Всем очевидны достоинства видеоконференций: они позволяют существенно снижать расходы на командировки и прочие визиты к партнерам/клиентам, и при том не менее эффективно решать сложные вопросы, чем при личных встречах. ВКС — весьма удобный способ коммуникаций, особенно в наше непростое время, когда на дорогу до офиса партнера или другого офиса своей же фирмы порой приходится тратить больше времени, чем на саму встречу.

Варианты внедрения систем

Перед компаниями, которые решили перейти к применению ВКС, встает целый ряд проблем. Это и выбор оборудования, и модернизация сетевой среды для обеспечения качественной видео-конференц-связи, и обслуживание систем ВКС, для которого необходимо нанять высококвалифицированных специалистов. Однако есть способ избежать решения всех этих задач, и он заключается в обращении к услугам операторов связи.

Рассмотрим варианты предоставляемых операторами услуг ВКС. Их известно несколько, и каждая компания может выбрать наиболее приемлемый с учетом своих ресурсов.

Начнем с простейшего варианта: предоставление каналов связи и организация виртуальных частных сетей, но без предложения клиенту дополнительного оборудования для ВКС. Этот вариант услуги, имеющийся в портфелях большинства операторов связи, подразумевает объединение офисов клиента в распределенную корпоративную сеть с использованием выделенных линий, виртуальных частных сетей (IP-VPN), сетей Metro Ethernet (MEN) и, конечно же, публичного Internet. Организацией самой системы видеоконференц-связи клиент занимается самостоятельно. Предлагая такую услугу, оператор акцентируется на качестве передачи данных, которое является ключевым для сеансов видеосвязи.

В другом случае оператор может выступить в роли интегратора — поставить все необходимое оборудование для организации ВКС, установить его и затем поддерживать. Отметим, компании придется сделать серьезные вложения в покупку оборудования, но его обслуживанием займется оператор. Это очень выгодно для предприятий, так как им не приходится держать в штатах высококвалифицированных и, соответственно, дорогостоящих специалистов по поддержке ВКС-систем.

Одним из самых дорогостоящих элементов системы (средняя цена — несколько десятков тысяч долларов) является сервер многоточечной видеоконференц-связи (Multipoint Conferencing Unit, MCU), который позволяет проводить совещания в режимах многоточечной видеоконференции и видеоселекторной связи. Операторы, имеющие развитую инфраструктуру и собственный сервер MCU, предоставляют его ресурсы как услугу. Это позволяет клиенту проводить видеоконференции, не приобретая дорогостоящее серверное оборудование. В данном случае клиент через Web-портал выбирает время проведения конференции, а в ответ получает пароль доступа к MCU.

Иногда оператор предоставляет возможность заказывать дополнительные сервисы, такие как подключение удаленных абонентов по сети ISDN, запись конференции с последующим доступом к записанному материалу, подключение голосовых пользователей, вещание потока на определенный адрес и т.п. К сожалению, область дополнительных сервисов ВКС в нашей стране пока не очень развита, но положительная тенденция уже просматривается. На ближайшее время можно прогнозировать появление сервис-провайдеров, не имеющих собственных каналов связи, но предоставляющих сервисы организации многоточечных видеоконференций на основе арендованных каналов в масштабах города, региона и даже разных стран.

Наименее распространенный вариант — предоставление всей системы ВКС в составе услуги. В этом случае все капитальные затраты на приобретение оборудования (как MCU, так и оконечного) ложатся на оператора. Заказчик тратится только на арендную плату за пользование системой и в любой момент может отказаться от услуги. Надо сказать, оконечное оборудование ВКС в составе услуги операторы практически не предлагают — за исключением отдельных случаев взаимных договоренностей при наличии долгих партнерских отношений. Основная причина — достаточно высокая цена оконечных устройств, которая делает их аренду непривлекательной и для клиента, и для оператора связи.

Психологический аспект

Даже если компания справится со всеми «предварительными» задачами, системы ВКС окажутся эффективными лишь тогда, когда люди начнут ими регулярно пользоваться. Для этого недостаточно установить оборудование ВКС: необходимо также обеспечить доступ пользователей к ресурсам системы и мотивировать их переход на новые средства коммуникаций.

Очень важно сделать применение ВКС удобным и простым. Для этого требуется разработать понятный пользователям механизм резервирования переговорных комнат, оборудованных средствами видеоконференц-связи, подготовить удобные телефонные книги и четкие инструкции для начинающих. В случае соблюдения всех этих правил инвестиции в оборудование ВКС окупятся достаточно быстро.

Ну а те компании, которые находятся лишь в начале пути, смогут оценить все преимущества ВКС, арендовав уже оборудованные операторами конференц-залы. Сеансы видеосвязи в таких залах можно проводить как с другими конференц-залами этого оператора, так и с любыми системами ВКС, подключенными по каналам ISDN.

Барт Стаеленс, директор Orange Business Services по стратегическому маркетингу в России и СНГ