Виктор Сайс: «Предоставление пользователям законченных решений невозможно без участия сторонних разработчиков».
Nokia, которая и сейчас остается одним из ведущих производителей сотовых телефонов, провела в Москве трехдневную конференцию. Организаторы ожидали собрать представителей более 300 фирм, специализирующихся на мобильном программном обеспечении, и провайдеров Интернет-сервисов. По словам Виктора Сайса, вице-президента Nokia и главы макрорегиона «Евразия», конференция Nokia Developer Days призвана способствовать решению двух ключевых задач: привлечение новых партнеров для создания приложений и сервисов для устройств Nokia, а также увеличение числа и развитие всех элементов экосистемы Ovi, которую поддерживает финская компания.
По собственной оценке Nokia, доля ее сервисов для пользователей непрерывно растет в общем объеме рынка мобильной связи. Это же подтвердила Оксана Панкратова, партнер консалтингового агентства Advanced Communications & Media. По ее данным, рост отечественного сегмента VAS (Value Added Services) в нынешнем году составит не менее 25% по сравнению с 2009 годом. Несмотря на кризис, мобильные сервисы продолжают активно развиваться. Так, в I квартале 2010 года общий объем VAS-рынка вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 37 млрд руб. Общая доля неголосовых сервисов в выручке мобильных операторов достигла 22,3%. Всего в прошлом году, по оценке Панкратовой, суммарный объем рынка сотовой связи составил 20,6 млрд долл., из которых более 3,9 млрд долл. пришлись на VAS.
Заметно изменилась структура динамики по разным видам мобильных сервисов. SMS продолжают лидировать в общем объеме доходов от VAS (41%), но этот сегмент сбавил обороты, и его рост оценивается всего в 4%. По замечанию Панкратовой, данная тенденция вызвана достаточно быстрым снижением стоимости минуты голосовой связи. Значительно лучшую динамику продемонстрировали сегменты мобильного Интернета (вырос на 58% и дал 29% общей выручки от VAS) и покупки платного контента (рост на 45% и доля 26%). Однако контент-услуги все еще пребывают в зачаточном состоянии. В этом сегменте доминируют микроплатежи при покупках через Интернет и заказные мелодии, используемые в качестве КПВ (контроль посылки вызова) или RBT (Ring Back Tone). Контент в привычном понимании, основанный на лицензионном аудио и видео, пока мало востребован, хотя в абсолютном выражении выручка от его продажи тоже увеличивается. По мнению Оксаны Панкратовой, основными сдерживающими факторами являются неразвитость бизнес-моделей продаж и технические ограничения сетей сотовой связи.
Способствовать дальнейшему росту VAS будут развитие функциональности мобильных устройств и появление множества разнообразных сервисов. А рост числа Интернет-сервисов и предоставление пользователям законченных решений невозможны без участия сторонних разработчиков, которые создают востребованный локально ориентированный контент, считают представители Nokia. В России свыше 350 разработчиков стали партнерами компании, но этого явно недостаточно, ведь, по оценке Виктора Сайса, русскоговорящая аудитория Сети составляет более 300 млн человек. Такой масштаб потенциального рынка открывает неплохие возможности для развития совместного бизнеса с Nokia.
Со своей стороны, финская корпорация предлагает разработчикам техническую поддержку и доступ к технологиям, позволяющим ускорить процесс создания приложений. На конференции были представлены такие инструменты, как кросс-платформенное приложение Qt для разработки программных продуктов и технология WRT для создания виджетов. Кроме того, все желающие смогли поучаствовать в практической части – разработки приложения с использованием представленных технологий. Web-издателям и разработчикам Nokia обещает максимально выгодные условия партнерства и широкие перспективы реализации собственных проектов.