Computerworld Россия

На телекоммуникационном рынке «смешиваются» две типичные модели операторского бизнеса.

В современной отрасли связи есть два типа компаний: ресурсные и сервисные. Первые продают клиентам сетевые ресурсы, будь то время разговора, подключения к Internet или мегабайты пересылаемых данных. Такие компании, как правило, владеют мощными инфраструктурными ресурсами — оптическими междугородними кабелями, медными телефонными жилами, коммутационными станциями и каналами передачи данных. В рамках этой бизнес-модели деньги «вынимаются» из кармана пользователя напрямую.

Герман Мызовский (Tario): «Мы пытались развивать проект SIPNET традиционным ?ресурсным? путем, но набрали за полгода только 100 пользователей»

Сервисные компании зарабатывают на внимании к подписчикам. Они не имеют таких же капитальных активов, как традиционные операторы, но именно на них сконцентрировано внимание большого количества абонентов ресурсных компаний. Оно «конвертируется» в деньги с помощью показов рекламы, обработки заказов, технической поддержки и других услуг.

Ресурсных компаний много. А сервисную модель можно рассмотреть на примере известного провайдера VoIP компании Skype, которая была куплена Internet-аукционом eBay за 4 млрд долл. Skype предоставляет бесплатный сервис, который обеспечивает не только звонки другим абонентам через Internet, но и передачу им текстовых сообщений и файлов (недавно запущена услуга видеосвязи). Сам проект не приносит доходов владельцу, но eBay собирается использовать Skype в переговорах с клиентами, то есть такие услуги будут оплачиваться покупателями Internet-аукциона. Современные IP-технологии достаточно дешевы, и операционные расходы на поддержку бизнеса сервисной компании можно компенсировать комиссией от продажи товаров или Web-рекламой.

Аналогичную модель пытается реализовать в России компания Tario, которая построила VoIP-сеть SIPNET. Она основана на протоколе SIP, поверх которого можно развертывать самые разные коммуникационные приложения. Потребительской «изюминкой» SIPNET является возможность бесплатных звонков в Москву и Санкт-Петербург.

Впрочем, эту «бесплатность» оправдывает реклама другого проекта Tario — VoIP Exchange, который и возмещает расходы на поддержание SIPNET (80 тыс. долл. в месяц). Оказалось, что такая Internet-реклама дешевле, чем телевизионная или реклама в метро. Собственно, Tario попыталась пойти традиционным «ресурсным» путем, но за шесть месяцев набрала только 100 пользователей. А при переходе на «рекламную» модель их количество за три месяца выросло в 1 тыс. раз. Очевидно, столько пользователей SIPNET не могут звонить лишь в Москву и Санкт-Петербург, поэтому определенные доходы внутренняя реклама все же приносит. Вместе с тем оператор собирается сформировать пакет услуг, связующим звеном которого является голос поверх IP, и полностью перейти на сервисную модель бизнеса в рамках SIPNET.

Упомянем и встречную тенденцию: представители традиционно сервисной индустрии стремятся перейти на ресурсную модель. Об этом, в частности, много говорилось на конференции «Телекоммуникационные решения на основе IP-протокола для фиксированных, мобильных и корпоративных сетей связи». Миграция к ресурсной модели характерна для сферы сетевого телевидения (IPTV), в которой появляются проекты платных услуг передачи видеосигнала через Internet. Их примеры в нашей стране — «Стрим-ТВ» и «Рамблер телесеть». Мы видим, что телевещатели пытаются уйти от продажи рекламы в пользу продажи ресурсов — каналов телепередач, фильмов по запросу и др.

На телекоммуникационном рынке намечается конвергенция разных типов услуг на базе единой платформы IMS. Скорее всего, произойдет и конвергенция унаследованных бизнес-моделей. При этом базовые услуги будут предоставляться бесплатно, а за дополнительные сервисы (такие как просмотр фильмов по запросу, междугородние звонки по VoIP или покупка товаров через Internet) придется платить. Впрочем, данные тенденции не исключают применения модели, полностью ориентированной на доходы от рекламы. Ее придерживаются почти все поисковые системы, порталы и другие Web-ресурсы с большим количеством посетителей.

По оценкам компании «Коминфо Консалтинг», к 2007 году по всему миру будет насчитываться 18 млн пользователей IPTV. Ежегодный прирост подписчиков таких услуг составляет примерно 200%.


Адаптировано для SIPNET

Сразу два производителя оборудования класса CPE, российская компания Nateks Networks и тайваньская D-Link, подписали партнерские соглашения с владельцем сети SIPNET о предоставлении устройств для доступа к услугам IP-телефонии. Согласно договоренностям, производители должны протестировать в сети предлагаемое ими оборудование и в случае успеха испытаний получить маркировку «Адаптировано для SIPNET». Она свидетельствует, что эти модели CPE-устройств рекомендованы сервис-провайдером для подключения к его сети.

Nateks Networks сообщает, что в начале 2006 года завершила первую серию тестовых испытаний. Они доказали отличное качество передачи шлюзами VoiceCom голоса и факсимильных сообщений через SIPNET. С середины марта голосовые шлюзы линейки VoiceCom (VoiceCom 90, VoiceCom 110, VoiceCom 115 и VoiceCom 220) будут продаваться в большинстве крупных городов через разветвленную дилерскую сеть Nateks Networks. Их стоимость определена с учетом финансовых возможностей российских потребителей — от 120 долл. за однопортовый маршрутизатор до 635 долл. за 8-портовый шлюз к IP-УАТС.

Несколько ранее официальный дистрибьютор D-Link фирма «Тайле» приступила к поставкам в дилерскую сеть IP-телефонов DPH-120S и DPH-140S с поддержкой SIP, оснащенных двумя портами Ethernet 10/100 Мбит/с. Они также получили маркировку «Адаптировано для SIPNET». По мнению поставщика, эти телефоны имеют наилучшее соотношение цены и функциональности, что делает их очень востребованными в сегменте SOHO. Рекомендованная розничная цена таких устройств составляет 117 и 155 долл. соответственно.

Купив оборудование со специальной маркировкой Nateks Networks и D-Link, а затем подключив его к сети SIPNET, пользователь получает один бонусный доллар на свой лицевой счет. Помимо бесплатного общения между собой абоненты SIPNET могут принимать звонки и сами звонить через Internet на номера фиксированных телефонных сетей по всему миру, причем по очень низким тарифам. Более того, им предоставляется возможность неограниченных по времени бесплатных звонков на городские телефоны Москвы и Санкт-Петербурга.