Главным элементом системы IP Forum является пульт оператора, выполненный в виде сенсорного экрана размером 17 дюймов

Селекторные совещания, доставшиеся нам в наследство от советских времен, до сих пор остаются привычным инструментом управления большими предприятиями. Многие компании, переходящие на мультисервисные сети, сохраняют старые кабельные системы лишь для того, чтобы высокий руководитель мог отчитывать всех сотрудников сразу из своего кабинета.

Системный интегратор «АМТ-Груп» столкнулся с отсутствием на рынке удобных решений для проведения селекторных совещаний. Точнее, в предлагаемых системах IP-телефонии такие возможности имеются, но они либо ограничиваются очень простыми функциями, либо приводят к излишнему удорожанию решения.

Чтобы удовлетворить спрос российских заказчиков на селекторную связь, «АМТ-Груп» была вынуждена организовать отдельное направление разработки продуктов на базе IP-телефонии. В его рамках компания создала собственное решение IP Forum, которое разработчики считают «золотой серединой» между функциональностью и ценовой доступностью.

«Большинство крупных отечественных предприятий уже перешли на IP-технологии, но еще не готовы к внедрению многофункциональных коммуникационных приложений. Вместе с тем в нашей стране сильна культура селекторных совещаний, осуществляемых с помощью традиционной телефонии. Создание экономичного, простого в развертывании и администрировании продукта для проведения селекторных совещаний стало естественной реакцией на потребности рынка», — заявил Максим Мамаев, начальник отдела корпоративных систем связи «АМТ-Груп».

Пока комплекс предназначен для использования в корпоративных системах IP-телефонии, базирующихся лишь на решениях Cisco. Для развертывания первой версии IP Forum необходимо наличие одного только коммуникационного сервера Unified Communications Manager. В состав решения входят сервер управления конференциями, пульты операторов селекторных совещаний, консоль администратора системы и сервис подключения к конференции IP-телефонов. Пульт оператора, предназначенный для подключения абонентов и управления ходом совещания, выполнен в виде сенсорного экрана размером 17 дюймов. Он оснащен акустической фурнитурой, благодаря чему оператор слышит все происходящее на совещании и может принимать в нем участие. Пульт позволяет подключать/отключать отдельных абонентов и их группы.

Создатели системы считают, что сенсорный экран, по сравнению с обычной мышкой, делает управление более наглядным и быстрым. Программное обеспечение пульта может быть запущено и на обычном ПК, а потому для проведения одной конференции допустимо задействовать сразу несколько пультов. В совещаниях, организованных с помощью IP Forum, могут участвовать до 50 абонентов. Базовая стоимость решения — около 500 тыс. руб.

IP Forum работает по принципу «один говорит — остальные слушают». Возможен автоматический сбор участников по заранее составленному списку. Покинуть совещание по собственному желанию не получится: участники, отсоединившиеся до его окончания, автоматически подключаются снова.

Нужного сотрудника можно уведомить о начале конференции по нескольким телефонным номерам, в том числе мобильным, но участие в конференции доступно только при использовании IP-телефонов Cisco. На экране терминала отображается собственный статус потребителя и список всех участников конференции; кроме того, через него можно попросить слова. Имена говорящего и просящих слова автоматически перемещаются в верх списка. Руководитель совещания со своего IP-телефона может включать и выключать микрофоны участников.

Первое внедрение решения состоится примерно через месяц. Мамаев рассказал, что запланированы еще несколько инсталляций. Текущая версия продукта работает с Cisco CallManager 4.1, но вскоре IP Forum будет поддерживать и старшую версию CallManager 6.1.

В планах компании — разработка автономного решения для организации селекторных совещаний, которое станет работать с любой IP-УАТС, поддерживающей протокол H.323. Будут добавлены возможности одновременного проведения нескольких конференций, конфигурирования операторских пультов с разграничением прав доступа. С применением внешнего аудиосервера максимальное число участников конференции увеличится до 500.