Великий Леонардо, исследуя природу человеческого зрения, еще в 1500 году сформулировал принципы работы стереоскопа — прибора для просмотра объемных изображений. Это гениальное изобретение опередило свое время почти на три столетия — лишь в 1838 году английский физик Чарльз Уитстон представил первый в мире действующий стереоскоп. К тому времени, правда, еще не были изобретены ни фотография, ни кинематограф, ни телевидение, поэтому в прибор Уитстона можно было наблюдать лишь нарисованные статичные изображения. Современные цифровые технологии и Интернет обусловили подлинный ренессанс этому забытому изобретению. С крупных спортивных состязаний уже на регулярной основе ведутся трехмерные телетрансляции, вещательные компании планируют организовать ТВ-передачи в новейшем формате Stereo 3D, готовятся к запуску телевизионные каналы на основе передового стандарта Super High Vision, поддерживающего разрешение 7680х4320 пикселов.

Поток визуальной информации, в последние десятилетия буквально захлестнувший наш мир, стремительно меняет устоявшиеся парадигмы в области деловых и частных коммуникаций. Нарождающиеся 3D-технологии и другие передовые форматы в ближайшей перспективе способны перевернуть сложившиеся представления о роли и месте видео в экономике и социальной сфере. Количество практических приложений, в которых видео играет ключевую роль, растет по экспоненте. Видео активно проникает в сферы безопасности, здравоохранения, образования и другие важнейшие области человеческой жизни. Миллионы людей считают обычным делом видеообщение через публичные IP-сервисы, менеджеры компаний стараются максимально задействовать в работе возможности профессиональных систем видеоконференц-связи, известные музыканты в режиме онлайн презентуют свои новые альбомы посредством технологий телеприсутствия, даже монахи в одном из удаленных российских монастырей осваивают технологии телемедицины.

Происходящие перемены столь динамичны и столь масштабны, что разговоры о наступлении новой эры видео и даже о всеобъемлющей смене парадигмы восприятия человеком окружающего мира вовсе не кажутся безосновательными. Вместе с тем отмеченный сдвиг обусловливает возникновение серьезных технологических, организационных и даже этических вызовов, на которые еще предстоит ответить экспертам из самых разных областей знаний. К примеру, проверенные временем бизнес-модели в отраслях связи, развлечений и средств массовой информации уже дают сбой и требуют обновления. В эпоху всеобщего подключения как никогда обостряются проблемы защиты контента от несанкционированного копирования. Радикально меняются требования к технологической инфраструктуре, необходимой для транспортировки и распространения видео. А главное, пока неясно, в какой степени корпоративные и частные потребители, поставщики оборудования и решений, интеграторы и дистрибьюторы, представители других смежных сегментов рынка готовы к появлению вездесущего видео? И что предстоит сделать профессиональному ИТ-сообществу, чтобы эффективно адаптироваться к реалиям наступающей эры видео? Чтобы получить ответы на эти и многие другие актуальные вопросы, связанные с развитием видеотехнологий, мы привлекли к работе над очередным выпуском нашего журнала ведущих отраслевых экспертов, а также журналистов Computerworld Россия и «Директора информационной службы».

Алексей Есауленко, esaul@osp.ru