Возможно, это субъективное впечатление, но мне показалось, что MWC оскудела на принципиально новые идеи и открытия. Во всех областях, за исключением, пожалуй, сектора мобильных устройств, представленные инновации имели «точечный» характер, не претендующий на глобальные изменения сложившегося ландшафта рынка.

Магазинов становится больше

Индустрия мобильных приложений второй год подряд живет под влиянием «путеводной звезды» App StoreНачнем с самой горячей темы, которой все еще остаются мобильные приложения. Индустрия второй год подряд живет под влиянием «путеводной звезды» App Store, а операторы связи и разработчики сервисных платформ до сих пор пытаются разгадать феномен Apple, который заставляет пользователей по всему миру ежемесячно загружать с сайта App Store миллиарды платных программ. Конечно, это — не единственный виртуальный гипермаркет приложений. Есть еще магазины Ovi Store (для владельцев смартфонов Nokia на базе Symbian), Android Market (поддерживаемый Google) и Windows Marketplace for Mobile (предназначенный сами понимаете для кого), но у всех игроков рынка на слуху — лишь феноменальная история успеха «яблочного» бренда. И, разумеется, все мечтают ее повторить.

Южнокорейская корпорация Samsung, чей стенд занял добрую «десятину» главного павильона MWC-2010, решила пустить волну с помощью своего главного экспоната смартфона Wave. Но вот превратится ли эта волна в цунами для конкурентов или разойдется кругами по воде, покажет следующий конгресс в Барселоне. Бизнес-модель, которую собираются реализовать корейцы на основе Wave, до боли знакома, а потому в памяти всплывает устойчивый тезис о том, что азиатские компании ничего не придумывают сами, зато умеют доводить до совершенства чужие ноу-хау.

Отправной точкой истории успеха Samsung должна стать фирменная операционная система Bada, которая устанавливается на все смартфоны новой серии, оснащенные высококлассными дисплеями Super Amoled и сенсорным графическим интерфейсом TouchWiz 3.0. Пользовательский интерфейс устроен так, чтобы максимально кастомизировать меню и домашнюю страницу телефона под конкретного абонента и обеспечить легкий доступ в социальные сети.

Смартфоны на основе ОС Bada и дисплея Super Amoled позиционируются как устройства средней ценовой категории, доступные широким слоям покупателей. На них возлагается почти невыполнимая миссия — стать очередной легендой рынка, за которой начнут выстраиваться очереди поклонников в магазинах. Само собой, определенную часть доходов в этой экосистеме начнут генерировать приложения, написанные под Bada. Сколько получают владельцы всевозможных virtual stores от скачиваний мобильного программного обеспечения, остается тайной за семью печатями. Однако известно, что Apple имеет 30-процентную долю выручки от каждой лицензии, проданной через ее App Store.

Фрагментация рынка мобильных устройств, чему способствует каждый новый анонс закрытой операционной системы или плафтормы приложений, порядком досаждает крупнейшим операторам связи. Они вынуждены принимать ответные меры, объединяясь в альянсы, в рамках которых будут поддерживаться открытые платформы и стандарты. Барселонский конгресс стал местом рождения отраслевой коалиции Wholesale Applications Community, в которую вошли 15 ведущих операторов мобильной связи (AT&T, T-Mobile, Orange, NTT Docomo, Telefonica и др.), а также участники союза провайдеров мобильных «аппликаций» Joint Innovation Lab (JIL), основанного Vodafone, China Mobile, SoftBank и Verizon.

Инициатива операторов нацелена на создание унифицированной платформы распространения приложений, обеспечивающей единую точку входа для всех независимых разработчиков. На стороне операторского союза — колоссальная армия из 3 млрд обслуживаемых абонентов, но слабым местом таких объединений является длительность процесса принятия компромиссных решений. Ожидается, что вопрос стандартизации требований к платформам для мобильных приложений будет решен членами Wholesale Applications Community в течение года.

Впрочем, не Apple или какие-то другие разработчики фирменных ОС стали истинными героями Барселоны-2010. Подавляющее большинство новинок в сегменте абонентского оборудования — коммуникаторы на базе Android. Независимый аналитик рынка мобильных устройств Марина Рожкова подсчитала, что анонсированных на завершившейся выставке моделей Android-смартфонов оказалось в несколько раз больше, чем Windows-фонов (19 моделей против 6). На мобильную ОС, разработанную Google, сделали ставки HTC, Motorola, Sony Ericsson, Huawei. Вместе с тем корпорация Microsoft, продемонстрировавшая в Барселоне радикально обновленную версию своей мобильной ОС Windows Phone 7, также заключила соглашения о выпуске конечных продуктов с Samsung, LG, HTC, Sony Ericsson и Asus.

Оживление в сегменте мобильных приложений не могло не привлечь внимания грандов телеком-индустрии, таких как Alcatel-Lucent, Ericsson и Nokia Siemens Networks. Франко-американский концерн представил на форуме «облачный» сервис, ориентированный на разработчиков приложений, сервис-провайдеров и корпоративных пользователей мобильной связи. «Облачная» платформа, которую разработчики окрестили «песочницей», дает инструментарий для проектирования, создания, отлаживания и распространения приложений через мобильные, телевизионные и широкополосные сети. Открытый для всех заинтересованных сторон сервис Virtual Sandbox призван устранить естественную ограниченность контактов телекоммуникационных провайдеров и разработчиков приложений, которые теперь могут взаимодействовать через Web-среду, невзирая на разделяющие их расстояния.

Шведская корпорация выпустила платформу eStore для операторов, стремящихся быстро развертывать виртуальные магазины мобильных приложений при минимальных инфраструктурных затратах. Ericsson eStore действует по модели White Label (в рамках которой операторы предлагают продукты и услуги под собственными брендами) и, как уверяют разработчики, поддерживает любые модели устройств и операционные системы. В супермаркете уже содержатся 30 тыс. приложений, часть которых поставляется бесплатно.

Финско-немецкий производитель обнародовал концепцию Insight & Experience, дающую возможность провайдерам услуг наглядно увидеть индивидуальный поведенческий портрет каждого абонента. Используемые технологии многомерного анализа данных позволят операторам в режиме реального времени извлекать ценную информацию о поведении абонентов в сети и потребляемых ими сервисах. Концепция основана на решении Subscriber Data Management и включает в себя две инновации. Во-первых, при поиске фрагментов информации, которые наиболее полезны для улучшения обслуживания абонентов, «просеивается» огромный объем данных. Например, так можно идентифицировать абонентов, чьи тарифные планы не оптимальны с точки зрения используемых ими услуг. Во-вторых, визуализируется информация об уровне качества обслуживания, который абоненты конкретного оператора связи оценивают на основе пользовательского опыта.

Инфраструктурная оптимизация

Теперь самое время перейти к инновациям в области инфраструктуры беспроводных сетей. В то время как в Стокгольме и Осло уже запущена первая коммерческая LTE-сеть скандинавского оператора TeliaSonera, говорить о поддержке стандарта LTE базовыми станциями как о некой технической новинке, простите, — моветон. Практически все известные производители реализовали в той или иной мере концепцию Software Defined Radio, позволяющую программно перестраивать оборудование БС под нужные частоты или типы радиоинтерфейсов (от GSM до LTE). Наверное, это — единственно верный путь в условиях, когда ряд крупнейших мировых держав, включая Россию, до сих пор не определились, в каком диапазоне развивать сети четвертого поколения. В этой связи кажется странным, что на нынешнем конгрессе не получила активного продолжения дискуссия об использовании полос «цифрового дивиденда», которая была знаковой темой прошлогоднего MWC.

Вообще, какого-либо прорыва на инфраструктурном фронте сетей 3,5G/4G за последнее время не произошло. Отрасль активно переваривает новые возможности, связанные с коммерциализацией LTE, и, видимо, пока не готова рассуждать о необходимости внедрения технологий 4,5G, 5G и т. д. Однако в недрах GSMA уже зреет следующий перспективный стандарт LTE Advanced, который обесценит нынешние достижения беспроводных сетей и заставит говорить об LTE как о промежуточном этапе.

Пока же, слава Богу, операторов больше интересует не гонка скоростей на участке от абонента до базовой станции, а оптимизация имеющейся сетевой инфраструктуры, позволяющая справиться с экспоненциальным ростом трафика мобильного Интернета. Правда, корпорация Ericsson не смогла отказать себе в удовольствии поставить мировой рекорд скорости беспроводной передачи данных в сети LTE: теперь он составляет 1 Гбит/c в направлении к абоненту. Представляете, что будет с транспортной сетью оператора, если его абоненты начнут качать данные на таких скоростях? Однако для демонстрации рекорда понадобились четыре несущие по 20 МГц (всего 80 МГц) и приемник с конфигурацией антенны 4x4 MIMO, а до такой роскоши отечественные операторы (да и многие их западные коллеги) доживут еще не скоро.

Маршрутизаторы Juniper серии MX 3D Universal Edge RoutersСдерживаать лавину трафика в мобильных сетях 3,5G/4G призваны разные технические новшества — от фемтосот до архитектуры SAE. И к решению этой задачи подключаются не только традиционные поставщики оборудования для мобильных операторов, но и производители решений для сетей передачи данных. К примеру, Juniper представила на выставке три новые системы, которые помогут решить насущные проблемы оптимизации трафика и упрощения архитектуры мобильных сетей при миграции операторов от 3G к LTE-технологиям. Эти продукты выпущены в рамках инициативы Project Falcon, о которой Juniper сообщила в октябре прошлого года, и базируются на операционной системе Junos и маршрутизаторах серии MX 3D Universal Edge Routers. В анонсированных продуктах используются специально разработанные наборы микросхем (ASIC), что обеспечивает их высочайшие производительность и масштабируемость.

Первое решение на базе маршрутизаторов MX 3D называется Juniper Traffic Direct и служит для консолидации и перенаправления трафика данных из мобильной сети непосредственно в Интернет. Его появление на рынке ожидается во II квартале 2010 года.

Второе решение, Juniper Media Flow, оптимизирует сети для быстрой и эффективной передачи видео и мультимедийных данных, позволяя добиться «телевизионного» качества изображения на смартфонах и других мобильных устройствах. Media Flow использует усовершенствованное ПО фирмы Ankeena Networks, партнера Juniper, которое поддерживает потоковое вещание для непрерывного просмотра видео. Решение включает в себя блок доставки контента Juniper VXA Series и ПО Ankeena, которое обеспечивает потоковую передачу видео на скорости до 10 Гбит/с.

Третье решение — Juniper Mobile Core Evolution — позволяет создавать единую пакетную сеть транспортного уровня, которая может поддерживать любые коммерческие услуги 3G и 4G. Версия Mobile Core Evolution, предназначенная для пробного использования, появится в IV квартале 2010 года. В ней будут задействованы возможности маршрутизаторов MX 3D Series и ПО Junos, а войдут в нее комплект разработчика приложений для ОС Junos и встроенные компоненты защиты абонентов.

Вопросам экономичной оптимизации сетей была посвящена пресс-конференция президента Nokia Siemens Networks Раджива Сури. Он предупредил операторов о неблагоприятных последствиях (вплоть до полной остановки работы сетей) прямолинейного подхода «добавления емкости», которому продолжают следовать большинство производителей. По прогнозам NSN, к 2015 году объемы трафика мобильной передачи данных достигнут 23 Эксабайт в год. Помимо непосредственного увеличения емкости сетей есть и другие проблемы (такие как частые переподключения и смена местоположения абонентов), которые обуславливают необходимость применения в сетях интеллектуальных механизмов управления трафиком.

В недавнем прошлом NSN была пионером рынка по практическому освоению таких технологий, как i-HSPA и Direct Tunnel. Они стандартизированы документами 3GPP, но у других производителей руки до них почему-то не доходили. В принципе, это понятно: на рекордах скоростей можно заработать больше рекламных баллов, чем на оптимизации скрытой от глаз абонентов транспортной инфраструктуры. В нынешнем году на барселонской выставке финско-немецкая компания подняла знамя «бесперебойного пакетного подключения» в сетях HSPA. Технология Continuous Packet Connectivity, описанная в седьмом релизе 3GPP, обеспечивает пакетную передачу голосового трафика в мобильной сети, увеличение ее абонентской емкости и времени автономной работы смартфонов от аккумуляторов. Внедрение CPC-решения NSN осуществляется благодаря простому обновлению ПО в операторской сети.

Наверное, многих интересует, когда же появятся первые коммуникаторы с поддержкой LTE, выполненные в форм-факторе обычного телефона. Можно ответить коротко: не скоро. Желающим звонить через LTE-сети сегодня можно порекомендовать проверенный способ установки на ноутбук программного обеспечения Skype. При скоростях, обещанных операторами, должно получиться не хуже, чем при разговорах по проводному цифровому телефону. А если серьезно, то лидеры индустрии только сейчас вплотную занялись выработкой единого подхода к организации голосовых сервисов и передачи SMS в сетях 4G.

На пресс-конференции GSMA, состоявшейся в рамках выставки, было заявлено о широкой поддержке индустрией инициативы Voice-over-LTE (VoLTE), основанной на использовании универсальной для проводных и беспроводных сетей IMS-архитектуры. Прежде этот подход отстаивала отраслевая группа One Voice, но ей противостояли участники Voice over LTE via Generic Access Forum, продвигавшие идею эмуляции выделенных голосовых каналов в пакетной среде. Теперь это противостояние практически завершилось, и у игроков отрасли появились четкие представления о том, как реализовать в сетях LTE привычные голосовые услуги и обеспечить их непрерывный хендовер. Дело остается за малым: требования VoLTE должны воплотиться в поставляемых на рынок микросхемах, а затем и в абонентских устройствах.


Таблица. Наиболее значимые новинки MWC в сегменте коммуникаторов