А спровоцировало гнев само устройство либо поступившая с его помощью информация.

Недавно специалисты Harris Interactive и RightNow Technologies провели в США исследование, которое показало, что проблемы с эксплуатацией устройств могут довести человека до серьезного стресса. Как выяснилось, 85% опрошенных испытывают приступы ярости, кричат, плачут и впадают в истерику при возникновении неполадок. Нередко после таких «приступов» люди испытывают недомогание: у них болит голова, сердце или начинается бессонница.

Интересно, что общение со службой технической поддержки при возникновении проблем не только не сглаживает конфликт, но и усиливает негативные эмоции пользователей. Раздраженный владелец «зависшего» ПК приходит в ярость, если в течение нескольких десятков минут он не может дозвониться до службы поддержки или ожидает ответа оператора. А уж если сервисные специалисты не являются к нему в заранее оговоренное время, ситуация накаляется до предела.

Данные опроса Harris Interactive и RightNow Technologies показали, что американские пользователи считают самыми проблемными продуктами компьютеры, DVD-плейеры, цифровые видео­камеры, фотоаппараты и некоторые мобильные устройства. По информации издания USA Today, самыми простыми и понятными в применении являются плейер Apple iPod и игровая приставка Sony PlayStation.

Все чаще поговаривают, что современные технологии могут оказывать негативное воздействие не только на эмоциональное состояние людей, но и на их здоровье. Наибольшие опасения внушают мобильные телефоны. В соответствии с мировыми стандартами на их безопасность уровень излучения характеризуется параметром SAR (Specific Absorption Rates, удельный коэффициент поглощения), который измеряется в ваттах на килограмм. В Европе допустимое значение SAR составляет 2 Вт/кг, в США — 1,6 Вт/кг. В России интенсивность электромагнитных полей регламентируется собственными санитарными нормами и измеряется в ваттах на квадратный сантиметр. Согласно результатам многочисленных тестов, ни одна из продаваемых в нашей стране моделей телефонов не превышает этих норм, но ближе всего к опасному порогу находятся некоторые устройства Motorola.

Ученые спорят о влиянии мобильного телефона на человеческий организм уже несколько лет. Одни утверждают, что терминалы безвредны, другие настаивают на том, что они провоцируют раковые заболевания, астму или бесплодие. Опыты на мышах показали несостоятельность этих заявлений.

Однако 30% используемых в медицине кардиостимуляторов испытывает помехи от работающих вблизи телефонов NMT и GSM 900. А как показали тесты норвежских и шведских исследователей, люди, говорящие по мобильному телефону более 30 мин в сутки, страдают нарушениями сна, памяти, головной болью, и у них чаще повышается артериальное давление. Наибольшему риску подвергаются люди в возрасте до 30 лет.

Британские ученые подлили масла в огонь, сообщив, что гарнитуры hands free увеличивают воздействие электромагнитного излучения. Во время разговора наушники превращаются в мини-антенны, облучающие мозг в три раза активнее обычных трубок. На здоровье влияют и другие приборы. Скажем, долгое сидение перед монитором ПК может привести к ухудшению зрения, нарушениям сна и даже к эпилептическим приступам.

Означает ли все это, что пользование современной цифровой техникой необходимо свести к минимуму? Скорее, всегда следует руководствоваться правилом «золотой середины». Рациональное использование устройств не приводит к серьезным негативным последствиям, но требуется разумно ограничивать общение с «умными» приборами и сдерживать эмоции.

Для тех, кто все же опасается электромагнитной угрозы, выпускаются специальные средства защиты — экранирующие устройства для ПК и мобильных терминалов, способные «гасить» вредное излучение. Одна из норвежских компаний для защиты головы от излучения мобильных телефонов выпустила кепки из специальной материи с нитями серебра. Их стоимость составляет 53 долл. Разработчик утверждает, что эти головные уборы фильтруют 100% излучения мобильного телефона, не влияя на качество звука.

Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru