Много лет назад в одной статье про меня говорили: «Говард Андерсон пытается уберечь свой скептицизм от падения в галопирующий цинизм». Возможно, теперь вы тоже почувствовали скептицизм, когда менеджеры Siemens обнаружили более 500 млн долл., замешанных в «подозрительных транзакциях». Все они относятся к тем семи годам, когда немецкий производитель выигрывал контракты в мире проводной связи.

 

Эта новость не так уж вас удивила, правда? А что могло действительно удивить, так это строгость немецких властей. Полиция Германии провела рейды в 30 офисах и представительствах компании, а исполнительный директор Siemens Клаус Кляйнфельд допрашивается как свидетель.

 

Раньше вы могли заметить, что крупнейшие американские игроки рынка образовывали по всему миру множество совместных предприятий. Я спрашивал, зачем? Мой друг, очень большой начальник в индустрии, ответил: «Закон о коррупции, болван!». Такие предприятия позволяли оператору выиграть тендер и оказаться незапятнанным «специальными условиями», которые могли бы обнаружиться на суде. Роль местного партнёра в совместном предприятии заключалась в обеспечении алиби для американской компании и возможности отвести от себя всякие обвинения.

 

Несмотря на многочисленные маркетинговые заявления, оборудование операторского класса одного поставщика в сущности равнозначно оборудованию другого. Как же тогда побеждать в бизнесе? Ценами? Да, это один из методов. Но ценовая конкуренция не без оснований считается довольно затратной, а руководители мировых телекоммуникационных компаний пользуются большой свободой выбора в отношении поставщиков.

 

Полвека назад General Electric сочли виновной в манипулировании ценами на вырабатывающее электричество оборудование. Высшие руководители концерна ответили, что это ужасное деяние совершила бесконтрольная группа управленцев-мошенников, действовавших самостоятельно. Теперь Siemens делает аналогичное заявление – мошенничество через секретные банковские счета оказалось делом горстки управленцев, совершавших операции в рамках имевшихся полномочий.

 

А чего было еще ждать от Siemens? Полмиллиарда долларов – это огромные деньги, чтобы их спрятать от совета директоров. Получается, что либо финансовые директора Siemens были слепы, либо они преднамеренно не обращали внимания на деяния своих коллег.

 

Крупные корпорации защищают себя по такому же принципу, как мафия обеспечивает изоляцию своего босса от рядовых членов преступного мира. Ещё одна аналогия: руководители американской бейсбольной лиги имели основания полагать, что их игроки принимают запрещённые препараты? Да, конечно. Но хотели ли они это официально признать? Разумеется, нет.

 

Не думайте, что такое происходит только в телекоммуникациях. В сфере кабельного телевидения мастерски научились давать взятки и блестяще отмывать деньги. Позвольте объяснить, каким образом. Когда крупный муниципалитет решал выбрать обслуживающую город кабельную компанию, некоторые операторы образовывали «дочерние» фирмы, в которых они владели 80% акций, а остальные предоставлялись так называемым «местным жителям». Такие фирмы побеждали с завидной регулярностью, поскольку в пресс-релизах указывалось, что в результате честно проведенного конкурса выиграли местные жители. Затем победители предлагали частным держателям акций выкупить у них те самые 20%, но уже за очень большие деньги. А среди благодарных местных жителей обязательно оказывались родственники мэра города и председателя тендерной комиссии. В общем, идея понятна.

 

Сегодня удивительно не то, что было сделано менеджерами Siemens, а то, что это было сделано так неуклюже. Когда-то я предложил средство от преступлений, связанных с насилием: надо просто научить насильников совершать преступления «с белыми воротничками». Но теперь, мне кажется, настало время учить, как совершать бумажные преступления чище и эффективнее.