Ряд СМИ распространили информацию о том, что инвестиционная компания «Альфа-Эко», которой принадлежат 25% плюс одна голосующая акция оператора «ВымпелКом-Р», собирается покинуть состав акционеров последнего, поставив под удар его планы региональной экспансии

В начале февраля телекоммуникационный рынок всколыхнули два события, которые были связаны со взаимоотношениями крупнейших российских операторов сотовой связи с их стратегическими инвесторами. По известному правилу, одна новость оказалась хорошей, а другая — плохой. Как водится, начнем с плохой.

Ряд сетевых и печатных СМИ распространили информацию о том, что инвестиционная компания «Альфа-Эко», которой принадлежат 25% плюс одна голосующая акция оператора «ВымпелКом-Р», собирается покинуть состав акционеров последнего, поставив под удар его планы региональной экспансии. Среди причин данного решения указывались бесперспективность будущих инвестиций в проекты «ВымпелКома-Р», задержки финансовых траншей и даже отсутствие денег у «Альфа-Групп». Утверждалось также, что «ВымпелКом-Р» в спешном порядке ищет новых стратегических партнеров из числа европейских и международных банков. При этом делались ссылки на анонимные, но «достоверные» источники информации.

Интересно, что сведения о предстоящих изменениях в составе акционеров «ВымпелКома-Р» появились буквально через пару недель после официальной пресс-конференции генерального директора Алексея Мищенко (см. «Сети», 2002, № 3 (116), с. 10), в ходе которой прозвучало несколько ключевых положений. Во-первых, графики финансирования и строительства региональных сетей соблюдаются неукоснительно. Во-вторых, в 2002 году на региональное развитие планируется потратить 201 млн долл. (из которых 84 млн «живых» денег предоставит столичный «ВымпелКом», а остальное, в виде товарных кредитов, — поставщики оборудования). Всего на развертывание региональной инфраструктуры второго национального оператора должно быть истрачено 337 млн долл., после чего (и это в-третьих) «Альфа-Эко» может реализовать свой опцион на приобретение дополнительного пакета акций.

Вроде бы все шло по плану: «Альфа» уже произвела первый транш размером 103 млн долл., «ВымпелКом» от своих обещаний тоже не отказывался. В этом контексте сенсационная информация об изменении «Альфой» своих планов грянула как гром среди ясного неба. С точки зрения здравого смысла совершенно непонятно, почему инвестор передумал участвовать в проекте, осуществив свое первое глобальное «вливание». Ведь по законам рынка, если он решит продать принадлежащий ему пакет акций, вырученная сумма окажется гораздо меньше той, за которую он был приобретен. «Альфа» не производит впечатления игрока, беспомощного на финансовом поле, поэтому мы обратились за разъяснениями в пресс-службу «ВымпелКома», которая по-прежнему отвечает и за обслуживание бывшего дочернего предприятия этой фирмы — «ВымпелКома-Р».

«Мы не комментируем слухи, тем более бредовые, — заявил руководитель службы по связям с общественностью Михаил Умаров. — От редакций, опубликовавших данную информацию, мы требуем опровержения, и на это у нас есть все основания». Президент «ВымпелКома» Джо Лундер сообщил, что корпоративная политика фирмы запрещает ее сотрудникам каким-либо образом комментировать слухи. «К сожалению, подобные провокационные публикации порочат репутацию не только отдельных компаний, но и российского рынка в целом», — добавил он.

Итак, ситуация с «ВымпелКомом» прояснилась, и стало очевидным, что ряд изданий снова воспользовались подзабытым инструментом «черного пиара». Какие задачи решаются с его помощью — всем понятно, но, как ни печально, действенность такого инструмента со временем не уменьшается. Особенно это касается тех публичных компаний, чьи акции котируются на международных фондовых рынках, поскольку «черный пиар» позволяет сыграть на искусственном повышении либо снижении котировок. В последнее время акции VIP устойчиво ползли вверх, и, возможно, кому-то данная тенденция не понравилась.

Теперь перейдем к хорошей новости. Примерно в то же время компания Sonic Duo, представляющая проект сотовой связи «МегаФон» в столичном регионе, объявила о получении первого транша кредита на 138 млн долл. от консорциума международных банков. Этот кредит предоставляется в денежном виде и призван помочь оператору расширить свою сеть в Москве и области, сократив отставание от конкурентов.

Реальные зарубежные инвестиции в Sonic Duo пока составили 75 млн долл. Среди прочих в организации кредитной линии участвовали Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и одно из подразделений Всемирного банка, специализирующееся на операциях с частными компаниями.

Несмотря на всю значимость этого события для бизнеса Sonic Duo, с точки зрения экономической ситуации в стране и практики бизнес-отношений операторов и инвесторов данный пример вовсе не является экстраординарным. Дать кредит еще не значит войти в состав акционеров компании-заемщика, хотя кредиторы, несомненно, должны быть заинтересованы в ее устойчивости на фондовом рынке. А реалии мировой экономики таковы, что Россия сейчас — чуть ли не единственный анклав благополучия в сфере ИТ и телекоммуникаций. Так что желание вкладывать сюда деньги вполне понятно.

Разумеется, пресс-служба «МегаФона» сделала соответствующее заявление, и мне кажется, что любая другая компания тоже не преминула бы сообщить о подобных достижениях. Пикантность ситуации заключается в том, что заявление «МегаФона» прозвучало практически одновременно с появлением «плохой новости» о «ВымпелКоме-Р». А это дало некоторым аналитикам повод для поиска причинно-следственных связей между двумя событиями.

Собственно говоря, информирование рынка о корпоративных успехах и есть суть «белого пиара», тем более что в случае с «МегаФоном» речь шла о конкретных цифрах и свершившемся факте. Искусство же отличать черное от белого не требует особых талантов, а для профессионалов рынка это вообще не проблема. Поэтому остается верить, что заказчикам акций «черного пиара» рано или поздно придется устыдиться своих топорных действий.

Как ни печально, действенность такого инструмента как, «черный пиар», со временем не уменьшается.