Между тем сложившаяся ситуация объясняется просто: корпоративный сегмент практически удовлетворил свои основные потребности в информатизации, а фирмы из сферы SMB не имеют достаточных средств для приобретения дорогих масштабных систем. Это относится ко всем направлениям высокотехнологичного бизнеса, в том числе к области решений для информационной защиты. Однако специалисты российской компании Leta IT уверены, что данный сегмент имеет хороший потенциал для развития в ближайшей перспективе.

 

Чтобы определить ключевые точки роста этого рынка и основные направления деятельности своей организации, руководство Leta IT решило провести комплексное исследование. Специалисты компании опросили представителей некоторых рыночных игроков, проанализировали множество публикаций в СМИ и информацию, предоставленную аналитиками IDC, Gartner, PWC и Ernst & Young.

 

Александр Чачава, президент Leta IT, отметил, что оценка объема отечественного ИБ-рынка была сопряжена с некоторыми трудностями. В частности, возник вопрос, как отделить затраты на защиту информации от общих вложений в инфраструктуру ИТ.  Действительно, системы масштаба предприятия включают в себя множество функций, в том числе нацеленных на обеспечение безопасности.

 

Чачава указал и другую проблему: значительное число компаний из сфер малого бизнеса и SOHO продолжают пользоваться нелицензионным ПО. "Серый" рынок средств ИБ оттягивает на себя внушительные суммы. Даже если представить, что 10 млн пользователей раз в год приобретают диски с пиратским ПО всего за 6 долл., то получается, что их общие затраты составляют 60 млн долл. С учетом инструментов защиты, интегрированных в комплексные системы ИТ, и продаж контрафакта емкость отечественного рынка средств защиты информации оценивается специалистами Leta IT в 700 млн долл. При этом его "открытая" часть (в рамках которой поставщики могут бороться за клиентов), по мнению исследователей, составила в 2006 году всего 250 млн долл., т.е. 1,8% оборота отрасли ИТ.

 

Президент Leta IT уверен, что в ближайшее время легальная часть рынка ИБ значительно увеличится, а темпы роста его общего объема, по крайней мере, не снизятся. Главной причиной изменений станет конвергенция "закрытой" и "открытой" частей рассматриваемого рыночного сегмента, которая будет сопровождаться выделением в самостоятельную категорию проектов защиты информации и сокращением числа инсталлируемых пиратских продуктов. Основная масса солидных корпоративных клиентов начнет руководствоваться такими понятиями, как возврат инвестиций в обеспечение безопасности (Return on Security Investment, ROSI) и ключевые индикаторы производительности бизнес-процессов (Key Performance Indicator, KPI). Все больше организаций будут оценивать преимущества технических решений, позволяющих надежно защищать критически значимую информацию.

 

Указанные тенденции приведут к существенному уменьшению "серой" доли рынка ИБ. Если в прошедшем году, по оценке Leta IT, она составляла 64%, то в 2010 году сократится до 55%. Емкость конкурентной части рынка к тому времени должна достичь 0,9 млрд долл., а "скрытой" -- примерно 1,1 млрд долл.

 

Специалисты Leta IT рассказали и о некоторых тенденциях в сфере ИБ, прогнозируемых на ближайшие годы. Во-первых, вступление России в ВТО даст толчок к массовой сертификации решений по международным стандартам. По словам Чачавы, до 2010 года эту процедуру пройдут примерно 1 тыс. отечественных компаний. Кроме того, появятся российские спецификации в области ИБ, отраслевые стандарты, а государственное регулирование деятельности поставщиков средств защиты станет более гибким. Во-вторых, задачи систем ИБ, усложнятся, что повысит спрос на соответствующие технические разработки и высококвалифицированный персонал. В-третьих, на российский рынок защиты информации выйдут новые игроки. Их появление может стимулировать развитие всей отрасли,  в том числе повышение спроса на массовые продукты предприятий из сфер SMB и SOHO.

 Исследователи обращают внимание на то, что в ближайшие годы ожидается увеличение сегмента услуг в ИБ-области. В минувшем году, по данным Leta IT, на продажи продуктов пришлись 75% оборота рынка, на внедрение систем -- 15%, на аудит -- 8%, на аутсорсинг -- 2%. На 2010 год прогнозируется уменьшение до 55% доли оборота от реализации конечных разработок и рост оборота от всех видов услуг (внедрения -- до 30%, аудита -- до 12%, аутсорсинга -- до 3%).