Очередное изобретение отечественного сотовика просто, как все гениальное. После 90 дней упорного молчания абонента его недостойное поведение будет переведено в финансовый эквивалент: за каждый последующий день оператор намерен взимать с этого «мертвого» клиента плату в размере 3 руб.

Прежде всего, удивляет отсутствие у фирмы даже малейших признаков алчности. Ну что такое 3 руб. в день, или 90 руб. в месяц? Сущие гроши. Сумма не дотягивает и до половины месячного ARPU. А кто покроет убытки за уже истекшие три месяца молчания? Это ж просто разориться! Похоже, коммерческая служба «ВымпелКома» просчиталась. Лично я предложил бы вариант, при котором уже за первые 30 дней взимания «золота за молчание» оператор смог бы уверенно выйти на четырехмесячную величину ARPU. Во-первых, справедливо, во-вторых абонентам не повадно будет на три месяца воды в рот набирать.

А вот еще несколько проявлений гуманизма «ВымпелКома». Нововведение распространяется только на абонентов, работающих по схеме с предоплатой, т.е. несущих оператору свои денежки впрок. За внезапно снизившуюся активность их и впрямь стоит проучить. А если «трехрублевок» на абонентском счету не густо? Снова максимум лояльности: после полного исчерпания средств на счету плата за молчание перестает взиматься. Не дай Бог абонент невзначай залезет в долги. И наконец, самое интересное: дело-то, видимо, вообще не в деньгах. Пользователь может ограничиться входящими (т.е. бесплатными) звонками, поступающими из сети любого оператора, — тогда никаких штрафов взиматься не будет. Главное, что б не молчал!

Спрашивается, какой же цели хочет достичь «ВымпелКом»? В последние годы часто говорилось о том, что данные о размерах клиентской базы, публикуемые сотовыми операторами, завышены, что 10–15% этой базы составляют «мертвые» абоненты, которые когда-то приобрели SIM-карты, но ими не пользуются. Существует практика, согласно которой после шести месяцев «пассива» человек теряет свой номер и перестает числиться абонентом оператора, с которым он в свое время заключил договор. Но ждать целых шесть месяцев! Конечно, хочется навести порядок побыстрее. Я бы опять-таки предложил компании действовать решительнее: недельку-другую помолчал — плати.

Подозреваю, что дело все-таки в деньгах. Столь популярные тарифы без абонентской платы окончательно разбаловали абонентов — не говорят, и все тут, хоть ты тресни! Вот и возникла идея состричь с паршивой овцы хоть шерсти клок. Ведь разрешили же взимать абонентскую плату при нулевом месячном трафике операторам фиксированной связи. А наши многомиллиардные сотовые операторы чем хуже? Отвечая на вопрос агентства ComNews, пресс-службы двух других собратьев «ВымпелКома» по «большой тройке» дружно открестились от «инициативы», заявив, что их компании такие схемы не практикуют. Но нашелся-таки житель Южного ФО, который сообщил, что южный филиал «МегаФона» тоже взимает плату за молчание — под видом услуги «Сохранение телефонного номера». Только размер ее — совсем уж смехотворный, 1 руб. в сутки.

Операторы всеми правдами и неправдами стремятся сделать тарифные планы без абонентской платы архаизмом. Пример из другой оперы: мой подмосковный Internet-провайдер в свое время ввел подобный план для услуг xDSL-доступа, но давно уже не подписывает на него старых абонентов, а оставшихся (в ряды которых затесался и я) был бы рад перевести на другой тариф, да не знает как: договор-то об оказании услуг широкополосного доступа является бессрочным. Но это — маленькая телекоммуникационная компания. Неужели в «ВымпелКоме» будут возиться с подобной юридической ерундой! Сказано, будем списывать по 3 руб. в день, и точка.

Принципиальные абоненты получают все основания подать на оператора в суд за изменение в одностороннем порядке договора об оказании услуг связи. Будет ли кто-то этим заниматься, дабы вернуть себе изъятые за месяц 90 руб.? Сильно сомневаюсь, на что, видимо, и рассчитывает компания. Но есть еще и такая противная штука, как лояльность клиентов. Что скажут те, кто хранят SIM-карту «ВымпелКома» как резервную или используют ее при редких визитах в Москву? Представляю себе их ликование после обнаружения нулевого баланса на счету!

Короче говоря, как бы, воскресив мертвых, «ВымпелКом» не растерял живых.

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru