Фото: AvayaВидеоконтент, как и всякий другой информационный материал, имеет свой жизненный цикл, который в самом общем виде состоит из следующих этапов: создание или приобретение, сбор, хранение, использование, перенос в архив и утилизация. О каких правовых аспектах управления жизненным циклом видеоконтента следует помнить, чтобы оставаться рамках правового пространства?

«Видеоконтент защищен законом так же, как стихи поэта или программное обеспечение», — отмечает Михаил Готальский, коммерческий директор компании «ВидеоПорт». По его мнению, основной юридический риск использования видео в бизнес-среде состоит в том, что лицо, чью запись подготовили без соответствующего разрешения с его стороны, может заявить претензию тому, кто сформировал запись. И затем в суде или других инстанциях требовать компенсации ущерба. Правда, в судебной практике имеется не так много подобных дел.

Дмитрий Минц, начальник управления по связям с общественностью Российского союза налогоплательщиков, напоминает, что существование в России правового института интеллектуальной собственности закреплено в части 1 статьи 44 Конституции РФ. С 2006 года часть четвертая Гражданского кодекса РФ является основным нормативно-правовым актом, регулирующим права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. К числу законодательных актов, имеющих отношение к области авторского права, можно отнести также Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Минц отмечает, что видеоконтент может быть результатом интеллектуальной деятельности, а может возникать в результате некоего «технического» процесса. В первом случае он попадает под действие части 4 ГК РФ. Если же видеоконтент является результатом не интеллектуальной, а некоей иной деятельности, то его использование может регулироваться целым рядом законодательных и подзаконных актов, например Постановлением Центризбиркома РФ «Об утверждении Временного порядка применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещении для голосования избирательного участка, участка референдума».

«Презентация, слайд-шоу, рекламный ролик, обучающая программа — все они являются объектами авторских прав, потому что представляют собой разновидность тех или иных видов произведения», — поясняет Александр Зубов, директор коммуникационного агентства prformans. Поэтому видеоконференция, как процесс, в котором используются какие-то защищенные материалы, представляет собой составное аудиовизуальное произведение и также охраняется авторским правом.

Что касается аудиовизуальных записей (в том числе записей видеоконференций), то, как считает Зубов, они не являются объектами авторских прав. С точки зрения закона простая запись, если она не носит характер постановочной передачи, — это способ фиксации процесса, являющегося объектом авторского права, с помощью которого происходит обнародование объекта авторского права, а также его последующее воспроизведение, распространение и т.д. Правда, указанные видеозаписи должны проводиться только с согласия автора произведения, запись которого осуществляется. Если же речь идет не об обычной аудиовизуальной или фотосъемке, а о постановочной передаче, посвященной, например, проведенной конференции, с самостоятельным сценарием и режиссурой, то такая передача будет признаваться объектом авторского права.

«Записи с камер видеонаблюдения, так же как и записи разговоров, — добавляет Зубов, — не обладают правовой защитой, поскольку не являются произведением в том смысле, который вкладывает в этот термин законодательство об авторском праве». Это просто способ фиксации информации. Кроме того, необходимо понимать, что осуществление таких записей кем-либо возможно только при условии соблюдения конституционных прав человека. Другими словами, сотрудника компании нужно предварительно уведомить о том, что будет проводиться его запись (не относится к правоохранительным органам). Распространение такой информации вообще затруднительно, поскольку требует согласия каждого из лиц, запечатленных на записи.

«Важнейшим правовым актом, закрепляющим право на сбор, хранение, использование и распространение информации, является Конституция РФ», — напоминает Минц. — Так, часть 1 статьи 24 основополагающего закона запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а часть 4 статьи 29 устанавливает, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Особенность использования компаниями аудиовизуальных произведений заключается в том, отмечает Зубов, что компания, как субъект права, не может автоматически признаваться автором видеоматериала. Авторами такого материала, без дополнительного урегулирования этого вопроса, будут лица, чьими силами это произведение создано, то есть либо сотрудники компании (если произведение создается внутри), либо подрядчики и исполнители (если произведение заказывается третьими лицам). Однако компания, как заказчик произведения, может получить неограниченные права на использование произведения в любых формах, указанных выше, при правильном оформлении трудового контракта с сотрудником или контракта на выполнение работ с подрядчиком либо договора авторского заказа. В случае если произведение создается автором в рамках исполнения им служебных обязанностей, сама возможность создания работником такого произведения должна быть предусмотрена трудовым договором и должностными инструкциями. Исключительные права на произведения при этом возникают в компании, и выплаты дополнительной компенсации работнику за использование произведения не требуется.