Технология GSM давно переросла свое изначальное предназначение, превратившись в глобальную «экосистему», в которой сосуществуют сотни производителей, тысячи операторов, поставщиков услуг и более 1 млрд абонентов.

Как и любая другая экосистема, она эволюционирует в силу внутренней и внешней конкуренции. Добропорядочная конкуренция гарантирует стабильное развитие системы в целом, а нецивилизованные формы борьбы и нерасчетливое вмешательство внешних регуляторов, напротив, ведут к ее деградации. Актуальность этих аксиом подтвердили участники очередной конференции по беспроводной связи GSM Russia — Wireless Russia-2004.

Прогнозы сбываются

ДМИТРИЙ ЗИМИН снова апеллировал к наличию «внешних» проблем, заявив, что добросовестная конкуренция интеллекта и технологий должна, наконец, прийти на смену соперничеству административных ресурсов

В ходе прошлогодней конференции Джон Хоффман, директор департамента по консалтингу в области эволюции технологий Ассоциации GSM, предсказывал, что к концу 2004 года совокупная абонентская база сетей GSM в России и СНГ превысит отметку 60 млн. Год назад этот прогноз казался чересчур оптимистичным, но сегодня он уже не вызывает сомнений. Как сообщил исполнительный директор Ассоциации российских операторов сетей GSM Вячеслав Афанасьев, к концу мая только в нашей стране операторы GSM обслуживали 42,02 млн пользователей.

Отличительная особенность современного этапа развития сетей GSM в России заключается в том, что основной прирост абонентской базы в 2003 году был достигнут за счет регионов. В общей сложности сети GSM развернуты в 88 субъектах РФ. Бурное проникновение услуг сотовой связи в малоимущие слои населения привело к значительному обострению конкуренции на локальных рынках.

Статистика свидетельствует, что монопольное положение на рынке GSM сегодня наблюдается только в 11 субъектах РФ (здесь действуют по одному оператору). В 30 субъектах РФ эксплуатируются по две сети GSM, в 25 регионах конкурируют по три поставщика услуг GSM, в 12 — по четыре, а в одном соперничают сразу пять операторов. При этом аналитики отмечают, что рынки, характеризующиеся наибольшей конкуренцией, растут активнее всего. На нынешнем форуме Джон Хоффман снова сделал смелый прогноз в отношении отечественного рынка мобильной телефонии: он предрекает, что к концу 2005 года в СНГ будет примерно 100 млн абонентов.

К особенностям развития GSM-услуг в нашей стране специалисты относят популяризацию сервисов мобильного банкинга и офиса, рост применения конвергентных услуг на базе GPRS, в том числе — передачи мультимедийных сообщений (MMS). «В перспективе отечественный рынок ожидает насыщение голосовых услуг при одновременном снижении доходности с 90 до 69%», — считает Афанасьев. Необходимость создания качественно новых приложений и услуг неголосового характера обусловлена эволюционным переходом на новые технологические ступени в мобильных коммуникациях — EDGE и UMTS. А сейчас участников рынка больше всего волнуют вопросы, связанные с реализацией эффективных инструментов регулирования и соблюдением цивилизованных правил конкурентной борьбы.

Обоснованная критика и внутренние ресурсы

Критика в адрес национальной администрации связи, прозвучавшая в ходе форума, касается, прежде всего, несовершенства механизмов регулирования межоператорских расчетов, присоединения сетей и пропуска трафика, условий доступа к ресурсам нумерации и частотному спектру. Как заявил первый заместитель генерального директора ОАО «МТТ» Виталий Слизень, одним из главных факторов, сдерживающих развитие рынка, является непрозрачность отношений сотовых компаний с предприятиями группы «Связьинвест». Российские операторы настаивают на принятии простых и понятных условий ввоза оборудования, лицензирования их деятельности, проектирования, строительства и эксплуатации объектов, контроля и надзора за операторской деятельностью.

Другими словами, рынок требует от регулятора формирования цивилизованной конкурентной среды. В этой связи говорилось о необходимости развития малого и среднего сегмента рынка мобильных услуг за счет создания небольших виртуальных операторов мобильной связи (MVNO), внедрения принципов обратной оплаты вызова по желанию абонента (Calling Party Pays, CPP) и услуг переноса мобильного номера (Mobile Number Portability, MNP).

Безусловно, действующие игроки не до конца исчерпали потенциал роста. Почетный президент ОАО «ВымпелКом» Дмитрий Зимин обратил внимание участников форума на необходимость дальнейшего повышения производительности труда в сотовых компаниях за счет оптимизации затрат, более эффективного управления каналами сбыта, централизованного планирования, мониторинга и коррекции развития сетей. Однако возможности увеличения бизнеса операторов за счет совершенствования механизмов внутреннего управления весьма ограниченны.

Недавно аналитики «ВымпелКома» сопоставили производительность труда в некоторых российских и зарубежных компаниях. Полученные данные свидетельствуют, что по объему трафика, обработанному в пересчете на одного сотрудника, наши операторы не уступают наиболее эффективным зарубежным игрокам рынка мобильной связи. Поэтому Зимин снова апеллировал к наличию «внешних» проблем, заявив, что добросовестная конкуренция интеллекта и технологий должна, наконец, прийти на смену соперничеству административных ресурсов.

Антидемпинг

«Мир GSM — это не только экосистема, но еще и бизнес», — напоминает директор по стратегическому планированию и финансовому анализу «ВымпелКома» Владимир Битюцких. Он предложил радикально пересмотреть подходы к определению основных показателей развития сотовых компаний. Традиционно анализ операторской деятельности базируется на среднем абоненте, но этот подход имеет очевидные недостатки. Основные характеристики, определяющие среднестатистического абонента сети, со временем изменяются, а следовательно, искажаются выявленные ранее закономерности развития бизнеса. Основой для анализа работы оператора, по мнению Битюцких, должен быть трафик, производство и продажа которого — суть деятельности сотовой компании.

Такие ключевые финансовые индикаторы, как операционные доходы, расходы и производственные активы компании непосредственно связаны с трафиком. Используя функциональные зависимости дохода от объема трафика, расходов на предоставление услуги связи, стоимости средних за период производственных активов и т. д., нетрудно прийти к важнейшим удельным показателям. Среди них следует выделить доходы от продажи услуг, приведенные к минуте (АРРМ), расходы на услуги связи на минуту трафика (ОЕРМ) и стоимость средних за период производственных активов на минуту трафика (РАСРМ).

Таким образом, на стратегическом уровне сотовый бизнес можно описать всего четырьмя зависимостями. Они достаточно тривиальны, но являются надежным инструментом для решения ключевых задач управления операторской деятельностью и, прежде всего, для формирования взвешенной тарификационной политики. Но главное, выявленные закономерности позволяют построить долгосрочный прогноз развития отечественной сотовой индустрии.

Опираясь на предложенные методы оценки, можно увидеть, что в настоящее время сотовый бизнес в России достаточно эффективен: внутренняя ставка доходности у отечественных операторов весьма высока и составляет порядка 27—30% годовых. Если ключевые зависимости операционных показателей от трафика сохранятся в нынешних пределах, то у операторов останутся очень благоприятные перспективы. Однако реализация позитивного сценария возможна только при сохранении взвешенной тарифной политики всеми участниками рынка.

Напомним, что за последние три года усредненная стоимость эфирного времени в нашей стране резко снизилась. Дальнейшее падение цен, не согласованное со снижением операционных затрат и производственных активов, может привести к тому, что сотовый бизнес начнет терять эффективность. Тогда игроки этого рынка будут наращивать свою стоимость в основном за счет увеличения объема операций, а удельные доходы от единицы проданного трафика продолжат падать. Одновременно начнет снижаться отдача от каждого инвестированного доллара. В тот момент, когда ставка внутренней доходности операторов приблизится к средневзвешенной цене капитала (для России это примерно 10—12% годовых), сотовый бизнес утратит всякую способность наращивать свою стоимость даже при существенном расширении его объемов.

Битюцких посетовал, что во многих регионах России наметилась тревожная тенденция необоснованного падения цен на услуги сотовой связи. Это не связано с исчерпанием покупательной способности населения и объясняется ожесточением «местечковой» конкурентной борьбы. «Компании, практикующие демпинг, разрушают рынок в целом, — считает заместитель генерального директора по технике и развитию ОАО «МегаФон» Алексей Ничипоренко. — Ведущим рыночным игрокам вскоре придется сесть за стол переговоров и найти общие подходы к решению данной проблемы». Впрочем, это взгляд в будущее с высокой «федеральной» трибуны.

Провинциальная история

Структура рынка GSM-услуг в регионах присутствия местных операторов

Сегодня в нашей стране продолжают действовать 34 региональных оператора GSM, которые не входят в «большую тройку». Они работают в 40 регионах страны, и, по словам генерального директора «Ульяновск-GSM» Владимира Ефимова, контролируют на своей территории около 27% рынка (по числу абонентов). В совокупности региональные операторы обслуживают 9% абонентов мобильной связи России. Самые слабые позиции — у провинциальных игроков в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Зато они лидируют на Урале, где занимают 38% местного рынка. В Приволжском округе доля «регионалов» также достаточно высока — 23%.

Было бы нелепо отрицать тенденцию к сокращению доли рынка местных операторов в пользу федеральных, но, как ни странно, экстенсивное развитие федеральных сетей сулит «коренным» представителям сотового бизнеса определенные преференции. Защищая свои позиции, они концентрируются на интенсификации бизнеса, стараются обеспечить конкурентные преимущества за счет расширения спектра дополнительных услуг.

Некоторые сотовые компании в регионах по-прежнему сохраняют высокую инвестиционную привлекательность. Объемы денежных вливаний в локальный бизнес трудно сравнить с финансированием стратегических проектов «большой тройки», но низкие сроки окупаемости увеличивают эффективность вложений.

Трудности, на которые сетуют провинциальные игроки, тоже связаны с работой регулирующих органов. Подчас проблемы с выделением частот, лицензированием деятельности и присоединением мобильных сетей к ТфОП для местных операторов не менее актуальны, чем для общероссийских.

Есть в регионах и свои специфические заботы — недостаток финансовых средств и отсутствие «эффекта масштаба». По этим причинам внедрение в локальных сетях новейших разработок производителей оборудования и программных решений продвигается со скрипом. Зачастую даже при наличии необходимого финансирования региональные операторы не могут приобрести промышленные сервисные платформы, поскольку их производительность превышает потребности конкретного региона.

В этих условиях часть игроков объединяет усилия, создавая межрегиональные альянсы с целью усиления «эффекта масштаба». Активно практикуется долевое финансирование при покупке и эксплуатации мощных технологических решений. Растут зоны межрегионального роуминга с льготной тарификацией для абонентов. «По крайней мере, в краткосрочной перспективе четырехмиллионная база региональных операторов не будет поглощена федеральными игроками, — убежден Ефимов. — Региональные компании продолжат борьбу за выживание, опираясь на знание местного рынка, высокую скорость принятия управленческих решений, оптимальное использование ресурсов и оборудования».