Александр Шунин: «Действующая бизнес-модель предоставления услуг в Internet нестабильна и неустойчива» Неудивительно, что представленные на ней решения и услуги были ориентированы преимущественно на снижение издержек и увеличение доходности игроков отрасли.

Одним из «болевых мест» оператора связи является увеличивающийся разрыв между ростом трафика и снижением удельной доходности передачи каждого байта. Эти «ножницы» возникли вследствие распространения технологий и сервисов Internet категории Web 2.0. Современная бизнес-модель услуг Internet, по мнению менеджера отдела приложений и услуг Alcatel-Lucent Александра Шунина, нестабильна и неустойчива. Операторы вкладывают в создание и развитие сетей огромные средства, но не получают адекватной отдачи от роста популярности Всемирной сети. Поставщики сетевых услуг создают приложения, популярные у конечных пользователей, но не могут обеспечить им того уровня качества, надежности и безопасности, которым отличаются сети операторов связи.

Выходом из ситуации, полагают в Alcatel-Lucent, может стать построение среды поддержки приложений, которая сбалансирует финансовые интересы участников рынка и обеспечит техническое совершенствование предлагаемых сервисов. В частности, такой средой могут стать усовершенствованные IP-коммуникации, поддерживающие конвергентную связь и мгновенный обмен сообщениями. На практике это означает глобальную доступность абонента вне зависимости от используемого им устройства и источника вызова (или сообщения). Уже сейчас несколько поставщиков услуг поколения 2.0 открыли внешним разработчикам API с целью их интеграции в единую среду поддержки приложений. Появление такой возможности, по мнению Шунина, будет способствовать росту доходов телекоммуникационных компаний за счет предоставления абонентам сетевых услуг с гарантированных качеством.

Рост трафика неизбежно приводит к необходимости модернизации транспортных сетей. Этот процесс Alcatel-Lucent связывает с концептуально новыми решениями для построения универсальных транспортных сетей с гибким фотонным уровнем. В современных оптических магистралях управление фотонным уровнем задействуют лишь для увеличения пропускной способности сети TDM или пакетных сетей, использующих разные системы передачи. Решение Alcatel-Lucent, воплощенное в транспортные коммутаторы 1850 TSS, позволяет обрабатывать оба вида трафика на оптическом уровне в изначальном формате. В результате достигается полная совместимость действующих сетей SDH и вновь создаваемых пакетных транспортных систем. В рассматриваемом оборудовании наряду с функциональностью Carrier Ethernet планируется обеспечить поддержку технологий T-MPLS/MPLS-TP - по мере завершения их стандартизации.

Для построения узла фотонной коммутации Alcatel-Lucent предлагает использовать систему сервисных коммутаторов 1830 PSS, предназначенных для строительства оптических сетей с ячеистой топологией. Особенностью оборудования этой серии является дистанционный процесс переключения каналов на оптическом уровне без участия технического персонала. В ближайшее время ожидается появление моделей с 88 оптическими каналами, каждый из которых может работать на скорости 40 Гбит/с (в перспективе - 100 Гбит/с).

Еще одной доминантой рынка в ближайшие годы может стать решение для организации фемтосот. Первый всплеск интереса к данной технологии, пришедшийся на 2007 год, трансформировался в практические решения и дал положительный опыт работы в тестовых сетях. Применение фемтосот предполагает существенную разгрузку сетей сотовой связи и использование Internet для подключения миниатюрных базовых станций. Сейчас Alcatel-Lucent предлагает два варианта исполнения таких базовых станций, созданных в содружестве с Sagem.

Помимо продвижения технических новинок и решений Alcatel-Lucent уделяет большое внимание работе своего сервисного подразделения. По словам руководителя российского офиса Сергея Марченко, поддерживается много направлений такой работы. В первую очередь, это аутсорсинг управления операторскими сетями. Соответствующая услуга востребована на мировом рынке, поскольку позволяет операторам уменьшать эксплуатационные расходы на 20-25% и уделять больше внимания непосредственно работе с клиентами. Особое место в бизнесе сервисного департамента занимают услуги оптимизации сетей связи.