Вот в такие «райские кущи» зовут сегодня потенциальных клиентов поставщики публичных коммерческих сервисов IaaS (Infrastructure as a Service). Как руководителю предприятия устоять перед такими аргументами? На фоне постоянно возрастающих запросов собственного ИТ-департамента — практически невозможно.

И рынок реагирует на предложение облачных сервис-провайдеров очень бодро. Эксперты компании Market Monitor прогнозируют, что в среднесрочной перспективе годовой прирост рынка публичных сервисов IaaS в мире составит 37%. По их же оценкам, в 2012 году выручка от коммерческих сервисов IaaS сформировала половину всего объема продаж публичных облачных сервисов, а это десятки миллиардов долларов.

Абсолютным лидером сегмента, согласно отчету, опубликованному исследовательской компанией TechNavio, является Amazon, доля которой на рынке публичного IaaS сейчас составляет от 41 до 43%. Amazon обеспечила себе весомые преимущества перед конкурентами за счет мощной инфраструктуры собственных дата-центров, развитой партнерской экосистемы, целенаправленной деятельности по совершенствованию своих сервисов, постоянному обогащению их функционала, гибкой реакции на потребности рынка.

В России, как сообщается в исследовании компании Orange Business Services, наибольший интерес заказчиков к публичным облакам так же связан с решениями IaaS, продажи которых будут ежегодно увеличиваться на 40%. И у нас в данном сегменте есть свои лидеры-первопроходцы — компании «Сервионика» (группа «Ай-Теко»), «Крок», Parking.ru, DataLine и др. Им, конечно, трудно соперничать с Amazon по географическому охвату и масштабам инвестиций в облачный бизнес. Но, как замечают аналитики, нишевые игроки тоже могут преуспеть в освоении рынка IaaS. Их козыри — географическая близость к заказчику, возможность глубже оценить его потребности, использование платформенных решений других лидеров ИТ-рынка, таких как Microsoft, а также соответствие продукта требованиям национальных регулирующих органов.

Однако не все в этом «инфраструктурном раю» так благостно, как проповедуют с амвона своих дата-центров ведущие сервис-провайдеры. Одним из главных барьеров на пути в инфраструктурные облака остается информационная безопасность, а точнее, отсутствие стопроцентной гарантии на сохранность данных заказчика в процессе организации облачных вычислений. Другой серьезной проблемой является обеспечение качества технической поддержки пользователей, которую довольно сложно поставить на поток в рамках инновационной, по сути, модели IaaS. Даже в облачных предложениях Amazon аналитики находят определенные изъяны в части поддержки клиентов. Словом, декларируемые преимущества публичного IaaS не всегда подтверждаются на практике, и здесь есть что обсудить.

Этот первый осенний выпуск «Сетей» открывает серию из трех специальных тематических номеров, посвященных облачной тематике. Также в номере: специальное обозрение ключевых аспектов перехода предприятий к шестой версии основного протокола Интернета — IPv6.