Христо Каракашев: «Мы готовы участвовать во всех программах, поддерживающих проектно-ориентированный дистрибьюторский бизнес»

Открывая 18-й по счету Softeach, вице-президент группы Verysell Евгений Мельников предельно откровенно описал сложившееся положение: «В прошлый раз нам не удалось предугадать масштабы кризиса, и год прошел тяжело. К сожалению, не обошлось без потерь. Сокращать пришлось по-живому, но все, кто боролся, выжили».

За этой эмоциональной оценкой скрываются финансовые прогнозы Verysell Distribution на 2009 год. По предварительным расчетам, в текущем году оборот дистрибьюторского направления Verysell сократится на 30-34%. Напомним, что в 2008 году (благодаря заделу в докризисные времена) оборот компании все же увеличился на 8%, а годом ранее - на 26%. Нехитрые подсчеты показывают, что кризис отбросил компанию на несколько лет назад, примерно в 2006 год, когда ее оборот составлял 225 млн долл.

В условиях экономического шторма Verysell Distribution осталась верна прежней стратегии Value Added Distribution, но тактика компании была перестроена на оборонительный лад – в соответствии с адаптационными процессами, происходящими на уровне всей группы. С осени 2008 года в Verysell перманентно оптимизируются операционные затраты (OPEX), существенно изменилась организационная структура, что обусловило ряд кадровых перестановок. Вместе с размером оборота похудел и портфель дистрибьюторских контрактов Verysell Distribution. Но, как и раньше, компания нацелена на максимизацию добавленной стоимости при поставках высокотехнологичной продукции по трем основным направлениям - компьютерное и серверное оборудование корпоративного класса (42% предполагаемого оборота в 2009 году), программное обеспечение (44%), сетевое, телекоммуникационное и периферийное оборудование (14%). Отметим, что доля последнего направления за прошедшие годы немного увеличилась – в 2006 году поставки телекоммуникационных систем обеспечивали лишь 10% доходов.

Кризис заставил Verysell более эффективно управлять затратами и в очередной раз пересмотреть административно-организационную структуру. Прежде всего, в группе компаний была воссоздана действовавшая несколько лет назад единая операционная служба, занимающаяся юридической поддержкой, логистикой, закупками и финансами. Консолидация операционных структур призвана сократить расходы на персонал. Кроме того, по мнению руководства холдинга, его менеджеры получат возможность быстро принимать верные решения в условиях динамичной изменяющейся бизнес-среды.

Произошедшие в Verysell кадровые перестановки нацелены на достижение мультифункциональности и повышение производительности топ-менеджеров, которые приняли на себя дополнительные служебные обязанности. Так, на должность управляющего директора дистрибьюторского направления Verysell назначен Игорь Рогачевский, одновременно возглавляющий единый операционный блок Verysell. Вице-президент Verysell Group Христо Каракашев продолжит курировать деятельность Verysell Distribution как председатель правления компании, но ему поручено и развитие новых направлений бизнеса. Сергей Алещенко сохранил за собой функции коммерческого директора Verysell Distribution. Василий Волегов займется региональным развитием всей группы.

Производственные единицы Verysell остались разделенными на два блока, классических для этой группы, - дистрибьюторский (Verysell Distribution) и проектный («Verysell Проекты») бизнес. Производственный блок Verysell Distribution еще в 2006 году приступил к внедрению системы транспарентного управления на базе международных процедур и системы сбалансированных показателей (ССП). Эта система, интегрированная с ERP-решением SAP, исключает влияние эмоций и личных мнений на принятие управленческих решений, заставляя оперировать исключительно экономическими индикаторами. Еще в 2006 году ССП зафиксировала бесперспективность работы по некоторым продуктовым направлениям, которые характеризовались большим оборотом, значительными складскими запасами продукции и едва заметной прибылью. На основе прогнозируемых индикаторов развития Verysell Distribution до 2013 года стало ясно, что компании надо пересмотреть продуктовый портфель.

«Последовали продолжительные и сложные переговоры с несколькими производителями. Однако они оказались не готовы к изменению парадигмы ведения бизнеса. Для них Россия продолжает оставаться «лопаточным» рынком, на котором дистрибуция осуществляется по принципу «бери больше, кидай дальше». Это означает складирование больших объемов продукции на складах дистрибьюторов для сохранения оборотов самих поставщиков. Они не хотят осмысливать масштабы экономического кризиса в России», - прокомментировал ситуацию Каракашев.

«В некоторых западных компаниях решили, что российские дистрибьюторы должны, как это принято в Европе, работать за 2% с оборота. Но у нас – не Европа. Здесь - совсем иная структура производственных и операционных затрат, и поставлять товар с наценкой 2% просто бессмысленно», - добавил один из участников партнерского форума Softeach, пожелавший остаться неназванным.

В итоге Verysell Distribution денонсировала дистрибьюторские контракты с Avaya, Dell и HP. В нынешних условиях работа с этими производителями на прежних условиях признана нецелесообразной. Впрочем, группа Verysell по-прежнему нацелена на сотрудничество с ними в проектной области. «Мы готовы участвовать во всех программах, которые Avaya, Dell и HP поддерживают в проектно-ориентированном дистрибьюторском бизнесе», - подчеркнул председатель правления Verysell Distribution.

Он также отметил, что потенциал роста компании в ближайшие годы находится в трех новых для нее областях деятельности: это поставки решений для центров обработки данных и информационных хранилищ, удовлетворение спроса на прикладное программное обеспечение (в том числе обеспечивающее функционирование ЦОДов) и продвижение систем визуализации разного отраслевого назначения (телемедицина, видеонаблюдение и пр.). Для развития этих направлений три месяца назад в Verysell Distribution создан специальный Технический центр – прообраз будущего Центра компетенции. В нем будут отрабатываться и накапливаться лучшие методики выполнения работ в области проектной дистрибуции. По расчетам руководства Verysell Distribution, развитие новых направлений в комплексе с антикризисными мерами должно привести к постепенному восстановлению объемов бизнеса. В квартальных итогах уже наблюдается позитивный тренд, и видны перспективы дальнейшего подъема.

Христо Каракашев дал свои оценки двух сценариев восстановления ИТ-индустрии, спрогнозированных Минэкономразвития РФ. Оптимистический сценарий предусматривает рост сектора уже в следующем году; к 2012 году объем рынка должен увеличиться до 1,14 трлн руб., превысив показатели 2008 года в 1,6 раза. Пессимистический прогноз предполагает медленное и неполное восстановление рынка: к 2012 году его объем составит лишь 91% докризисного уровня. Большинство экспертов, включая Христо Каракашева, считают более правдоподобным второй вариант развития событий. Это означает, что подводная лодка Verysell Distribution, погрузившись в пучину кризиса, не утонет, а продолжит плавание на перископной глубине.

В заключение — об атмосфере партнерского слета Softeach. Вопреки кризисным проявлениям она осталась прежней: бодрящие спортивные состязания и пляжный отдых логично дополняли продуктивные деловые встречи. Благоприятные погодные условия способствовали восстановлению физических сил 180 участников форума, а их моральный дух крепила уверенность в том, что падение рано или поздно сменится очередным подъемом.