи данных, средства виртуализации. Их поддержка и администрирование осуществляются провайдерами услуг.

Коммерческие центры обработки данных предлагают заказчикам набор услуг и сопровождающих услуги соглашений об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), предоставляющих возможность их потребителям упростить создание ИТ-инфраструктуры, необходимой для поддержки бизнеса.

Стимулятором спроса на сервисы IaaS становится в том числе расширение портфеля рыночных предложений. В нашей стране насчитывается более 170 крупных и средних коммерческих ЦОД (данные iKS-Consulting ), из которых почти полтора десятка введено в действие в прошлом году. Суммарная полезная площадь всех этих ЦОД превысила в 2012 году 62 тыс. кв. м, она увеличилась в прошлом году почти на 19%, а рост числа стоек приблизился к 18%. Рост рынка ЦОД Москвы составил в 2012 году 22%. Его активными игроками являются такие компании, как «ДатаЛайн», IBS, «Сервионика» (сервисное подразделение компании «Ай-Теко»), Data Space, Stack Group, «Крок».

Характерно, что инициатива перехода к модели IaaS принадлежала крупным предприятиям, которые обладают персоналом и ресурсами, позволяющими осваивать технологические инновации. Крупные компании создают собственные частные облака и добавляют к имеющимся у них ИТ-ресурсам сервисы IaaS или, по крайней мере, рассматривают в практическом плане такую возможность.

Наряду с этим в настоящее время услуги IaaS являются объектом самого пристального внимания небольших и средних организаций. Такие компании, используя сервисы публичного облака, стремятся оптимизировать затраты на ИТ, сократить инвестиции в ИТ-оборудование, а также пытаются решить вопросы доступности и надежности ИТ-систем в условиях нехватки квалифицированного персонала, способного поддерживать инфраструктуру.

Практические решения

Редакция еженедельника Computerword Россия и журнала «Сети» обсудила некоторые вопросы развития и предложения сервисов IaaS с представителями компании «Сервионика».

По словам Ярослава Фаробина, архитектора сервисных проектов «Сервионики», развитие бизнеса IaaS началось в компании с предоставления услуг крупным заказчикам, интерес которых к виртуальным ресурсам стимулировал формирование этого направления.

Дмитрий Митрофанов, заместитель директора «Сервионики» по производству, отметил специфику при выборе платформенных решений для различных категорий арендаторов облачной инфраструктуры. «Различие в запросах крупных предприятий и компаний сегмента SMB стало причиной создания двух IaaS-продуктов на различных платформах. Сначала появились услуги I-Teco Enterprise Cloud, затем к ним добавился пилотный проект I-Teco OpenStack Cloud, на основе которого были созданы коммерческие сервисы MakeCloud».

Сервис I-Teco Enterprise Cloud построен на базе лезвийной серверной архитектуры IBM и HP и программных продуктов VMware, которые позволяют получить полностью протестированные и кастомизированные для индивидуального проектирования решения, снабженные технической поддержкой вендоров.

При проектировании облачной архитектуры использован принцип резервирования серверов фермы виртуализации по принципу n+1. Серверы объединяются в группы по ресурсному признаку, что позволяет создать достаточное количество хостов виртуализации, обеспечивающих отказоустойчивость на уровне программного обеспечения, например при выполнении процедур перемещения виртуальных машин VMware vMotion.

На каждую группу хостов выделяется по два сервера горячей замены. Такое решение позволяет устранить простои в доступности сервиса в случае выхода из строя одного из серверов, а также предоставляет возможность проводить регламентные работы без использования «сервисных окон» и снижения производительности сервиса в целом.

Производительность сервиса поддерживается не только вычислительными ресурсами, но и сетевой инфраструктурой, созданной на базе коммутаторов Cisco Nexus с пропускной способностью портов, составляющей 10 Гбит/с (ЦОД «ТрастИнфо» компании «Ай-Теко» построен с использованием сетевых продуктов Cisco). Коммутаторы, установленные в шасси серверов-лезвий, также поддерживают быстродействие 10 Гбит/с, которое, таким образом, является стандартным для всей среды передачи данных.

Предоставление дискового пространства осуществляется корпоративными и «средними» системами хранения данных HP и IBM. Системы хранения данных взаимодействуют с серверами фермы виртуализации посредством отказоустойчивой сети SAN. Все компоненты СХД и сети SAN, в которой используются оптические каналы Fibre Channel с быстродействием передачи данных 8 Гбит/с, дублированы.

«Для обеспечения требуемого функционала сервиса I-Teco Enterprise Cloud мы применяем семейство продуктов VMware Enterprise Plus. Такой подход дает возможность упростить управление виртуальным комплексом в целом, автоматизировать рутинные работы, что, в свою очередь, позволяет снизить влияние человеческого фактора в процессе эксплуатации программных и аппаратных систем. Система администрирования vCloud Director автоматизирует управление, обеспечивает логическое объединение ресурсов виртуальной инфраструктуры и распределение их между пользователями. Решения на базе продуктов VMware позволяют также в значительной степени упростить построение сетевой инфраструктуры за счет применения виртуальных коммутаторов и виртуальных балансировщиков нагрузки», — пояснил Фаробин.

Сервис MakeCloud рассчитан на SMB-заказчиков и создан на базе платформы с открытым кодом OpenStack. Выбор этой платформы, отметил Митрофанов, обусловлен желанием сделать сервис недорогим и доступным широкому кругу компаний: «Почему именно OpenStack? Мы выбрали развивающуюся открытую платформу, поддерживаемую многочисленным сообществом активных разработчиков, которая, как и VMware, обеспечивает реализацию всего функционала и становится в то же время стандартом поддержки сервисов IaaS в сегменте Open Source. Компания осознанно пошла на риски, связанные с поддержкой и развитием открытой платформы. Трудности, с которыми мы столкнулись, включая тестирование в условиях реальной работы, устранение ошибок и дописывание некоторых проектов, позволили приобрести необходимый опыт и сформировать эффективно работающую команду специалистов. В конечном итоге обеспечена возможность снижения стоимости услуг, что не только очень важно для SMB-компаний, но и привлекает интерес крупных организаций».

Специалисты «Сервионики» отмечают, что платформу OpenStack используют для построения инфраструктуры более полутора сотен компаний, включая AMD, Cisco, HP, IBM, Intel, Yahoo, и относят к преимуществам этой платформы экономичность за счет открытого кода и совместимость с API сервиса Amazon Elastic Compute Cloud.

Сервисы, предоставляющие виртуальную инфраструктуру на базе продуктов с открытым кодом, позволяют снизить стоимость услуг и обеспечивают независимость от «фирменных» решений по виртуализации VMWare и Microsoft.

Компании малого и среднего бизнеса, которые стремятся оптимизировать расходы за счет открытых сервисов IaaS, получают возможность создавать, тестировать и развивать ИТ-инфраструктуру, используя функциональность, доступную, как правило, крупным предприятиям.

Подход, примененный в сервисах на платформе OpenStack, основан на предоставлении в распоряжение пользователей эффективной системы управления ресурсами. Подобные возможности реализованы в созданном на базе I-Teco OpenStack Cloud сервисе MakeCloud с использованием для виртуализации гипервизора KVM.

Сервис MakeCloud предоставляет возможность построения виртуальной серверной инфраструктуры с применением набора готовых компонентов. В их число входят виртуальные серверы, виртуальные изолированные сети, межсетевые экраны, виртуальные маршрутизаторы, подсети, дополнительные диски и ряд других элементов, которые активизируются и настраиваются средствами панели управления. Такой «ИТ-конструктор» может значтельно упростить развертывание инфраструктуры в небольших быстроразвивающихся компаниях, где возникает необходимость внедрения новых бизнес-приложений в условиях изменения рыночной конъюнктуры.

Спрос растет

Опыт разработки и предоставления сервисов IaaS свидетельствует о целесообразности их сегментирования в соответствии с потребностями различных групп заказчиков.

«Запросы крупных, средних и малых компаний различны. Крупные и средние клиенты обращаются, как правило, за решениями, для разработки которых требуется привлечение таких специалистов, как системные архитекторы. Они хотят получить инфраструктуру, ориентированную на собственные потребности, построить ее с помощью провайдера услуг, заключить с провайдером договор об уровне и качестве предоставляемых сервисов, поручить ему администрирование, переложив, таким образом, на него все заботы об ИТ-инфраструктуре. Иными словами, они хотят реализовать модель полного аутсорсинга виртуальной инфраструктуры. В то время как представители среднего и малого бизнеса часто приходят за решениями, созданными по схеме «купил, поставил и работает». В таких компаниях зачастую ИТ-поддержкой занимается руководитель или приходящий администратор. Поэтому им нужен простой, понятный и автоматизированный сервис. В то же время для них очень важны ответственность и гарантии провайдера, поскольку компании SMB более уязвимы и финансово, и юридически», — отметила Ирина Гришанова, директор по развитию массовых сервисов и продуктов компании «Сервионика».

Важным условием, обеспечивающим сопровождение сервисов IaaS конкурентоспособными соглашениями SLA, является высокий уровень готовности поддерживающей их инфраструктуры. С одной стороны, он достигается выбором надежных продуктов, отказоустойчивых архитектурных решений, внедрением комплексных решений в области информационной безопасности, на основе которых формируется ИТ-инфраструктура провайдера услуг, с другой – созданием инженерной инфраструктуры ЦОД, соответствующей требованиям бесперебойной работы, которые регламентируются критериями Uptime Institute.

«Разработка ‘правильных’ соглашений об уровне обслуживания в значительной степени определила выбор инструментов и средств для построения платформ, поддерживающих сервисы IaaS, — подчеркнул Митрофанов. – Не следует также сбрасывать со счетов техническую поддержку производителей аппаратных и программных продуктов. Важную роль, к примеру, играет поддержка VMware, которая оказывает ощутимое влияние на качество соглашений SLA, а также значительно упрощает обучение специалистов ‘премудростям’ виртуализации. В то же время при создании сервисов на базе открытых решений мы очень многое берем на себя и, являясь провайдером облачных решений, стремимся совершенствовать предлагаемые заказчикам SLA, рассматривая это как одно из наиболее важных сегодня направлений деятельности».

«Прошло два года, казалось бы, это небольшой срок для рынка. Сегодня отчетливо видна положительная динамика спроса компаний SMB на сервисы IaaS, — отметил Фаробин. — Не только крупный бизнес, но и ‘верхние’ предприятия среднего сегмента теперь смелее экспериментируют с новыми технологиями и сервисами, от них чаще приходят запросы на тестирование и реализацию проектов».

В 2012 году доля сервисов IaaS в доходах центра обработки данных «ТрастИнфо» превысила 40%, а число клиентов, использующих услуги IaaS, удвоилось. В текущем году, когда число виртуальных машин достигло 23 тыс., ожидается увеличение финансовых поступлений за счет услуг IaaS в полтора раза. Существенный вклад в развитие бизнеса IaaS должны внести компании сегмента SMB, которые к концу года, как ожидается, будут потреблять более 10% ресурсов сервисов IaaS.

«В России, где освоение инновационных технологий характеризуется периодом долгой ‘раскачки’, рынок сервисов IaaS находится на начальной стадии формирования. Его рост в значительной степени связан с запросами SMB-компаний. Тем не менее спрос корпоративных заказчиков на сервисы IaaS также уверенно растет», — подчеркнула Гришанова.