Президент России, провозгласивший курс на инновационное развитие страны, обозначил как одну из целей повсеместное обеспечение населения услугами широкополосного доступа к Internet. Он также заявил о необходимости развернуть к 2015 году сети мобильной связи четвертого поколения. Что предпримет отраслевой регулятор для реализации намеченных целей?

«Широкополосный доступ к Internet пока не будет включен в список универсальных услуг связи», - с таким заявлением выступил перед журналистами заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, разъясняя смысл отдельных положений ежегодного послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Прежде всего, заместитель руководителя Минкомсвязи отметил: под обеспечением широкополосного доступа к Internet глава государства подразумевает возможность подключения любого гражданина к Сети на скорости 100 Мбит/с к 2015 году. Но обеспечение возможности не подразумевает обязанности государства предоставить такой доступ, поэтому говорить о ШПД как об универсальной услуге преждевременно, подчеркнул Мардер. Государство не планирует напрямую инвестировать в развитие наземных кабельных сетей и инфраструктуры радиодоступа к Internet. С этой задачей, по словам Мардера, успешно справятся операторы связи, которым власти обещают разностороннее содействие на организационно-правовом уровне.

Среди обещанных мер значится и стимулирование отечественного производства телекоммуникационного оборудования. В министерстве полагают, что таким образом можно уменьшить стоимость сетевых инфраструктур нового поколения. Кроме того, совместная рабочая группа Минкомсвязи и АДЭ ищет актуальные формулировки для области лицензирования услуг связи. Сейчас, как известно, выдача лицензий осуществляется с привязкой к конкретным технологиям предоставления услуг.

С одной стороны, Мардер признал, что эта практика не соответствует современной телекоммуникационной парадигме. С другой, он выразил сомнение в эффективности полного перехода к лицензированию, основанному на принципе технологической нейтральности сервисов. Ибо главное – не сам процесс выдачи разрешений, а обеспечение качества услуг связи и развитие рынка. К примеру, министерство долго упрекали в бюрократизме и просили дать «зеленый свет» операторам MVNO. Сегодня лицензии на этот вид деятельности раздаются направо и налево, но Мардер скептически оценил коммерческие достижения виртуальных операторов: «Лицензии MVNO не дали того роста капитализации, на который рассчитывали компании».

Заместитель министра убежден, что порядок лицензирования не станет серьезным препятствием для операторов, объявивших о намерении построить в России сети 4G LTE. «Сначала необходимо решить главные проблемы LTE - насытить рынок коммерчески эффективным и надежным оборудованием, обеспечить операторов радиочастотами. Когда эти барьеры будут устранены, поверьте, вопрос лицензирования найдет адекватное решение», - убеждал Мардер.

Кстати, министерство прорабатывает варианты полного или частичного освобождения операторов, готовых инвестировать в строительство сетей 4G, от платы за частотные ресурсы. Рассматриваются и другие регуляторные меры поддержки инноваций в телекоммуникационной отрасли.

Единственная сфера, которую, в соответствии с новыми поручениями Президента, правительство профинансирует напрямую, - это развитие спутникового доступа в Ка-диапазоне, сообщил Наум Мардер. Действительно, нарастив спутниковую группировку и увеличив ресурсы космических систем связи, можно относительно недорого обеспечить возможность «приземления» Internet-трафика на всей территории страны. И поручение Президента по модернизации телекоммуникационной отрасли в этом случае формально будет исполнено. Вопрос лишь в том, много ли граждан смогут воспользоваться дорогостоящим спутниковым доступом. Большинству, вероятно, придется подождать, пока широкополосный Internet включат в список универсальных услуг, гарантированных государством.