Виктория Маслова: «Агентская схема более выгодна Internet-провайдерам».

Для начала абоненты смогут смотреть 70 телеканалов и 3 тыс. фильмов из библиотеки VoD (видео по запросу, в том числе в формате HD). Впоследствии набор каналов и фильмов предполагается корректировать в зависимости от спроса. «Росмедиа» выступает в роли агрегатора лицензионного контента и создана специально под проект IPTV.

Технологическая платформа, обеспечивающая предоставление услуги для операторов, состоит из головной станции, систем шифрования и биллинга, серверов VoD и системы передачи сигнала до сети агента. Агентами в данном случае будут локальные операторы, которые решат стать партнерами «Ростелеком» в рамках проекта. Для заключения партнерского соглашения от них требуется немногое: иметь лицензию на телематические услуги связи и собственных абонентов ШПД. После получения статуса агента сервис-провайдер должен обеспечивать передачу контента до конечных пользователей внутри собственной сети, привлекать и подключать клиентов к услуге IPTV и распространять среди них абонентские устройства. Также на него ложатся обязанности приема платежей и технической поддержки пользователей.

«Ростелеком» не устанавливает каких-либо ограничений на размер компании-партнера: агентами могут быть даже домовые сети, насчитывающие всего несколько десятков абонентов. На начальном этапе, считают в «Ростелекоме», агентами вряд ли будут становиться операторы, которые уже запустили собственную услугу IPTV или готовятся ее реализовать в ближайшее время, но в перспективе их настроения могут измениться. «Агентская схема более выгодна и для Internet-провайдеров», - говорит коммерческий директор Северо-Западного филиала «Ростелекома» Виктория Маслова.

В качестве пилотной зоны для отработки новой бизнес-модели «Ростелеком» выбрал Северо-Западный федеральный округ. В нем же расположены большинство из 20 операторов, которые участвовали в тестовой эксплуатации услуги IPTV, стартовавшей в мае 2009 года. Если реализация проекта на Северо-Западе окажется успешной, то «Ростелеком» начнет продвигать IPTV по всей России. На пресс-конференции, посвященной запуску услуги, менеджеры компании отказались сделать какие-либо прогнозы, назвать размеры инвестиций в проект и планируемые сроки окупаемости.

«Первым нашим агентом в ближайшие дни станет крупнейший альтернативный оператор Карелии. До Нового года большого количества участников проекта мы не ждем. Скорее всего, операторы начнут проявлять активность ближе к концу января», - рассуждает Виктория Маслова. По ее словам, типовых соглашений с агентами не предусмотрено. Условия партнерства, в том числе размеры агентского вознаграждения, будут зависеть от намерения оператора совместно продвигать новую услугу и прочих факторов.

Осторожность менеджеров «Ростелекома», отказавшихся делать какие-либо прогнозы по продвижению услуги, вероятно, объясняется тем, что в предыдущие 2-3 года сервисы IPTV распространялись в России с трудом. Операторы часто переносили сроки запуска сетей и добились меньшего числа подключений, чем ожидалось. На Северо-Западе больше всего подписчиков IPTV получил «Северо-Западный Телеком» (СЗТ), который запустил услугу в конце 2007 года. Тогда компания рассчитывала за два года довести количество пользователей минимум до 30 тыс., что позволило бы сделать услугу прибыльной, но к концу нынешнего года ей удалось привлечь лишь 15 тыс. абонентов, из которых 12 тыс. – жители Петербурга.

«Мы начали первыми, поэтому нам потребовалось много времени и усилий для «раскачки» рынка Санкт-Петербурга. Сейчас уже намного проще продавать услугу, и динамика подключений в 2009 году - выше, чем годом ранее», - сообщил заместитель генерального директора СЗТ Олег Попов. Он надеется, что инициатива «Ростелекома» будет способствовать дальнейшему формированию рынка IPTV в регионе, а значит, позитивно отразится на бизнес-проекте «Северо-Западного Телекома».

Менеджер проекта IPTV Северо-Западного филиала «Ростелекома» Евгений Николаев, ссылаясь на исследование J’son & Partners, отметил, что на сети IPTV приходится всего 3% всех пользователей коммерческого телевидения. Однако возможности технологии, заявил он, позволяют надеяться на лучшие результаты.

«Ростелеком» не намерен форсировать события и резко увеличивать число конечных пользователей. Пока оператор располагает только 1 тыс. телевизионных приставок, а в 2010 году планирует закупить 10 тыс. Он предлагает единственную модель американского производства, которая стоит 5,5 тыс. руб. «Мы ведем переговоры с другими производителями, в том числе российскими, которые смогут предложить более дешевые приставки, что сделает услугу IPTV более доступной», - сообщил Евгений Николаев. Стоимость абонентских устройств, пакетов телеканалов и услуги «Видео по запросу» будет определять сам «Ростелеком».