Несмотря на стремительное падение акций так называемых дот-комов, интерес к практическому Всемирнойной сети нисколько не уменьшился. Эйфория, вызванная стремительным развитием Internet-бизнеса, сменилась горьким разочарованием, но это лишь способствовало реальной оценке возможностей, которые готова предложить Сеть. Косвенным подтверждением такого вывода является продолжающийся рост потребителей услуг Internet. Как утверждают исследователи из IDC, ежегодно появляется свыше 100 млн новых пользователей и все больше компаний переводят свои бизнес-процессы в электронную среду. К 2005 году, по оценке той же IDC, Сеть будет насчитывать более 1 млрд пользователей.

Как совокупность технических средств Internet неинтересен широкому кругу пользователей, так как их привлекает лишь возможность прибегнуть к тем или иным сервисам. Для кого-то это в первую очередь услуги telnet или ftp, для кого-то — электронная почта, gopher или World Wide Web, а для кого-то и средство осуществления электронных платежей. Посмотрим, какие услуги готова предоставить Сеть и насколько они востребованы в нашей стране.

С большой долей условности все Internet-сервисы можно разбить на три группы — услуги для корпоративного уровня, для индивидуальных пользователей и для провайдеров Internet. Конечно, провайдеры сами являются поставщиками услуг, но Всемирная паутина состоит из магистральных каналов связи и узлов маршрутизации, а они обслуживаются конкретными операторами.

В российском сегменте Internet (Рунете) задействуется в значительной степени иерархическая модель построения сети. На верхушке пирамиды расположено несколько узлов, через которые происходит обмен трафиком с остальной сетью. На периферии российского сегмента практически не встретишь горизонтальных связей, все каналы замыкаются на Москву. Справедливости ради отметим, что ситуация немного исправляется, ведь еще несколько лет назад обмен данными между ведущими российскими провайдерами происходил через европейские узлы маршрутизации.

Может показаться, что вопрос получения сервиса в виде аренды магистральных каналов — личное дело провайдера, но вспомним австралийские события прошлого года, когда обрыв одного океанского кабеля оставил целый континент без Internet. Соответственно, характеристики этого сервиса немаловажны для конечного пользователя, хотя и влияют на него косвенным образом.

И все же подавляющее большинство людей интересуют только услуги, предоставляемые им провайдером. Рядового пользователя, имеющего домашний компьютер, в первую очередь волнует проблема поиска нужной информации. Для данных целей в Internet существуют поисковые машины, причем в России этот сервис развит неплохо и компании, предоставляющие его, сумели в свое время получить неплохие инвестиции. До недавних пор поисковый сервис был абсолютно бесплатным, зато пользователям приходилось ожидать загрузки многочисленных рекламных баннеров. Однако вряд ли такая безадресная реклама достаточно эффективна, о чем свидетельствуют и расценки на ее размещение.

Ситуация стала меняться, когда санкт-петербургская компания Internet Help открыла интерактивный англоязычный поисковый сайт (www.askwebhelp.com). На платной основе сотрудники фирмы будут осуществлять поиск информации, необходимой клиенту, а результатом выполнения каждого заказа станет коллекция ссылок на соответствующие ресурсы Internet. По данным IDC Russia, существует русскоязычный вариант такого сайта (www.internethelp.ru), через который ежедневно проходит до 1 тыс. запросов. В случае обращений на русском языке услуги пока бесплатны, но скоро за них тоже будут брать деньги.

Многие люди прибегают к услугам электронной почты, о преимуществах которой уже нет нужды говорить. Мы получаем этот сервис на своем корпоративном сервере, покупаем у Internet-провайдера либо обращаемся к одному из многочисленных бесплатных серверов в Web. Для поставщика бесплатных почтовых ящиков на первое место выходит размещение рекламы, поэтому так часто ящики бывают забиты информационным мусором. На мой взгляд, почтовый сервис уже устоялся и в данном направлении вряд ли нас ждет что-нибудь революционное. Однако в результате «сращивания» бизнеса телефонных операторов и Internet-провайдеров в последние месяцы все больше говорится об интеграции телефонных услуг и электронной почты. Следствием такой интеграции может стать появление разновидности сервиса универсальных почтовых сообщений (Uified Messaging) для сетей общего пользования.

Наконец, еще одной областью, которая интересна рядовому пользователю, является Web-хостинг. Есть все предпосылки для перерастания этой услуги в истинно массовую, так как любой желающий всего за 5 — 20 долл. в месяц может разместить в Сети сайт «имени себя, любимого». Причем инструментарий, предоставляемый провайдером, позволяет решать множество прикладных задач, связанных с технической поддержкой и расширением функциональности сайта. Кстати, такой услугой пользуются не только индивидуальные потребители: множество мелких и средних компаний, желающих закрепиться на новом поприще, но не имеющих для этого достаточных ресурсов, регистрируют свои сайты в Рунете и размещают их у провайдеров.

В качестве примера интересно рассмотреть, какие виды сервиса востребованы на европейском рынке. Наибольший объем Internet-услуг (в денежном эквиваленте) приходится на различные типы хостинга. Как видно из диаграммы, интенсивно растет доля выделенных серверов, арендованных у провайдера, что, очевидно, связано с возрастанием роли электронных способов ведения бизнеса. Для успешной и надежной работы Web-сайта компании теперь недостаточно разделяемых ресурсов общего сервера. Внедрение новых форм организации бизнеса неразрывно связано с желанием сократить расходы, поэтому уменьшается число собственных серверов клиентов, которые размещаются на площадке провайдера, и растет интерес к аренде услуг приложений.

Мы не будем останавливаться на особенностях российского хостинга. Эта тема подробно обсуждалась на круглом столе хостинг-провайдеров, проходившем в нашей редакции в конце августа. Зато мы более детально рассмотрим вопросы предоставления услуг приложений.

Под этим термином чаще всего подразумеваются сервисы аутсорсинга и ASP (Application Service Provider). Основной принцип аутсорсинга заключается в том, что определенные виды деятельности, требующие специальных средств и навыков сотрудников, передаются на выполнение специализированной компании. Такая форма организации бизнеса была вызвана к жизни стремлением сократить издержки, но, несмотря на ее явную привлекательность, она вызывает много сомнений и вопросов.

Главным различием между аутсорсингом и услугами ASP является универсальность сервиса. При использовании модели аутсорсинга для компании-заказчика создается комплексное решение, призванное обеспечивать необходимую сервисную поддержку, причем такие формы взаимоотношений сторон свойственны не только Internet-бизнесу. Типичный пример — сервисное обслуживание сложной техники: в вашем офисе стоит копировальный аппарат, находящийся на балансе компании, обслуживание и мелкий ремонт которого выполняет сервисная фирма. В сфере Internet типичный пример реализации модели аутсорсинга — размещение и обслуживание клиентских серверов на площадке провайдера.

В случае ASP ситуация несколько иная: пользователю (а им может быть не только корпоративный клиент) предоставляются ресурсы, владельцем которых является провайдер. Возвращаясь к услугам хостинга, можно сказать, что аренда ресурсов общего Web-сервера для создания сайтов клиентов служит одной из возможных форм реализации принципа ASP.

Часто в качестве приложений, доступных для аренды у ASP-провайдеров, выступают офисные программные средства. Эта разновидность услуг сразу навевает мысль о тонких клиентах, широко обсуждавшихся в специализированной прессе несколько лет назад. Арендуемыми приложениями вполне может быть электронная почта и программное обеспечение, используемое для управления бизнесом компаний. В этой связи чаще всего называют решения ERP (Enterprise Resources Planning) и CRM (Customer Relationship Management), которые в последнее время приобрели большую популярность, но, к сожалению, не стали радикально дешевле. Неудивительно, что предпринимаются активные попытки сделать их доступными для малых и средних фирм. Наибольшую долю в обороте ASP-провайдеров способны занять услуги аренды приложений для электронных магазинов и проведения электронных платежей.

В нашей стране особенно заметным является именно последнее направление деятельности ASP. Многие провайдеры предлагают виртуальные торговые площадки в Internet, а услуги платежных систем становятся все популярнее, например, клиентов WebMoney, уже свыше 120 тыс. человек.

Несмотря на эффективность и примеры успешного внедрения таких услуг, перспективы их развития далеко не безоблачны: здесь таится много «подводных камней». Оставим в стороне обсуждение проблем деловой этики партнеров и гарантии коммерческой тайны, хотя они очень важны для оценки перспектив бизнеса, связанного с арендой приложений. Сейчас нас интересуют технологические аспекты обеспечения сервиса.

Во-первых, данные для арендованных бизнес-приложений поступают в режиме реального времени, что порождает определенные требования к сетям связи. С этой проблемой связаны вопросы обеспечения качества обслуживания (QoS) и контроля за продвижением информации. Но, как известно, без применения специальных средств маршрутизации на всем участке сети от поставщика услуг к потребителю Internet не может гарантировать качество связи.

Во-вторых, клиент практически неспособен контролировать работу сервиса и, как следствие, не может полностью доверять полученным результатам. С другой стороны провайдер не всегда готов допустить заказчика к настройкам своего приложения, так как оно работает в режиме разделения ресурсов между несколькими клиентами.

В-третьих, в такой системе существует «точка отказа», критичная для многих клиентов. Это сам ASP-провайдер, и при выходе из строя его оборудования услуги аренды приложений становятся недоступными. Для исключения столь нежелательного сценария требуется создание распределенной системы, что для провайдера достаточно дорого (если учесть число реальных клиентов — прямо скажем, незначительное).

Всемирная сеть получила путевку в жизнь и продолжает существовать исключительно за счет обеспечиваемых ею сервисов. Их спектр будет год от года расширяться, но далеко не все из них найдут моментальный спрос. По моему убеждению, в России еще год-два будут преобладать Internet-услуги, уже получившие признание, в частности поисковые системы, электронная почта, хостинг Web-серверов и виртуальные торговые площадки. И вряд ли стоит ожидать появления массового спроса на услуги, связанные с аутсорсингом внутрикорпоративной информационной деятельности. Преградами к этому окажутся не только российский менталитет, но и отсутствие действенной законодательной базы.